Решение б/н Решение и предписание по делу № 122/18 о нарушении законодат... от 1 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 122/18

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

  1. марта 2018г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:

Председателя:

К<…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;

Членов Комиссии:

К<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

С<…> – государственного инспектора отдела контроля закупок;

с участием представителей:

от заявителя ООО «ИЗИДОЛГ» – уведомлен, не явился;

от заказчика – Администрация Шипуновского сельсовета Шипуновского района Алтайского края - Ч<…>, К<…>,

рассмотрев жалобу ООО «ИЗИДОЛГ» на действия заказчика - Администрация Шипуновского сельсовета Шипуновского района Алтайского края, по закупке № 0117300030118000002 «28.92.21.110 - Бульдозеры на гусеничных тракторах», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «ИЗИДОЛГ» на действия заказчика - Администрация Шипуновского сельсовета Шипуновского района Алтайского края, по закупке № 0117300030118000002 «28.92.21.110 - Бульдозеры на гусеничных тракторах».

В обоснование жалобы заявитель указал на нехватку времени для подачи заявки, нарушения сроков проведения электронного аукциона, на установление в аукционной документации излишних требований к участникам закупки, не приложения к документации обязательного файла с внесенными изменениями, установление требований к участникам закупки к декларированию в недействующей редакции аукционной документации, не установления требования к участникам закупки по декларированию по пункту 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не обоснованного установления требования к участникам закупки по пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушения порядка описания объекта закупки.

Заслушав пояснения представителей участвующих в деле, а также изучив представленные документы в рамках внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.

05.02.2018 года заказчиком было размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 05.02.2018 №0117300030118000002 «28.92.21.110 - Бульдозеры на гусеничных тракторах».

В соответствии с частью 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно условий контракта, указанных в Извещении о проведении электронного аукциона по закупке №0117300030118000002, начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 200 000 руб. 00 коп. Дата и время окончания подачи заявок 21.02.2018 в 18:00.

По сведениям Единой информационной системы в сфере закупок, дата и время размещения извещения 05.02.2018 16:33ч. местного времени (МСК +4).

Изменения в Извещение, в Аукционную документацию произведены и размещены Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок - 06.02.2018г. в 16:05.

В соответствии со вторым абзацем пункта 1 статьи 194 Гражданского кодекса, если установлен срок для совершения какого-либо действия и оно должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Соответственно датой окончания срока подачи заявок является 21.02.2018г. в 18:00 включительно.

Учитывая отсутствие доказательства со стороны заявителя о невозможности своевременного принятия участия в закупке, доводы жалобы о нехватке времени Комиссия находит не обоснованными.

Согласно части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе, днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

Извещением о проводимой закупке установлено, что дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 26.02.2018г., а дата проведения аукциона в электронной форме – 28.02.2018г.

Таким образом, в Извещении о проведении электронного аукциона №0117300030118000002, сокращен срок и установлена дата проведения аукциона раньше чем на 1 день.

В связи с этим, Комиссия находит обоснованной жалобу заявителя, в части нарушения срока проведения электронного аукциона, выразившегося в установлении Заказчиком в Извещении преждевременной даты проведения аукциона в нарушение части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.

Согласно пункта 1 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта.

Исчерпывающий перечень наименования товаров, работ, услуг по которым устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, содержится в Приложении №1 утвержденном Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".

Согласно описания объекта закупки в Извещении, аукционной документации, предметом закупки является - «поставка Трактора гусеничного (бульдозер)».

В пункте 3 Извещения (раздел требований к участникам закупки), Заказчиком установлено:

- Требование к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Таким образом, Комиссия находит неправомерным установление Заказчиком в Извещении требования к участникам закупки, к наличию у них финансовых ресурсов, поскольку рассматриваемая закупка не подпадает под положения Постановления Правительства №99 от 04.02.2015г.

В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок, Заказчиком размещена Аукционная документация с внесенными в нее изменениями, а также содержащее изменения Извещение о закупке - 06.02.2018 в 16:05 (МСК+4).

Таким образом, доводы заявителя о не размещении Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок специального файла с изменениями, Комиссия находит не обоснованными.

Согласно пункта 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе:

- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Указанное требование также содержится в подпункте 5 пункта 2.1 Аукционной документации по проводимой закупке, но без ссылки на нормы Уголовного кодекса Российской Федерации установленных пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе в Приложении №3 к Аукционной документации, такое требование не конкретизировано.

Таким образом, Комиссия находит обоснованным довод заявителя, в части установления Заказчиком требований к участникам закупки в не соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе:

- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Хотя, в Извещении о закупке Заказчиком в пункте 1 (Требования к участникам закупке) указано, что устанавливаются единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ), однако аукционная документация не содержит устанавливаемое требование.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Соответственно не установление в аукционной документации такого требования является нарушением части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, комиссия находит обоснованным довод заявителя, о не установлении Заказчиком в аукционной документации требования в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе:

- участник закупки не является офшорной компанией.

Рассматриваемое требование установлено Заказчиком как в пункте 1 (требования к участникам закупки) Извещения, так и в подпункте 9 пункта 2.1 Аукционной документации.

Согласно пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Требование о декларировании сведений о том, что участник закупки не является офшорной компанией, установлено заказчиком в подпункте 2 пункта 3.3 Аукционной документации.

Таким образом, Комиссия находит обоснованной жалобу в части нарушения Заказчиком положений части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, путем включения в аукционную документацию обязанности декларирования участником закупки сведений о том, что он не является офшорной компанией.

Согласно пункта 1 части1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен в описании объекта закупки указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В пункте 2 Технического задания, при описании объекта закупки, Заказчиком указывается наименование товара – «Трактор гусеничный (бульдозер)», что также соответствует краткому описанию объекта закупки в Извещении.

В тоже время, в пункте 3 технического задания, заказчиком приводятся требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам товара, а именно:

- двигатель «дизельный ЯМЗ -238 ГМ2-2 с защитой картера двигателя».

Таким образом, Заказчиком в описание объекта закупки включено указание в отношении товарного знака, правообладателем которого является ПАО "Автодизель" (ЯМЗ), право которого на товарный знак, знак обслуживания зарегистрировано Федеральной службой по интеллектуальной собственности за №545535.

В связи с этим указание Заказчиком на товарный знак «ЯМЗ» без сопровождения такого указания словами "или эквивалент", является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, указание в самом наименовании Аукционной документации собирательного обозначения, семейства промышленных гусеничных тракторов тягового класса 10 общего и специального назначения - «Т10», производимого Челябинским Тракторным Заводом, также указывает на конкретную марку, и конкретного производителя, что может привести к ограничению круга участников закупки.

Таким образом, Комиссия находит жалобу заявителя обоснованной в части использования Заказчиком при описании объекта товарного знака в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ИЗИДОЛГ» частично обоснованной.
  2. Признать действия Заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 6 статьи 66, части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе, неправомерными.
  3. Выдать предписание Заказчику об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

____________________________

К<…>

 

Члены комиссии:

_____________________________

К<…>

 

 

_____________________________

С<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 20 (122/18)

о прекращении нарушения в сфере контрактной системы

 

  1. марта 2018г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:

Председателя:

К<…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;

Членов Комиссии:

К<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

С<…> – государственного инспектора отдела контроля закупок,

на основании решения от «01» марта 2018 года по делу № 122/18, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «ИЗИДОЛГ» на действия заказчика, по закупке № 0117300030118000002 «28.92.21.110 - Бульдозеры на гусеничных тракторах», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе)

 

предписывает:

 

  1. Заказчику - аннулировать закупку № №0117300030118000002 путем размещения на сайте www.zakupki.gov.ru информации об аннулировании закупки;
  1. Оператору электронной площадки совершить действия, направленные на обеспечение исполнения предписания, выданного Заказчику – по аннулированию торгов;
  2. Оператору электронной площадки, Заказчику – исполнить предписание до «22» марта 2018 года;
  3. Оператору электронной площадки, Заказчику – направить в управление ФАС по Алтайскому краю доказательства исполнения пунктов 1,2,3 настоящего предписания в срок не позднее дня следующего за «22» марта 2018 года.

В случае неисполнения настоящего предписания, УФАС по Алтайскому краю на основании части 15 статьи 17 Закона о размещении заказов вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические и должностные лица несут административную ответственность.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Алтайского края.

 

 

Председатель Комиссии

_____________________________

К<…>

Члены комиссии:

_____________________________

К<…>

 

 

_____________________________

С<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны