Решение б/н Решение по делу № 142-ФАС22-ОВ/10-14 от 2 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 24 октября 2014 г.                                                    г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 6 ноября 2014 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С<…> – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

О<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

С<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

от ответчика – администрации Кулундинского района Алтайского края – поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителей (вх. № 1090 от 23.10.2014),

рассмотрев дело № 142-ФАС22-ОВ/10-14 по признакам нарушения администрацией Кулундинского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по факту утверждения постановлением администрации Кулундинского района Алтайского края от 16.12.2011 № 846 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство», в котором необоснованно расширен перечень документов, предъявляемых заявителями для получения муниципальной услуги,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения выездной проверки администрации Кулундинского района Алтайского края на предмет соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что постановлением администрации Кулундинского района Алтайского края № 846 от 16.12.2011 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство» утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство» (далее - Регламент).

Пунктом 1.9 раздела 2 Регламента установлено, что заявителями являются физические и юридические лица, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ, имеющие намерения осуществлять строительство, реконструкцию, объекта капитального строительства на принадлежащем им земельном участке, расположенном на территории Кулундинского района Алтайского края (далее - заявители).

Основанием для начала административного действия по выдаче разрешения, является поступление заявления о выдаче разрешения на строительство и прилагаемых к нему всех необходимых документов (пункт 3.1.1 раздела 3 Регламента).

Для оказания муниципальной услуги заявитель представляет документы в соответствии с перечнем, указанным в пункте 3.1.5 раздела 3 Регламента. По своему желанию заявитель дополнительно может представить иные документы, которые, по его мнению, имеют значение для принятия решения по вопросам выдачи разрешения на строительство (пункт 3.1.4 раздела 3 Регламента).

Пунктом 3.1.5 раздела 3 Регламента определен перечень документов, предоставляемых заявителем. В соответствии с законодательством Российской Федерации, гражданином или юридическим лицом, заинтересованным в выдаче разрешения на строительство предоставляются (лично или через своего представителя) следующие документы:

1) В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в соответствии с частями 4-6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

а) правоустанавливающие документы на земельный участок;

б) градостроительный план земельного участка;

в) материалы, содержащиеся в проектной документации:

- пояснительная записка;

- схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

- схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утверждённых в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

- схемы, отображающие архитектурные решения;

- сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения;

- проект организации строительства объекта капитального строительства;

- проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

г) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьёй 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

д) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьёй 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

е) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

ж) к заявлению может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

2) В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в соответствии с частями 4-6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

а) правоустанавливающие документы на земельный участок;

б) градостроительный план земельного участка;

в) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, подготовленная застройщиком или по его инициативе проектной организацией.

Способы получения документов заявителем: личное обращение в соответствующие организации.

Порядок предоставления документов с указанием услуг, в результате предоставления которых могут быть получены такие документы, установлен в каждом конкретном случае.

Основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, в том числе, является непредоставление определенных пунктом 3.1.5 раздела 3 Регламента документов (абзац 1 подпункта «б» пункта 3.1.8 раздела 3 Регламента).

В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на основании приказа управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 17.10.2014 № 421 в отношении администрации Кулундинского района Алтайского края возбуждено дело № 142‑ФАС22‑ОВ/10-14 о нарушении антимонопольного законодательства.

В управление Федеральной антимонопольной службы по алтайскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела № 142‑ФАС22‑ОВ/10-14 в отсутствии представителей ответчика (вх. № 1090 от 23.10.2014).

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации Кулундинского района Алтайского края нарушения антимонопольного законодательства Российской федерации ввиду следующего.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный ч. 6 настоящей статьи перечень документов (пункта 2 части 1 статьи 7Федерального закона от 27.07.2010 № 210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги – выдача разрешения на строительство регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс).

Частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса, установлено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Кроме того, данной частью установлен перечень документов, прилагаемых к вышеуказанному заявлению, который также включен в пункт 3.1.5 раздела 3 Регламента.

При этом, в части 7.1 статьи 51 Градостроительного кодекса указано, что документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2 и 5 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Документы, указанные в пункте 1 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 7.2. статьи 51 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства необходимы 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

При этом частью 9.1 указанной статьи установлено, что документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Документы, указанные в пункте 1 части 9 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 9.2. статьи 51 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.

Документы, перечисленные в пункте 3.1.6 раздела 3 Регламента, соответствуют перечню документов, необходимых для подготовки и выдачи разрешения на строительство, установленных статьей 51 Градостроительного кодекса. Однако, отказ в выдаче разрешения на строительство в виду непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 1.3.5 Положения, без учета положений частей 7.1, 7.2, 9.1, 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса, является нарушением прав заявителей. Исходя из положений действующего законодательства следует, что заявителю отказывается в предоставлении услуги в случае отсутствия документов в комплекте документов, приложенном к заявлению, и их отсутствии в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (о чем стало известно в результате межведомственного запроса).

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Не смотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя документов, указанных в подпунктах «б», «д» части 1 и подпункте «б» части 2 пункта 3.1.5 раздела 3 Регламента, а также обязательное предоставление документов (в случае если возможен их межведомственный запрос), указанных в подпунктах «а» частей 1 и 2 пункта 3.1.5 раздела 3 Регламента, для получения разрешений на строительство, администрация Кулундинского района Алтайского края в нарушение пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определила список документов в Регламенте, который, по её мнению, необходим для выдачи разрешений на строительство и обязателен для предоставление заявителей, чем создала препятствия для хозяйствующих субъектов в получении бесплатной муниципальной услуги.

Таким образом, постановлением администрации Кулундинского района Алтайского края от 16.12.2011 № 846 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство», которым установлены необоснованные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги в виду непредоставления заявителем документов, которые могут быть получены уполномоченным органом администрации Кулундинского района в результате межведомственных запросов. Данные положения Регламента в свою очередь приводят к расширению перечня документов, обязательно предъявляемых заявителями для получения муниципальной услуги, что создает административные барьеры в отношении хозяйствующих субъектов (застройщиков) при осуществлении хозяйственной деятельности. Следовательно, утверждение Регламента администрацией Кулундинского района Алтайского края привело к нарушению пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать администрацию Кулундинского района Алтайского края нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по факту издания постановления от 16.12.2011 № 846, утвердившего административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство», в котором необоснованно расширен перечень документов, предъявляемых заявителями для получения муниципальной услуги.
  2. Выдать администрации Кулундинского района Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии                                                                                                                  С<…>

Члены Комиссии                                                                                                                              О<…>

                                                                                                                                                С<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 142-ФАС22-ОВ/10-14

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

С<…> – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

О<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

С<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 6 ноября 2014 г. по делу № 142-ФАС22-ОВ/10-14 по факту нарушения администрацией Кулундинского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2014 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Администрации Кулундинского района Алтайского края в срок до 24 ноября 2014 г. прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», путем внесения изменений в раздел 3 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство», утвержденного постановлением администрации Кулундинского района Алтайского края от 16.12.2011 № 846, предусматривающих исключение из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги непредоставления заявителем документов, предусмотренных подпунктами «б», «д» части 1, подпунктом «б» части 2 пункта 3.1.5 раздела 3 Регламента, а также указанных в подпунктах «а» частей 1 и 2 пункта 3.1.5 раздела 3 Регламент (в случае если возможен их межведомственный запрос).

2.О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с предоставлением копии принятого решения.

Председатель Комиссии                                                                                                                  С<…>

Члены Комиссии                                                                                                                              О<…>

                                                                                                                                                С<…

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны