Решение б/н Решение по делу № 143-ФАС22-ОВ/10-14 от 2 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 24 октября 2014 г                                                     г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено 6 ноября 2014 г.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

С<…> – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

О<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

С<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

от ответчика – администрации Кулундинского района Алтайского края – поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителей (вх. № 1091 от 23.10.2014),

рассмотрев дело № 143-ФАС22-ОВ/10-14 по признакам нарушения администрацией Кулундинского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по факту утверждения постановлением администрации Кулундинского района Алтайского края от 16.12.2011 № 847 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию», в котором необоснованно расширен перечень документов, предъявляемых заявителями для получения муниципальной услуги,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения выездной проверки администрации Кулундинского района Алтайского края на предмет соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что постановлением администрации Кулундинского района Алтайского края от 16.12.2011 № 847 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию» утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию» (далее - Регламент).

Пунктом 2.2.1 раздела 2 Регламента установлено, что заявителями являются физические или юридические лица (застройщик или заказчик), жалующие получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Основанием для начала исполнения процедуры Администрацией Кулундинского района Алтайского края по выдаче разрешения заявителю является (пункт 3.1.2 раздела 3 Регламента):

- личное обращение заявителя (физического лица или руководителя юридического лица) или его представителя, имеющего соответствующие полномочия действовать от имени юридического лица, с комплектом документов, необходимых для выдачи разрешения;

- поступление в адрес отдела по строительству, архитектуре, ЖКХ и энергетике администрации Кулундинского района Алтайского края заявления с комплектом документов, необходимых для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в виде почтового отправления с описью вложения.

Для оказания муниципальной услуги заявитель представляет документы в соответствии с перечнем, указанным в пункте 3.1.10 раздела 3 Регламента. По своему желанию заявитель дополнительно может представить иные документы, которые, по его мнению, имеют значение для принятия решения по вопросам выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 3.1.9 раздела 3 Регламента).

Пунктом 3.1.10 раздела 3 Регламента определен перечень документов, предоставляемых заявителем, в который входят:

1) заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

2) правоустанавливающие документы на земельный участок;

3) градостроительный план земельного участка;

4) разрешение на строительство;

5) акт приёмки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

6) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

7) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

8) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

9) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);

10) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом, одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 2.4 раздела 2 Регламента).

В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на основании приказа управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 17.10.2014 № 422 в отношении администрации Кулундинского района Алтайского края возбуждено дело № 142‑ФАС22‑ОВ/10‑14 о нарушении антимонопольного законодательства.

В управление Федеральной антимонопольной службы по алтайскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела № 143‑ФАС22‑ОВ/10‑14 в отсутствии представителей ответчика (вх. № 1091 от 23.10.2014).

Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации Кулундинского района Алтайского края нарушения антимонопольного законодательства Российской федерации ввиду следующего.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный ч. 6 настоящей статьи перечень документов (пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги – выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс).

Частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса установлено, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет (часть 4 статьи 55 Градостроительного кодекса).

Согласно части 3.2 статьи 55 Градостроительного кодекса документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

При этом документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7 и 8 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно (часть 3.3 статьи 55 Градостроительного кодекса).

Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы (часть 4.1 статьи 55 Градостроительного кодекса). При этом, необходимо учитывать, что заявитель может не предоставлять документы, которые могут быть запрошены органом, уполномоченным на выдачу указанных разрешений, по межведомственному запросу.

Из вышеизложенного следует, что документы, перечисленные в пункте 3.1.10 раздела 3 Регламента, дублируют перечень документов, необходимых для подготовки и выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установленных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса.

Таким образом, отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в виду непредставления заявителем документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса, без учета положений частей 3.1, 3.3 статьи 55 Градостроительного кодекса, является нарушением прав заявителей. Из положений действующего законодательства следует, что заявителю отказывается в предоставлении услуги в случае отсутствия документов в комплекте документов, приложенном к заявлению, и их отсутствии в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (о чем стало известно в результате межведомственного запроса).

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Не смотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя документов, указанных в подпунктах 3, 4, 10 пункта 3.1.10 раздела 3 Регламента, а также обязательное предоставление документов (в случае если возможен их межведомственный запрос), указанных в подпунктах 2, 5, 6, 7, 8, 9 пункта 3.1.10 раздела 3 Регламента, для получения разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, администрация Кулундинского района Алтайского края в нарушение пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определила список документов в Регламенте, который, по её мнению, необходим для выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию и обязателен для предоставления заявителем, чем создала препятствия для хозяйствующих субъектов в получении бесплатной муниципальной услуги.

Таким образом, постановлением администрации Кулундинского района Алтайского края от 16.12.2011 № 847 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию», которым установлены необоснованные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги в виду непредоставления заявителем документов, которые могут быть получены уполномоченным органом администрации Кулундинского района в результате межведомственных запросов. Данные положения Регламента в свою очередь приводят к расширению перечня документов, обязательно предъявляемых заявителями для получения муниципальной услуги, что создает административные барьеры в отношении хозяйствующих субъектов (застройщиков) при осуществлении хозяйственной деятельности. Следовательно, утверждение Регламента администрацией Кулундинского района Алтайского края привело к нарушению пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать администрацию Кулундинского района Алтайского края нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» по факту издания постановления от 16.12.2011 № 847, утвердившего административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию», в котором необоснованно расширен перечень документов, предъявляемых заявителями для получения муниципальной услуги.
  2. Выдать администрации Кулундинского района Алтайского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                                                                  С<…>

Члены Комиссии                                                                                                                              О<…>

                                                                                                                                                С<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 143-ФАС22-ОВ/10-14

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

С<…> – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

О<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

С<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 6 ноября 2014 г. по делу № 143-ФАС22-ОВ/10-14 по факту нарушения администрацией Кулундинского района Алтайского края пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2014 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Администрации Кулундинского района Алтайского края в срок до 24 ноября 2014 г. прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», путем внесения изменений в раздел 3 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию», утвержденного постановлением администрации Кулундинского района Алтайского края от 16.12.2011 № 847, предусматривающих исключение из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги непредоставления заявителем документов, предусмотренных подпунктах 3, 4, 10 пункта 3.1.10 раздела 3 Регламента, а также указанных в подпунктах 2, 5, 6, 7, 8, 9 пункта 3.1.10 раздела 3 Регламента (в случае если возможен их межведомственный запрос).

2.О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с предоставлением копии принятого решения.

Председатель Комиссии                                                                                                                  С<…>

Члены Комиссии                                                                                                                              О<…>

                                                                                                                                                С<>

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны