Решение б/н Решение по делу № 155/18 о нарушении законодательства о конт... от 20 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

По делу № 155/18

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

  1. марта 2018г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

К <…>. – заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;

Членов Комиссии:

М<…>. – главного специалиста-эксперта контроля закупок,

К<…>.. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок

с участием представителей:

от заявителя – ООО «Торговый дом Бриз» - заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей;

от заказчика – ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" - О<…>., М<…>.;

от уполномоченного учреждения КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского каря» – Г<…>.;

рассмотрев жалобу ООО «Торговый дом Бриз» на положения документации закупки № 0817200000318001342 «Поставка дополнительных патронов для комплектации противогазов гражданских фильтрующих ГП-7 с целью расширения области их применения», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «Торговый дом Бриз» на положения документации закупки № 0817200000318001342 «Поставка дополнительных патронов для комплектации противогазов гражданских фильтрующих ГП-7 с целью расширения области их применения», в которой Заявитель указывает:

  1. Заказчиком в проекте контракта неправомерно установлено требование о предоставлении формуляра на партию дополнительных патронов с заключением военного представительства Министерства обороны РФ и заверенной печатью ОТК предприятия – изготовителя – не менее 1 экземпляра на каждую партию.
  2. Заказчик неправомерно устанавливает дополнительные требования к товару, в виде военной приемки.
  3. Заказчик установил исключительные характеристики патронов ДПГ-3. Такие как:

- дополнительный патрон в металлическом корпусе;

- на корпус нанесено лакокрасочное покрытие для обеспечения защиты от коррозии;

- дополнительный патрон имеет особую маркировку: на экране дна дополнительного патрона методом штамповки изнутри выдавливаются две последние цифры года изготовления; на конусной части дополнительного фильтра со стороны горловины методом штамповки изнутри нанесено наименование предприятия - изготовителя.

На основании изложенного, ООО «Торговый дом Бриз» просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику, предписание об устранении допущенных нарушений.

Представитель Уполномоченного учреждения представила письменные пояснения, а также пояснила, что считает положения аукционной документации соответствующими требованиям Закона о контрактной системе, а жалобу ООО «Торговый дом Бриз» необоснованной.

Представитель Заказчика представила документы по запросу, пояснила, что с доводами жалобы не согласна, считает ее необоснованной.

Заслушав пояснения Заказчика, а также изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.

  1. года Уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении закупки № 0817200000318001342 «Поставка дополнительных патронов для комплектации противогазов гражданских фильтрующих ГП-7 с целью расширения области их применения».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в т.ч. требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.

Разработка, производство, реализация и утилизация противогазов гражданских осуществляется в соответствии с федеральными нормативно - правовыми актами, государственными военными стандартами и специальными техническими условиями, а именно:

В соответствии с п. 27 ГОСТ Р 42.0.02-2001. «Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий» использование средств индивидуальной защиты является одним из основных способов защиты населения от воздействия средств нападения противника.

Согласно ГОСТ 31278-2004 «Межгосударственный стандарт. Термины и определения» (приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ от 09.10.2006 г. « 2224-ст стандарт ГОСТ 31278-2004 введен в действие в качестве национального стандарта РФ с 01.01.2007 г.) коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения ОМП относятся к продукции военного назначения. Указанный государственный стандарт действует в рамках Межгосударственной системы стандартизации, что указывает на его значимость и главенство по сравнению с ГОСТами, действующими только в пределах Российской Федерации.

В соответствии с Российским Военным стандартом ГОСТ РВ №51540-2005 под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а так же работы, выполняемые в интересах обороны. К оборонной продукции также относятся продукция двойного назначения, т.е. продукция, производимая для нужд обороны и гражданских нужд в едином исполнении.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 N 28-ФЗ (далее - «Закон о гражданской обороне) Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств". Согласно пункту 2 данного Положения запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» Минэкономразвития России 27.04.2012, МЧС России 23.03.2012 N 43-2047-14 утверждены Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. В приложении № 2 «Рекомендуемая номенклатура запасов средств защиты населения...» указаны противогазы гражданские фильтрующие.

В соответствии с Законом о гражданской обороне, Постановлением Правительства Московской области от 22.11.2012 № 1481/42 «О создании и содержании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны» утверждена Номенклатура и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны. В соответствии с данной Номенклатурой в состав запасов 8 включаются средства индивидуальной защиты органов дыхания - противогазы фильтрующие типа ГП-7 (В).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 804 от 11.08.1995 г. «О военных представительствах Министерства обороны РФ» противогазы гражданские проходят приемку военным Представительством Минобороны России (ВП МО РФ) и сопровождаются формуляром с заключением ВП МО РФ о соответствии противогазов техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам и требованиям технической документации. Заключение ВП МО РФ в формуляре подтверждает пригодность противогазов для использования по назначению (эксплуатации).

Наименование продукции, подлежащей контролю ВП МО РФ, указано в Номенклатуре военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, утвержденной Начальником управления военных представительств Министерства обороны РФ 27.12.2012. В эту номенклатуру включены гражданские противогазы ГП-7 и ГП-7В.

Следовательно, Заказчик при размещении заказа на поставку противогазов гражданских, устанавливая перечень своих требований к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам, размерам, упаковке, отгрузке, иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого объекта закупки -гражданского противогаза - руководствовался требованиями, установленными в п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а также утвержденной Номенклатурой имущества гражданской обороны.

Пунктом 1.1.4.1 Указа Президента РФ от 17.12.2011 № 1661 установлено, что противогазы, фильтрующие коробки противогазов и оборудование для их обеззараживания включены в список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 № 179 и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.1992 № 959 оборот гражданских противогазов, защищающих от боевых отравляющих веществ, не может осуществляться в свободной форме и подлежит обязательному контролю со стороны государства в лице Военного представительства Министерства обороны РФ, так как являются средствами защиты от боевых отравляющих веществ и могут быть применены в целях гражданской обороны для защиты населения от отравляющих веществ.

Для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 № 804 «О военных представительствах Министерства обороны РФ» созданы военные представительства и утверждено Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации. Противогазы гражданские проходят приемку Военным Представительством Минобороны России (ВП МО РФ) и сопровождаются формуляром ВП МО РФ.

Таким образом, так как проведение испытаний невозможно без контроля представителя ВП МО РФ, следовательно, подтверждение прохождения испытаний на соответствие ТУ противогаза утверждается непосредственно представителем ВП МО РФ. Печать приемки ОТК ВП МО РФ является единственным подтверждением качества противогаза и его соответствия требованиям безопасности использования.

Следовательно, установление в документации об аукционе требования к противогазам, фильтрующим о необходимости наличия заключения ВП МО РФ о соответствии товара требованиям технических условий и его годности для использования по назначению, является законным и обоснованным, а доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.

При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Постановлением Администрации Алтайского края от 07.05.2017 г. № 187 «О состоянии имущества гражданской обороны и мерах по его накоплению и использованию», утвержден минимальный объем накопления создаваемых запасов средств индивидуальной защиты (в том числе дополнительные патроны к противогазам).

В соответствии с п. 2.8 Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (утв. МЧС РФ 23 мая 2017 г. N 2- 4-71-24-11) выбор конкретной марки (модели) средств индивидуальной защиты, медицинских средств и продовольствия для создания запасов осуществляется по результатам прогнозирования поражающих факторов, возникающих при военных конфликтах, или вследствие этих конфликтов и чрезвычайных ситуациях, развивающихся по наиболее опасным сценариям.

Основные отравляющие вещества на территории Алтайского края хлор и аммиак. Кроме аммиака дополнительный патрон, в комплекте с гражданским противогазом:, обеспечивает дополнительную защиту от аварийно-химически опасных веществ ингаляционного действия: хлор, диметиламин, нитробензол, сероуглерод, тетраэтилсвинец, фенол, фурфурол, этилмеркаптан, сероводород и хлористый водород.

На основании п.3.3.4. качественное состояние средств радиационной и химической защиты должно быть подтверждено паспортами, формулярами, актами лабораторных испытаний и свидетельствами.

Закупка дополнительных патронов проводится не для их использования в настоящее время, а для закладки в запасы Алтайского края на длительное хранение (не менее 25 лет в соответствии с приказом МЧС РФ от 19.04.2010 года № 186).

Пунктом 2.9.12 Приказа МЧС России от 27.05.2003 № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля» установлены критерии проверки сохранности средств индивидуальной защиты в течение всего срока хранения:

противогазовые коробки и дополнительные патроны - качество покраски; отсутствие коррозии, помятостей, пересыпания и высыпания шихты; плотность завертывания колпачков и правильность установки пробок;

лицевые части - состояние резины (отсутствие трещин, порывов), наличие и состояние клапанов, переговорных устройств и мембран в них, плотность крепления клапанной коробки, состояние очковых стекол, очковых и монтажных обойм;

соединительные трубки - отсутствие повреждений, отслоений трикотажа и постороннего налета на поверхности;

сумки - целостность ткани, наличие и исправность фурнитуры (петель, ремешков, лямок и т.п.);

камеры защитные детские - отсутствие проколов, надрывов и сдиров резинового слоя на прорезиненной ткани оболочки, а также отсутствие отслаивания проклеечной ленты шва и прорезиненной ткани по контуру приклейки окна, разрыва плечевой тесьмы, отрыва ее крепления к скобе, деформации деталей каркаса, поломок планок герметизирующего замка, проколов и других повреждений диффузионно-сорбирующих элементов.

Совокупность установленных критериев позволяет сделать вывод о материале корпуса дополнительного патрона – металл.

Кроме того, Минпромторг России своим письмом от 11.06.2014 №13-2241 по вопросу пригодности фильтрующих коробок из композитных материалов для закладки на длительное хранение пояснил, что противогаз гражданский ГП- 7БВ (ГП-7Б) с фильтрующе-поглощающими коробками ГП-7кБ и ГП-7кБ - Оптим в композитном корпусе разработан ОАО «АРТИ-завод». Приказом МЧС России от 3 октября 2008 г. № 594 противогаз был принят на снабжение в системе МЧС России для обеспечения аварийно-спасательных формирований и пожарных частей.

В ходе разработки указанные фильтрующе-поглощающие коробки подвергались испытаниям на климатическое старение в 33 ЦНИИИ Минобороны России. Продолжительность циклов испытаний соответствовала 13 годам складского хранения в условиях умеренного климата в неотапливаемых хранилищах. На основании проведенных испытаний заводом-изготовителем был установлен гарантийный срок хранения гражданского противогаза ГП-7БВ (ГП-7Б) продолжительностью 12 лет. Тоже самое относится и к дополнительным патронам к противогазам в корпусе из композитных материалов.

Испытания, соответствующие более продолжительным срокам хранения, не проводились.

Следовательно, дополнительные патроны из композитного материала не подходят для хранения на срок 25 лет и, следовательно, не соответствуют целям проводимой закупки.

Требование к маркировке на донышке корпуса дополнительного патрона методом штамповки изнутри наружу установлено ТУ ВР 05377.000 ТУ.

Требование установлено исходя из того, что обозначенную штамповку можно сделать исключительно в процессе производства коробки, а нанести маркировку всеми остальными способами можно и на коробку более раннего выпуска, что исключает возможность поставки контрафактной продукции.

Кроме того, указанный метод штамповки установлен в соответствии с письмом МЧС России от 21 ноября 2006 г. N 43-3897-14.

Таким образом, вышеуказанные требования установлено в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат требованиям действующего законодательства, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Торговый дом Бриз» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

_____________________________

К<…>.

 

Члены комиссии:

_____________________________

М<…>.

 

 

_____________________________

К<…>.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны