Решение №01-ФАС22-Р/01-19 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №01-ФАС22-Р/01-19 от 12 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО МКК «Ссуды быстрых

единых расчетов»

ул. Советская, 205/1, оф.6а,

г.Бийск,659321

ООО МКК «ВП»

ул. Мерлина, д. 40, офис Н-5,

г.Бийск,659303

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №01-ФАС22-Р/01-19

Решение изготовлено в полном объеме 12 февраля 2019 года г.Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель:

К<...> – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

Б<...> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

К<...> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело №01-ФАС22-Р/01-19 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов» в сети Интернет на сайтах: <...> рекламы финансовых услуг, которая содержит признаки нарушения п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5, ч.1, ч.3 ст.28 законодательства Российской Федерации о рекламе,

в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов»,

в отсутствие представителя заявителя,

УСТАНОВИЛА:

12.12.2018г. в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрение поступило заявление ООО МКК «ВП» (вхд. №1815246) о размещении ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов» в сети Интернет на сайтах: <...>, ненадлежащей рекламы финансовых услуг.

А именно, заявитель указывает, что на интернет-сайтах: <...>  ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов» размещает рекламу под видом «Сбербанка России», в частности используют наименование «Сбер», логотип и цветовую гамму «Сбербанка». Заявитель считает, что ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов» вводит потребителей финансовых услуг в заблуждение относительно своей причастности к ПАО «Сбербанк», так как используют обозначения, схожие до степени смешения с обозначением Банка.

Антимонопольным органом в результате рассмотрения обращения установлено следующее:

- на странице интернет-сайта: <...> распространяется информация следующего содержания: «#SONRISA#Займы#0,5%#ДЛЯ ВСЕХ (@sonrisazaim) 0,5% ДЛЯ ВСЕХ. г. Бийск, ул. Советская, д. 205/1, офис 6; #ТЦ#Созвездие; 8-800-700-333-1 8-906-961-6-888 #Бийскзаймы#деньги»;

- на главной странице интернет-сайта: h<...> в новостной ленте от 20 ноября 2017г. размещен рекламный баннер с информацией следующего содержания: ««СБЕР ЗАЙМ 0,5% ДЛЯ ВСЕХ т. 8 800 -700-333-1 звонок бесплатный г.Бийск, ул.Советская, д.205/1 офис 6а ….», с изображением логотипа в виде круга с надписью «Сбер», схожий с надписью и векторным логотипом ПАО «Сбербанк». Внизу рекламного модуля содержится информация, которая выполнена мелким шрифтом, прочитать указанную информацию не возможно;

- на главной странице интернет-сайта: <...> всплывает рекламный баннер с информацией следующего содержания: ««СБЕР ЗАЙМ 0,5% ДЛЯ ВСЕХ акция «0,5 для всех» действует для граждан РФ, обратившихся в организатору акции за микрозаймом, возраст от 21 года, займ предоставляется наличными денежными средствами в рублях РФ, с процентной ставкой 0,5% в день (182,5% годовых) на срок от 1 дня до 30 дней. Сумма займа от 1000 до 15 000 рублей. Возможно досрочное погашение. Комиссии отсутствуют. Территория проведения Алтайский край. Услуга предоставляется ООО МКК «Ссуды Быстрых Единых Расчетов», зарегистрировано в реестре микрофинансовых организацией 25.10.2017г. за номером 17 035 01 008547, ИНН…, ОГРН…Правила проведения акции доступны при обращении в офис. Все условия выдачи микрозаймов доступны при обращении».

На рассматриваемом рекламном баннере изображен логотип в виде круга с надписью «Сбер», схожий с надписью и векторным логотипом ПАО «Сбербанк».

10.01.2019г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу №01-ФАС22-Р/01-19 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов». Рассмотрение дела назначено 05.02.2019г.

В соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.

05.02.2019г. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодатель ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов», а также заявитель – ООО МКК «ВП» на рассмотрение дела не явились ( извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом).

Таким образом, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов» и заявителя.

05 февраля 2019г. Комиссия, рассмотрев материалы дела и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», закрепленному в статье 3 Федерального закона «О рекламе», направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов» и оказываемым Обществом финансовым услугам (займам), способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования.

Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

ПАО «Сбербанк» является правообладателем товарного знака №417925 - .

В рассматриваемой рекламе ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов» используется обозначение «Сбер» , совмещенное с изображением круглого знака в левой части логотипа, который композиционно схож с круглым знаком и его расположением на товарном знаке ПАО «Сбербанк».

Использование ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов» в рекламе обозначения, схожего с изобразительной частью товарного знака ПАО «Сбербанк», может привести к введению в заблуждение потребителей относительно причастности ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов» к деятельности ПАО «Сбербанк».

Согласно ч.7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Статьей 28 Федерального закона «О рекламе» установлены специальные требования к рекламе финансовых услуг.

Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Из Письма ФАС России от 31.07.2014 №АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» следует, что, по мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Антимонопольным органом установлено, что на странице интернет-сайта: <...> распространяется рекламная информация ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов»: «#SONRISA#Займы#0,5%#ДЛЯ ВСЕХ (@sonrisazaim) 0,5% ДЛЯ ВСЕХ. г. Бийск, ул. Советская, д. 205/1, офис 6; #ТЦ#Созвездие; 8-800-700-333-1 8-906-961-6-888 #Бийскзаймы#деньги».

Рассматриваемая реклама «займы 0,5% для всех» содержит только информацию о процентной ставке - 0,5%, остальные условия, которые определяют полную стоимость займа, а также сведения о лице, предоставляющем рекламируемую финансовую услугу (займ), отсутствуют, что указывает на признаки нарушения ч.1, ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

На главной странице интернет-сайта:<...> в новостной ленте от 20 ноября 2017г. размещен рекламный баннер с информацией следующего содержания: «СБЕР ЗАЙМ 0,5% ДЛЯ ВСЕХ т. 8 800 -700-333-1 звонок бесплатный г.Бийск, ул.Советская, д.205/1 офис 6а ….», с изображением логотипа в виде круга с надписью «Сбер», схожий с надписью и векторным логотипом ПАО «Сбербанк».

Внизу рекламного модуля содержится информация об условиях выдачи займа под 0,5%, которая выполнена мелким шрифтом, в связи с чем прочитать указанную информацию не возможно.

Согласно п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», размер и способ донесения до потребителей существенных условий выдачи займов в рекламе должны быть такими, чтобы условия воспринимались обычным человеком без использования вспомогательных технических средств. Если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения и использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, информация, указанная в нижней части рекламного блока, исполненная мелким шрифтом, является существенной по отношению к иной информации, содержащейся в рекламе. В связи с тем, что указанную информацию невозможно прочитать и воспринять, данная информация считается отсутствующей в рекламе.

Следовательно, в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях предоставления займов, определяющие полную стоимость кредита (займа), так как информация выполнена мелким нечитаемым шрифтом, что указывает на признаки нарушения ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, при размещении рассматриваемой рекламы ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов» нарушены требования п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5, ч.1, ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5, ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, ответственность за нарушение требований установленных ч.1 ст.28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является МКК «Ссуды быстрых единых расчетов» (ИНН 2222859100).

На определение о возбуждении дела №01-ФАС22-Р/01-19 директор ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов» <...>  пояснил (вхд. №191527 от 05.02.2019г.), что интернет адрес: http://socviewer.com/sonrisazaim не существует. Информация рекламного характера описываемого в определении на интернет-сайтах: www.mkksber.ru, https://vk.com/mkksber, была удалена 01.11.2018г. в соответствии с предписанием №71 от 19.10.2018г. по делу №72-ФАС22-Р/09-18. Общество было привлечено к административной ответственности, в связи с чем повторное наказание не возможно. На основании изложенного, производство по делу просил прекратить.

Представленные ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов» доводы, Комиссия отклоняет, так как факт размещения рассматриваемой рекламной информации установлен антимонопольным органом 26.12.2018г. (акты №110, №111, №112).

На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов» при размещении рассматриваемой рекламы требований п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5, ч.1, ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с п. 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при добровольном устранении лицом (лицами) совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Материалами дела установлено, что рассматриваемая ненадлежащая реклама финансовых услуг ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов», размещенная в сети Интернет на сайтах: w<...> не распространяется.

Согласно ч.4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 44, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать рассматриваемую рекламу финансовых услуг ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов», размещенную в сети Интернет на сайтах: <...>  ненадлежащей, поскольку при ее размещении нарушены требования п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5, ч.1, ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать ООО МКК «Ссуды быстрых единых расчетов» нарушившим требования п.2 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5, ч.1, ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с нецелесообразностью.

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии: К<...>

Члены Комиссии: . Б <...>

 

 К<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны