Решение и предписание по делу № 174/18 о нарушении законодательства о контрактной системе

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
28.03.2018
Управление:
Алтайское краевое УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:
№ 174/18
РЕШЕНИЕ
по делу № 174/18
о нарушении законодательства о контрактной системе
 
«22» марта 2018г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
К<…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
К<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок
К<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя ООО «ИЗИДОЛГ» - не явился, извещен,
от заказчика МУП «Яровской Теплоэлектрокомплекс» - К<…>,
рассмотрев жалобу ООО «ИЗИДОЛГ» на действия заказчика по закупке № 0517600008518000015 «33.11.13.000 - Услуги по ремонту и техническому обслуживанию ядерных реакторов и паровых котлов, кроме водяных котлов центрального отопления», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
 
УСТАНОВИЛА:
 
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «ИЗИДОЛГ» на действия заказчика по закупке № 0517600008518000015 «33.11.13.000 - Услуги по ремонту и техническому обслуживанию ядерных реакторов и паровых котлов, кроме водяных котлов центрального отопления».
В обоснование жалобы заявитель указал, что:
- заказчиком установлен срок окончания подачи заявок на участие в закупке с нарушением положений части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе;
- заказчик установил требования к участникам закупки с нарушением положений пунктов 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
- в нарушение требований части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик обязывает участника закупки представить декларацию о том, что участник не является офшорной компанией;
- в нарушение требований статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик неверно установил срок окончания подачи запросов для разъяснения положений документации закупки;
- в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в Документации закупки отсутствует описание объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ;
- в нарушение части 1 статьи 23 и части 4 статьи 64 заказчик в проекте контракта не указал идентификационный код закупки;
- в нарушении положений статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком неверно установлены размеры штрафов в Проекте контракта Документации закупки;
- в нарушении положений статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в Проекте контракта Документации закупки не установлено требование об обеспечении исполнения контракта.
Представитель заказчика частично согласен с доводами жалобы. Представил письменные объяснения.
Заслушав пояснения представителя заказчика, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
01 марта 2018 года заказчиком - МУП «Яровской Теплоэлектрокомплекс» было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0517600008518000015 «33.11.13.000 - Услуги по ремонту и техническому обслуживанию ядерных реакторов и паровых котлов, кроме водяных котлов центрального отопления».
Начальная (максимальная) цена контракта по закупке № 0517600008518000015 – 9234684 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Дата и время окончания подачи заявок – 16 марта 2018 года, 13:00.
Таким образом, заказчиком соблюдены требования части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе. Доводы жалобы в этой части признаны Комиссией необоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе:
- об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации,
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 1.6.2 Документации закупки № 0517600008518000015 установлено, что участник закупки должен соответствовать обязательным требованиям, в том числе, об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменении в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Представитель заказчика пояснил, что указанное требование изложено в ранее действующей редакции Закона о контрактной системе.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявителем не приложено к жалобе документов, подтверждающих, что не установление заказчиком в Документации закупки требований к участнику закупки в соответствии с положениями пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе нарушает права и законные интересы ООО «ИЗИДОЛГ».
Комиссия полагает жалобу в этой части обоснованной.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам, в том числе, требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В силу положений части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи.
Согласно пункту 3.3.3.2 Документации о закупке вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Федерального закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 этого Закона.
В пункте 6 раздела 18 Информационной карты Документации закупки указано: участник закупки не должен является офшорной компанией. При этом соответствие участника обязательным требованиям п.1-7 декларируется в свободной форме во второй части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком при описании содержания второй части заявки на участие в закупке № 0517600008518000015 были нарушены положения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, поскольку Документация закупки содержит противоречащую информацию.
В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Разделом 17 Информационной карты Документации закупки установлено: «Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе не более чем три запроса о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос
Дата начала срока направления участником аукциона запроса на разъяснение положений документации об аукционе: со дня размещения извещения в Единой информационной системе.
Дата окончания срока направления участником аукциона запроса на разъяснение положений документации об аукционе: 11.03.2018.
В случае если последний день срока направления запроса на разъяснение положений документации об аукционе приходится на нерабочий день, срок продлевается до следующего рабочего дня.»
Представитель заказчика указал, что указание даты «11.03.2018» является опечаткой.
Комиссия признает указанный довод заявителя обоснованным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В состав Документации закупки № 0517600008518000015 заказчик включил Техническое задание, содержащее показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Довод заявителя в этой части признан Комиссией необоснованным.
Часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливает, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Законом о контрактной системе не установлено требование о том, что заказчик обязан указывать идентификационный код закупки в проекте контракта в составе документации закупки.
Довод заявителя в этой части признан Комиссией необоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 вышеуказанной статьи штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017г. № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063.
В соответствии с пунктом 2 вышеуказанных Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, - 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) (пункт 3 вышеуказанных Правил).
За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, - 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
В разделе 9 Проекта контракта Документации закупки установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему договору, сторона, нарушившая обязательство, несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение положений частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе - в части установления размеров штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Комиссия признает доводы заявителя в этой части обоснованными.
Согласно требованиям части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В Извещении о проведении электронного аукциона, Информационной карте Документации закупки № 0517600008518000015 установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения.
В Проекте контракта Документации закупки требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения не установлены.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком были нарушены положения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, поскольку Документация закупки содержит противоречащую информацию в части требование обеспечения исполнения контракта.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать жалобу ООО «ИЗИДОЛГ» частично обоснованной.
2. Признать действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0517600008518000015 «33.11.13.000 - Услуги по ремонту и техническому обслуживанию ядерных реакторов и паровых котлов, кроме водяных котлов центрального отопления», выразившиеся в нарушении положений части 3 статьи 7, частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, неправомерными.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Председатель Комиссии ____________________________ К<…>
 
Члены комиссии: _____________________________ К<…>
 
_____________________________ К<…>
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ № 26 (174/18)
о прекращении нарушения в сфере контрактной системы
 
«22» марта 2018г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
К<…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
К<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок
К<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
на основании решения от «22» марта 2018 года по делу № 174/18, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «ИЗИДОЛГ» на действия заказчика по закупке № 0517600008518000015 «33.11.13.000 - Услуги по ремонту и техническому обслуживанию ядерных реакторов и паровых котлов, кроме водяных котлов центрального отопления», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе)
 
предписывает:
1. Заказчику – направить победителю электронного аукциона контракт для подписания с внесением изменений с учетом решения № 174/18.
2. Заказчику - исполнить предписание до «03» апреля 2018 года;
3. Заказчику - направить в УФАС по Алтайскому краю доказательства исполнения предписания в срок не позднее дня следующего за «03» апреля 2018 года.
 
В случае неисполнения настоящего предписания, УФАС по Алтайскому краю на основании части 15 статьи 17 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические и должностные лица несут административную ответственность.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Алтайского края.
 
 
Председатель Комиссии ____________________________ К<…>
Члены комиссии: _____________________________ К<…>
 
_____________________________ К<…>