Решение и предписание по делу № 216/17 о нарушении законодательства о контрактной системе

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
12.04.2018
Управление:
Алтайское краевое УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:
№ 216/17

РЕШЕНИЕ

по делу № 216/17

о нарушении законодательства о контрактной системе

 

  1. апреля 2018г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

К<…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок

Членов Комиссии:

К<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок

С<…> – государственный инспектор отдела контроля закупок;

с участием представителей:

от заявителя - ООО СМУ «СпецСтройМонтаж» - П<…>,

от заказчиков – Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края – М<…> Ц<…> К<…>, Х<…>

от АКГУП «Алтайские инженерные системы» - К<…>

от уполномоченного учреждения – КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» - Ш<…>, М<…>

в присутствии – У<…>

рассмотрев жалобу ООО СМУ «СпецСтройМонтаж» на действия заказчика, уполномоченного учреждения по закупке № 0817200000318002255 «Капитальный ремонт скважин», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО СМУ «СпецСтройМонтаж» на действия заказчика, уполномоченного учреждения по закупке № 0817200000318002255 «Капитальный ремонт скважин».

В обоснование жалобы заявитель указал, что при описании объекта закупки заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе: установлены избыточные требования, которые становятся известны по результатам испытаний; установлены требования к товарам, которые не используются при выполнении работ.

Представитель заявителя на доводах жалобы настаивает.

Представители уполномоченного учреждения против удовлетворения жалобы возражают, представили письменные пояснения.

Представители Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края пояснили, что министерство является организатором обжалуемой закупки, представили письменные пояснения. Указали, что подробное описание объекта закупки обусловлено его высокой социальной значимостью, необходимостью получения максимально качественного результата.

Заслушав пояснения присутствующих представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.

26 марта 2018 года уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0817200000318002255 «Капитальный ремонт скважин».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки заказчик использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В пункте 20 Технического задания Документации закупки по объекту «Капитальный ремонт скважины в с. Покровка Родинского района Алтайского края» по товару «Болты тип 1» в столбце «Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры» по показателю «Исполнение болтов по ГОСТ 15591-70» указано «1 или 2 или 3 или 4», по показателю «Диаметр отверстия в стержне по ГОСТ 15591-70» указано «2,5 или 3,2 мм».

Вместе с тем, согласно «ГОСТ 15591-70. Межгосударственный стандарт. Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности C. Конструкция и размеры» отверстие в стержне имеет исполнение болта 3, отверстие в головке – исполнение болта 4.

В пункте 16 Технического задания Документации закупки по объекту «Капитальный ремонт скважины в с. Петропавловское Петропавловского района Алтайского края» по товару «Трубы насосно-компрессорные и муфты к ним» по показателю «Условный диаметр трубы по ГОСТ 633-80» в столбце «Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры» указано «60 или 73 мм».

Вместе с тем, локальная смета № 1 по объекту «Капитальный ремонт скважины в с. Петропавловское Петропавловского района Алтайского края» указывает на использование труб НТК 73*5,5.

В пункте 24 Технического задания Документации закупки по объекту «Капитальный ремонт скважины в с. Покровка Родинского района Алтайского края» по товару «Гайкир» по показателю «Резьба D по ГОСТ ISO 4032-2014» в столбце «Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры» указано «≥М12≤М20», в столбце «Значения показателя товара, которое не может изменяться участником закупки при подаче заявки» указано «А и В».

В соответствии с пунктом 1 «ГОСТ ISO 4032-2014. Межгосударственный стандарт. Гайки шестигранные нормальные (тип 1). Классы точности A и B» настоящий стандарт устанавливает характеристики шестигранных нормальных гаек (тип 1), с резьбой от М1,6 до М64 включительно, класса точности A для резьбы D <= М16 и класса точности B для резьбы D > М16.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, заказчик установил требования к товару, не соответствующие его потребностям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В пункте 30 Технического задания Документации закупки по объекту «Капитальный ремонт скважины в с. Толстая Дубрава Алейского района Алтайского края» по товару «Манометр» по показателю «Число срабатываний контактов приборов с сигнализирующим устройством по ГОСТ 2405-88» в столбце «Значение показателя товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры» указано «≥200000».

В соответствии с пунктом 1.5. «ГОСТ 2405-88 (СТ СЭВ 6128-87). Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия» число срабатываний контактов приборов с сигнализирующим устройством должно выбираться из ряда: 75000; 80000; 90000; 100000; 200000; 500000; 1000000.

Согласно Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) в составе Документации о закупке символ «≥» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему.

ФАС России в письме от 01.07.2016г. № ИА/44536/16 указала, что не установление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям

В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Таким образом, заказчиком в состав Документации о закупке была включена инструкция, которая не позволяет участникам закупки надлежаще заполнить заявку на участие в аукционе.

В описании работ капитального ремонта скважин в других населенных пунктах в рамках технического задания документации о закупке установлены аналогичные нарушения.

Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО СМУ «СпецСтройМонтаж» обоснованной.
  2. Признать действия заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, неправомерными.
  3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

____________________________

К<…>

 

Члены комиссии:

_____________________________

К<…>

 

 

_____________________________

С<…>

 

Заказчикам – по списку

 

КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края»

Интернациональная ул., д. 122, г. Барнаул,

Алтайский край, 656049

Эл. почта: gnv@gzalt.ru

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

Долгоруковская ул., д. 38, стр.1

г. Москва, 127006

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 35 (216/18)

о прекращении нарушения в сфере контрактной системы

 

  1. апреля 2018г. г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:

Председателя:

К<…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок

Членов Комиссии:

К<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок

С<…> – государственный инспектор отдела контроля закупок

на основании решения от «09» апреля 2018 года по делу № 216/18, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО СМУ «СпецСтройМонтаж» на действия заказчика, уполномоченного учреждения по закупке № 0817200000318002255 «Капитальный ремонт скважин», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе)

 

предписывает:

  1. Заказчикам, уполномоченному учреждению – внести изменения в аукционную документацию учитывая решение № 216/18, продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе, продолжить осуществление закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
  2. Оператору электронной площадки совершить действия, направленные на обеспечение исполнения предписания, выданного заказчикам и уполномоченному учреждению – по внесению изменений в аукционную документацию;
  3. Оператору электронной площадки, заказчикам, уполномоченному учреждению – исполнить предписание до «20» апреля 2018 года;
  4. Оператору электронной площадки, заказчикам, уполномоченному учреждению – направить в управление ФАС по Алтайскому краю доказательства исполнения пунктов 1,2,3 настоящего предписания в срок не позднее дня следующего за «20» апреля 2018 года.

 

В случае неисполнения настоящего предписания, УФАС по Алтайскому краю на основании части 15 статьи 17 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические и должностные лица несут административную ответственность.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Алтайского края.

 

 

Председатель Комиссии

_____________________________

К<…>

 

Члены комиссии:

_____________________________

К<…>

 

_____________________________

С<…>

 

 

 

1. Администрация Тальменского района Алтайского края

658030, Алтайский край, Тальменский р-н, Тальменка рп, Куйбышева, 94

2. Администрация Баевского района Алтайского края

658510, Алтайский край, Баевский район, с. Баево, ул. Ленина, 62

3. Администрация Целинного района Алтайского края

659430, Алтайский край, Целинный р-н, Целинное с, Советская, 17

4. Администрация Завьяловского района Алтайского края

658620, Алтайский край, Завьяловский р-н, Завьялово с, Центральная, 11,

5. Администрация Егорьевского района Алтайского края

658280, Алтайский край, Егорьевский р-н, Новоегорьевское с, Машинцева ул., 15

6. Администрация Мамонтовского района Алтайского края

658560, Алтайский край, Мамонтовский р-н, Мамонтово с, Советская улица, 148

7. Администрация Новичихинского района Алтайского края

659730, Алтайский край, Новичихинский р-н, Новичиха с, Первомайская, 70

8. Администрация Советского района Алтайского края

659540, Алтайский край, Советский р-н, Советское с, Ленина, 76

9. Администрация Змеиногорского района Алтайского края

658480, Алтайский край, Змеиногорский р-н, Змеиногорск г, Шумакова, 4

10. Администрация Хабарского района Алтайского края

658780, Алтайский край, Хабарский р-н, Хабары с, Ленина, 42

11. Администрация Третьяковского района Алтайского края

658450, Алтайский край, Третьяковский р-н, Староалейское с, улица Кирова, 59

12. Администрация Алейского района Алтайского края

658130, Алтайский край, Алейск г, Сердюка, 97

13. Администрация Угловского района Алтайского края

658270, Алтайский край, Угловский р-н, Угловское с, улица Ленина, 40

14. Администрация Солонешенского района Алтайского края

659690, Алтайский край, Солонешенский р-н, Солонешное с, ул.Красноармейская,15

15. Администрация Кулундинского района Алтайского края

658920, Алтайский край, Кулундинский р-н, Кулунда с, Советская, 24

16. Администрация Романовского района Алтайского края

658640, Алтайский край, Романовский р-н, Романово с, Советская, 54

17. Администрация Косихинского района Алтайского края

659820, Алтайский край, Косихинский р-н, Косиха с, Комсомольская, 4

18. Администрация Красногорского района Алтайского края

659500, Алтайский край, Красногорский р-н, Красногорское с, Советская, 91

19. Администрация Локтевского района Алтайского края

658420, Алтайский край, Локтевский р-н, Горняк г, ул. Миронова, 97а

20. Администрация Краснощёковского района Алтайского края

658340, Алтайский край, Краснощековский р-н, Краснощёково с, Ленина, 152

21. Администрация Калманского района Алтайского края

659040, Алтайский край, Калманский р-н, Калманка с, Ленина ул, 21

22. Администрация Табунского района Алтайского края

658860, Алтайский край, Табунский р-н, Табуны с, Ленина, 15

23. Администрация Смоленского района Алтайского края

659600, Алтайский край, Смоленский р-н, Смоленское с, Титова, 40

24. Администрация Крутихинского района Алтайского края

658750, Алтайский край, Крутихинский р-н, Крутиха с, Ленинградская, 34

25. Администрация Тюменцевского района Алтайского края

658580, Алтайский край, Тюменцевский р-н, Тюменцево с, Центральный, 1

26. Администрация Зонального района Алтайского края

659400, Алтайский край, Зональный р-н, Зональное с, Ленина, 13

27. Администрация Панкрушихинского района Алтайского края

658760, Алтайский край, Панкрушихинский р-н, Панкрушиха с, Ленина, 11

28. Администрация Родинского района Алтайского края

659780, Алтайский край, Родинский р-н, Родино с, ул.Ленина, 232

29. Администрация Петропавловского района Алтайского края

659660, Алтайский край, Петропавловский р-н, Петропавловское с, Ленина, 46

30. Администрация Солтонского района Алтайского края

659520, Алтайский край, Солтонский р-н, Солтон с, Ленина, 3

31. Администрация Хайрюзовского сельсовета Троицкого района Алтайского края

659520, Алтайский край, Солтонский р-н, Солтон с, Ленина, 3

32. КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ, СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ

658700, Алтайский край, Камень-на-Оби г, ул. Ленина, 31