Решение по делу № 257/18 о нарушении законодательства о контрактной системе

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
03.05.2018
Управление:
Алтайское краевое УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:
№ 257/18
 
РЕШЕНИЕ
По делу № 257/18
о нарушении законодательства о контрактной системе
«27» апреля 2018 г. г. Барнаул
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
К<…> – заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
М<…> – главного специалиста-эксперта контроля закупок,
К<…> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок
с участием представителей:
от заявителя ООО «АТЭП» - Е<…>, Д<…>;
от заказчика – администрация Чарышского района Алтайского края - не явились, уведомлены;
от уполномоченного учреждения КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края» - Ш<…>, М<…>;
рассмотрев жалобу ООО «АТЭП» на положения документации закупки № 0817200000318002799 «Оказание услуг по осуществлению строительного контроля по объекту «Инженерная защита от наводнений села Чарышское Чарышского района Алтайского края», согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
 
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы поступила жалоба ООО «АТЭП» на положения документации закупки № 0817200000318002799 «Оказание услуг по осуществлению строительного контроля по объекту «Инженерная защита от наводнений села Чарышское Чарышского района Алтайского края», в которой заявитель указывает, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно установивших в Конкурсной документации требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации.
Кроме того, Заявитель указывает на не установление Заказчиком конкретного срока окончания контракта, вследствие чего Заявитель полагает невозможным установить срок окончания действия банковской гарантии.
На основании вышеизложенного Заявитель просит приостановить процедуру определения поставщика, признать жалобу обоснованной.
Представители Уполномоченного учреждения представили документы по запросу, а так же пояснили, что с доводами жалобы не согласны, считают ее необоснованной.
Рассмотрев возражение на жалобу, представленное Уполномоченным учреждением, а также изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
04.04.2018 на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) было размещено извещение № 0817200000318002799 «Оказание услуг по осуществлению строительного контроля по объекту «Инженерная защита от наводнений села Чарышское Чарышского района Алтайского края».
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки.
При этом в части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В пункте 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе указано, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Часть 8 статьи 53 ГрК РФ указывает, что порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - Постановление Правительства N 468) устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
Согласно частям 3 и 4 Постановления Правительства N 468 строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик), а также функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.1 извещения о проведении открытого конкурса "Требования устанавливаемые в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе", информационной карты конкурсной документации "участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Данное требование не распространяется на случаи, установленные ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ".
Учитывая изложенное, требование заказчика, Уполномоченного органа к участнику закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не соответствует требованиям статьи 53 ГрК РФ, что нарушает пункт 4 части 1 статьи 50, часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Жалоба заявителя в указанной части, признана обоснованной.
2. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
Аналогичное условие установлено п. 7.1 проекта контракта.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что согласно сведениям о закупке указанным в плане-графике Заказчика, планируемый срок окончания исполнения контракта установлен – ноябрь 2019 года.
Кроме того, участник закупки самостоятельно выбирает способ обеспечения исполнения контракта: предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь, статьей 105 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «АТЭП» частично обоснованной;
2. Признать действия заказчика при проведении открытого конкурса, выразившиеся в нарушении пункта 4 части 1 статьи 50, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе неправомерными.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия
 
Председатель Комиссии _____________________________ К<…>
члены комиссии: _____________________________ М<…>
_____________________________ К<…>