Решение б/н Решение и предписание по делу № 26-ФАС22(АМ)05-13 от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
<…>,
Члены Комиссии:
<…>, <…>, <…>,
рассмотрев дело № 26-ФАС22(АМ)05-13 по признакам нарушения ФГБУ «Управление «Алтаймелиоводхоз»» (пр. Комсомольский, 120, г. Барнаул) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
УСТАНОВИЛА:
В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление ООО «Сатурн» и ИП глава КФХ «З» (вх. 2854 от 12.04.2013 г.) на действия ФГБУ «Управление «Алтаймелиоводхоз»», выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на оказываемые ФГБУ «Управление «Алтаймелиоводхоз» услуги по подаче воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения – участков Первомайского района.
Согласно п. 1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, запрещается устанавливать, поддерживать монопольно высокую или монопольно низкую цену товара.
Аналитическим отделом на основании обращения ООО «Сатурн» в лице генерального директора <…> и главы КФХ в отношении ФГБУ «Управление «Алтаймелиоводхоз» на предмет обоснованности расчетов стоимости оказываемых услуг на сезон 2013г. по подаче воды для орошения по Лосихинской оросительной системе и установления монопольно высокой цены на данную услугу, проведен анализ калькуляционных документов и материалов обосновывающих затраты, включаемые в калькуляцию, анализ наличия (отсутствия) признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены товара по п. 1 ст.6.
На основании анализа состояния конкуренции на рынке услуг по подаче воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения в августе 2012г. сделан вывод, что на товарном рынке услуг по подаче воды на орошаемые участки Первомайского района ФГБУ «Управление «Алтаймелиоводхоз» занимает доминирующее положение с долей 100%.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Алтайскому краю» осуществляет свою деятельность на территории Алтайского края. Целью деятельности является проведение мелиоративных мероприятий, эксплуатация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности.
Приказом Минсельхоза РФ от 17.05.2011 №126 ФГУ «Управление «Алтаймелиоводхоз» переведен в статус федерального бюджетного учреждения в связи с государственной программой по совершенствованию правового положения государственных учреждений и с целью сокращения бремени государства по содержанию госучреждений. В связи с этим, сократились услуги, оказываемые населению за счет средств соответствующих бюджетов, произошла замена ранее бесплатных услуг платными. Учреждение имеет имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс; является некоммерческой организацией (бюджетным учреждением), которое вправе осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность по оказанию профильных услуг по договорам на возмездной основе.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения осуществляет Минсельхоз России и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О мелиорации земель», финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий), обеспечиваемой отнесенными к федеральной собственности государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на развитие сельского хозяйства в соответствии с государственными и целевыми программами мелиоративных мероприятий.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом расходы, необходимые для производства и реализации товара (услуги), остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара и установленная цена превышает сумму расходов и прибыли необходимых для производства и реализации такого товара.
Для анализа цены, управлением ФАС по Алтайскому краю был сделан запрос ФГБУ «Управление Алтаймелиоводхоз» о расчете стоимости услуг по подаче воды на 1 орошаемый гектар по Лосихинской оросительной системе на сезон 2013г., а так же обоснование плановых расчетов с учетом нормативных документов.
По результатам анализа представленных документов установлено:
1. Затраты на полив рассчитаны исходя из пяти поливных месяцев;
2. Численность персонала по обслуживанию оборудования рассчитана в соответствии с межотраслевыми правилами, техническими регламентами.
В соответствии с отраслевыми регламентами на эксплуатацию электрооборудования в состав затрат по статье «лабораторные испытания, текущий ремонт» включаются расходы на обязательные регламентные работы по консервации и расконсервации закрытой оросительной сети, затраты на проведение испытаний электрооборудования трансформаторной подстанции на насосной станции Лосихинской оросительной системы. Данный вид работ в 2012г. по договору подряда №06/78 осуществляло «Алтайэнергокансалтинг», стоимость по договору составила <…>,
В соответствии с договором подряда от 28 марта 2013г. №Н-15/03-13 и договором от 01 апреля 2013г. №БЧ-16/13-13 ООО «СМК Сибирь» обязуется провести лабораторные испытания эл. оборудования насосных станций оросительных систем: №1- Логовская, №2 – Больше-Черемшанская и Лосихинская Первомайского района Алтайского края. Затраты по договорам составляют в сумме <…>. Соответственно, в расчетную калькуляцию по Лосихинской оросительной системе может быть включена сумма в размере <…>.
В представленной калькуляции расчет на текущий ремонт трубопровода произведен с учетом затрат на три оросительные системы (Приложение к калькуляции №3), поэтому в калькуляцию по Лосихинской оросительной системе по данной статье могут быть включены затраты в размере <…>.
3. Нормативы накладных и сметной прибыли приняты в соответствии с требованиями сборника ЕРЕР для сельской местности (ЕС 48-1421) с учетом понижающих коэффициентов в пересчете на цены 2013г.
По мнению управления ФАС в плановую калькуляцию на подачу воды на орошаемый участок Лосихинской оросительной системы на 2013г. необоснованно включены затраты (согласно выше приведенному расчету) в размере <…>, как не относящиеся к производству услуг на подачу воды данной оросительной системой.
В ходе анализа установлено, что сельскохозяйственные земли ООО «Сатурн» не входят в плановую расчетную схему орошаемых участков «Лосихинской оросительной системы», услуги по подаче воды для орошения земель ООО «Сатурн» предоставляются «Управлением Алтаймелиоводхоз» только в период высвобождения мощностей оросительной системы.
Поскольку обоснований по отсутствию загрузки станции на полную мощность не представлено, стоимость услуг по подаче воды на 1 орошаемый гектар должна быть рассчитана с учетом проектной мощности Лосихинской оросительной системы, которая отражена в Акте №10 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 29 декабря 2009г : общая допустимая поливаемая площадь составляет <…> га.
Итого, рассчитанная управлением ФАС по Алтайскому краю стоимость услуг по подаче воды для орошения по Лосихинской оросительной системе составила <…>. (без НДС) за 1 га при норме полива 400м3 на весь поливной период.
Таблица 1 Калькуляция
<…>,
В ходе анализа материалов и обосновывающих включенные в калькуляцию затраты документов был установлен факт включения затрат, возмещаемых за счет отнесения их на издержки производства и реализации услуг других объектов производства - насосных станций оросительных систем: №1- Логовская, №2 – Больше-Черемшанская: затраты в сумме <…> на предпусковые лабораторные испытания электрооборудования, затраты на ремонт и устранение порывов в сумме <…>. Таким образом, тариф на погектарную плату за 1 га орошаемой площади, рассчитанный ФГБУ «Управление Алтаймелиоводхоз» превышает сумму расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации услуги по орошению земель сельскохозяйственного назначения по Лосихинской оросительной системе, предоставляемой данным хозяйствующим субъектом.
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что в действиях ФГБУ «Управление «Алтаймелиоводхоз» усматриваются признаки нарушения части 1 п.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены услуги по подаче воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:
- Признать ФГБУ «Управление «Алтаймелиоводхоз» доминирующим на рынке услуг по подаче воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения - участков Первомайского района с долей 100 %.
- Признать действия ФГБУ «Управление «Алтаймелиоводхоз», выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на оказываемую услугу по подаче воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения - участков Первомайского района, нарушающими пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и ущемляющими интересы заявителей: ООО «Сатурн», ИП глава КФХ «З».
- Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: установить экономически обоснованную стоимость услуги по подаче воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения - участков Первомайского района.
- Срок исполнения предписания до 19 июля 2013г.
- Об исполнении предписания проинформировать управление ФАС пол Алтайскому краю не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
П Р Е Д П И С А Н И Е № 26-ФАС22(АМ)06-13 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
<…>,
Члены Комиссии:
<…>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от __ июня 2013г. (резолютивная часть решения оглашена 19.06.2013г.) по делу № 26-ФАС22(АМ)06-13 о нарушении ФГБУ «Управление «Алтаймелиоводхоз»» (пр. Комсомольский, 120, г. Барнаул) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ФГБУ «Управление «Алтаймелиоводхоз» в срок до 19.07.2013г. прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на оказываемые ФГБУ «Управление «Алтаймелиоводхоз»» услуги по подаче воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения – участков Первомайского района, что нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
ФГБУ «Управление «Алтаймелиоводхоз» установить экономически обоснованную стоимость услуги по подаче воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения - участков Первомайского района.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.