Решение б/н Решение по делу № 49-ОВ-17 от 5 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 49-ОВ-17

«03» апреля 2017                                                                                        г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -  Комиссия УФАС), в составе:

<…>

при участии представителей: Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края – Х<…> (по доверенности);  ООО «СистемаСтрой» - Ц<…> (по доверенности);

рассмотрев жалобу ООО «СистемаСтрой» (вх. № 172453 от 10.03.2017) в отношении действий организатором по ведению реестра (организатора торгов) Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края при проведении предварительного отбора № 1 от 04.02.2017 по рассмотрению заявок на участие в предварительном отборе на право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края (извещение  № РТС122А170001), в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО «СистемаСтрой» (вх. № 172453 от 10.03.2017) в отношении действий организатора торгов Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края при проведении предварительного отбора № 1 от 04.02.2017 по рассмотрению заявок на участие в предварительном отборе на право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края (извещение  № РТС122А170001).

Заявитель указывает о том, что организатором по ведению реестра (организатором торгов) – Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края 04.02.2017 в сети «Интернет» на электронной площадке https://223.rts-tender.ru было  размещено извещение о проведении предварительного отбора № 1 по рассмотрению заявок на участие в предварительном отборе на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края (извещение № РТС122А170001). 

В документации по проведению предварительного отбора, содержатся противоречащие законодательству требования к потенциальным участникам предварительного отбора, что нарушает их права, влечет необоснованное ограничение конкуренции.

Так в документации предусмотрены завышенные требования к участникам по подтверждению опыта выполнения работ, а именно, в пункте 1.4.12 документации предусмотрено наличие у участника предварительного отбора опыта выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, не менее чем по 3 контрактам за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки на участие в предварительном отборе. При этом минимальный размер стоимости ранее выполненных работ составляет не менее 10 процентов указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по каждому заключенному договору по предмету электронного аукциона.  

Таким образом, указанное требование противоречит Положению о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ № 615 от 01.07.2016) (далее - Положение).  

Рассмотрение жалобы отложено до 29.03.2017 в 15-00.

На заседании 29.03.2017 представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе.

Представитель организатора по ведению реестра (организатора торгов) – Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края обжалуемые заявителем действия организатора не признала и пояснила, что по содержанию пунктов 1.4.12 и 3.3.12 документации о проведении предварительного отбора подрядных организации на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Алтайского края (далее - Документация) в полном объеме соответствуют пп. «п» п. 23 и пп. «б» п. 38 Положения, согласно которым при проведении предварительного отбора к участникам предварительного отбора в том числе устанавливается требование о наличии опыта выполнения работ не менее чем по 3 контрактам за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, по предмету предварительного отбора. При этом минимальный размер стоимости ранее выполненных работ устанавливается органом по ведению реестра в документации о проведении предварительного отбора в размере не более 10 процентов указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключенному договору об оказании услуг по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами «а» - «д» пункта 8 Положения (пп. «п») п. 23 Положения.  

При этом в случае проведения предварительного отбора по предмету электронного аукциона, предусмотренному подпунктами «а» - «д» пункта 8 Положения, минимальный размер стоимости ранее выполненных работ по каждому контракту устанавливается заказчиком в документации  о проведении предварительного отбора в соответствии с подпунктом «п» пункта 23 Положения (пп. «б» п. 38 Положения).

Таким образом, из буквального и систематического толкования приведенных пунктов Положения следует, что минимальный размер стоимости ранее выполненных работ по каждому контракту устанавливается органом по ведению реестра в документации о проведении предварительного отбора в размере не более 10 процентов указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предмету электронного аукциона. Поэтому требование о минимальном размере стоимости ранее выполненных работ относится к каждому из контрактов, подтверждающих наличие опыта выполнения соответствующих работ.             

Кроме того, в Положении не установлено конкретное значение минимального размера стоимости ранее выполненных работ. Установление минимального размера стоимости ранее выполненных работ в формулировке «10 процентов указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключенному договору по предмету электронного аукциона» в отношении участников предварительного отбора, стоимость ранее выполненных работ, которых превышает 10 процентов к указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключенному договору, должно быть принято решение  о несоответствии требованиям документации. В таком случае более опытные участники не будут включены в реестр квалифицированных подрядных организаций. 

Изучив обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 Положения настоящее Положение определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - закупка, договор об оказании услуг).

Организатором по ведению реестра (организатором торгов) – Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края 04.02.2017 в сети «Интернет» на электронной площадке https://223.rts-tender.ru было  размещено извещение о проведении предварительного отбора № 1 по рассмотрению заявок на участие в предварительном отборе на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края (извещение № РТС122А170001). 

В соответствии с пунктом 1.4.12 Документации обязательным требованием к участнику установлено, в том числе, наличие у участника предварительного отбора опыта выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, не менее чем по 3 контрактам за последние 3 года, предшествующих дате подачи заявки на участие в предварительном отборе. При этом минимальный размер стоимости ранее выполненных работ составляет не менее 10 процентов указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору по предмету электронного аукциона.

Пунктом 3.3.12 Документации предусмотрено, что заявка должна содержать в том числе, копии не менее 3 контрактов на выполнение работ (оказание услуг), аналогичных предмету предварительного отбора, в которых указан установленный срок выполнения работ и их первоначальная стоимость, акты приемки выполненных работ по таким контрактам или иных документов, подтверждающих приемку работ, в которых указана их окончательная стоимость и подтверждается приемка Заказчиком работ по контракту в полном объеме, которые подтверждают наличие опыта выполнения работ за 3 года, предшествующие дате подачи заявки. При этом минимальный размер стоимости ранее выполненных работ по контрактам должен составлять не менее 10 процентов указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору по предмету электронного аукциона.

Между тем в соответствии с подпунктом «п» пункта 23 Положения к участнику предварительного отбора устанавливаются требования по наличию у участника предварительного отбора опыта выполнения работ не менее чем по 3 контрактам за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, по предмету предварительного отбора. При этом минимальный размер стоимости ранее выполненных работ устанавливается органом по ведению реестра в документации о проведении предварительного отбора в размере не более 10 процентов указанной в свидетельстве саморегулируемой организации стоимости работ по заключаемому договору об оказании услуг по предметам электронного аукциона.

Согласно абзацу 8 подпункта «б» пункта 38 Положения к заявке на участие в предварительном отборе необходимо приложить копии не менее 3 контрактов на выполнение работ (оказание услуг), аналогичных предмету предварительного отбора, в которых указан установленный срок выполнения работ и их первоначальная стоимость, копии актов приемки выполненных работ по таким контрактам или иных документов, подтверждающих приемку работ, в которых указана их окончательная стоимость и подтверждается приемка заказчиком работ по контракту в полном объеме, которые подтверждают наличие опыта выполнения работ за 3 года, предшествующие дате подачи заявки. При этом в случае проведения предварительного отбора по предмету электронного аукциона, предусмотренному подпунктами "а" - "д" пункта 8 настоящего Положения, минимальный размер стоимости ранее выполненных работ по каждому контракту устанавливается заказчиком в документации о проведении предварительного отбора в соответствии с подпунктом "п" пункта 23 настоящего Положения.

Абзац 8 подпункта «б» пункта 38 Положения расширяет право организатора предварительного отбора требования от участников предварительного отбора представления указанных контрактов путем предоставления возможности самостоятельно устанавливать минимальный размер стоимости ранее выполненных работ по каждому контракту, но в рамках, обозначенных подпунктом «п» пункта 23 Положения.

 Кроме того в настоящее время Минстроем России на рассмотрение Правительства РФ  внесен проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений а Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме», согласно которому подпункт «п» пункта 23 Положения  предлагается дополнить следующей нормой: размер стоимости ранее выполненных работ определяется как совокупная стоимость работ по всем договорам, представленным участником предварительного отбора и соответствует требованиям настоящего пункта.       

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно пункту 26 Положения при рассмотрении заявок на участие в предварительном отборе участник предварительного отбора не включается в реестр квалифицированных подрядных организаций в случае: несоответствия требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения; непредставления документов, установленных пунктом 38 настоящего Положения; недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником предварительного отбора.

Таким образом, исходя из буквального толкования подпункта «п» пункта 23 Положения  организатор предварительного отбора вправе требовать от участников подтверждение опыта выполнения работ путем представления не менее 3 контрактов за последние 3 года в совокупности в размере не более 10 процентов от суммы, указанной в свидетельстве саморегулируемой организации, в соответствии с которым участник отбора вправе заключать договоры по осуществлению организации работ об оказании услуг по предметам электронного аукциона.

Иное толкование и применение рассматриваемых требований законодательства о проведении предварительного отбора подрядных организаций приводит к созданию дискриминационных условий участия в отборе для хозяйствующих субъектов, имеющих допуск СРО к выполнению работ на более значительные суммы в случае не возможности предоставления трех договоров за последние 3 года в размере не более 10 процентов от суммы, указанной в свидетельстве саморегулируемой организации по каждому договору, что будет являться основанием для отказа таким претендентам во включении в реестр, в то время как иные участники предварительного отбора, имеющие меньший (в абсолютном, а не в процентном отношении) опыт выполнения работ по предмету отбора, включаются в реестр и получают преимущества в своей предпринимательской деятельности. 

Таким образом, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к выводу о том что,  организатором по ведению реестра (организатором торгов) – Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в пунктах 1.4.12 и 3.3.12 документации установлено требование к претендентам предварительного отбора подрядных организаций, а именно по предоставлению опыта в размере не менее 10 процентов от каждого контракта, не соответствующее положению подпункта «п» пункта 23 Положения и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СистемаСтрой» обоснованной.

2.Выдать Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

<…>

ПРЕДПИСАНИЕ №49-ОВ-17

«03» апреля 2017 г.                                                                                                        г. Барнаул

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

<…>

на основании своего решения от «03» апреля 2017г. по результатам рассмотрения жалобы ООО «СистемаСтрой» (вх. № 172453 от 10.03.2017) в отношении действий организатора торгов Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края при проведении предварительного отбора № 1 от 04.02.2017 по рассмотрению заявок на участие в предварительном отборе на право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края (извещение  № РТС122А170001),  руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору по ведению реестра (организатором торгов) – Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в срок до 07 апреля 2017 привести документацию о проведении предварительного отбора подрядных организации на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Алтайского края (утв. приказом Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края № 18 от 18.01.2017) (далее — Документация по проведению предварительного отбора) в соответствие с подпунктом «п» пункта 23 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615.

2. Продлить срок подачи заявок на участие в предварительном отборе не менее чем на 10 календарных дней со дня размещения изменений, внесенных в извещение о проведении предварительного отбора и в Документацию по проведению предварительного отбора, в соответствии с пунктом 1 настоящего предписания.

Об исполнении настоящего предписания сообщить в УФАС по Алтайскому краю не позднее пяти дней со дня его выполнения.

<…>                                                                                                                                    

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 Примечание:   За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны