Решение б/н Решение и предписание по делу №75-ФАС22-Р/10-18 в отношении ... от 8 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №75-ФАС22-Р/10-18
 
Решение в полном объеме изготовлено 01 ноября 2018 г. г.Барнаул
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель:
К <…> – заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Б<…> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело №75-ФАС22-Р/10-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения и распространения в газете «Алтай Вестник» № 15 (275) от 28.08.2018г. ненадлежащей рекламы финансовой услуги (кредит), в которой усматриваются признаки нарушения п.2 ч.2 ст.28, ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе»,
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя - ИП Шелехова (ИНН 701900669966),
в отсутствие заявителя,
УСТАНОВИЛА:
в соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (далее-Правила рассмотрения антимонопольным органом дел), рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом.
Лицо, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, рекламодатель – ИП Шелехов <…> на рассмотрение дела не явился (о месте и времени рассмотрения дела извещен). В адрес антимонопольного органа поступило ходатайство от ИП Шелехова <…> о рассмотрении дела в его отсутствие (вхд. №1813058 от 29.10.2018г.).
Заявитель на рассмотрение дела не явился (о месте и времени рассмотрения дела извещен).
На основании изложенного, Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ИП Шелехова <…> и заявителя.
30 октября 2018г. Комиссия, рассмотрев материалы дела, доводы сторон и дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
04 сентября 2018 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление (вхд. №1810623) о распространении в газете «Алтай Вестник» № 15 (275) от 28.08.2018г. ненадлежащей рекламы следующего содержания: «БЫТОВАЯ ТЕХНИКА & электроника Бытовая техника & электроника ЭЛ МАРТ ежедневно низкие цены с 17 августа по 30 сентября ПРОДЛЕВАЕМ ЛЕТО 0р. ПЕРВЫЙ ВЗНОС 0% ПЕРЕПЛАТ 24 МЕСЯЦА Благовещенка, ул. Пушкина, 102, т. 8 (385-64) 2-12-15 «рекламная акция «0-0-24» - это возможность оформить кредитный продукт, предоставляемый банками партнерами. Кредит предоставляется банком-партнером: ОАО «ОТП БАНК» генеральная лицензия №2766 от 27 ноября 2014г. акция действует с 17.08.2018 по 30.09.2018г. в сети магазинов «ЭЛМАРТ». Подробности покупки в кредит уточняйте у кредитных специалистов в магазинах», в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
03 октября 2018г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу №75-ФАС22-Р/10-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламодателя - ИП Шелехова <…>
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Обозначенная рекламная информация полностью соответствует законодательному определению понятия «реклама», является публичной, формирует интерес неопределенного круга лиц к магазину бытовой техники и электроники «ЭЛ МАРТ», а также к оказываемой в магазине финансовой услуге при покупке товаров - кредит.
Статьей 28 Федерального закона «О рекламе» установлены специальные требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Из информации, представленной на запрос антимонопольного органа АО «ОТП Банк» (вхд. «1811816 от 01.10.2018г.), установлено, что рекламируемая финансовая услуга (кредит): «Акция 0-0-24» предоставляется на следующих условиях:
- первоначальный взнос в оплату товара:0%-30%;
-срок кредита (мес): 12-24;
-процентная ставка (годовых): 16,1%-43,70%»;
-минимальная сумма кредита: 2000;
-максимальная сумма кредита: 300 000.
При этом, размер процентной ставки определяется на этапе автоматической скоринг-процедуры в программном модуле и устанавливается в зависимости от первоначального взноса и срока кредита.
Рассматриваемая рекламная информация содержит условие: «Акция 0-0-24».
Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе содержатся не все условия, которые определяют полную стоимость кредита и влияют на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а именно: срок кредита, проценты первоначального взноса, минимальная и максимальная сумма кредита, процентная ставка (годовых).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, отсутствие сведений о всех условиях выдачи кредита, а также условиях, определяющих полную стоимость кредита, при указании в рекламе части условий, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.
На основании изложенного, отсутствие в рассматриваемой рекламе финансовой услуги (кредит), предоставляемой в магазине бытовой техники и электроники «ЭЛ МАРТ», сведений о всех условиях выдачи кредита, противоречит требованиям п.2 ч.2 ст.28 и ч.7 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из документов и материалов, представленных в адрес антимонопольного органа учредителем и главным редактором газеты «Алтай-Вестник» (ИП) Шаповаловым <…> (вхд. №1811224 от 18.09.2018г.), установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП Шелехов <…>
На определение о возбуждении дела №75-ФАС22-Р/10-18 ИП Шелехов <…> (вхд. №1813058 от 29.10.2018г.) пояснил, что рекламная акция «0-0-24» была разовой и в настоящий момент не осуществляется. На основании договора, заключенного между ИП Шелеховым <…> и ПАО «ОТП - Банк», покупатели могут приобрести товары в кредит в магазинах «Элмарт» по акции «0-0-24», в соответствии с которой покупатель вправе приобрести товар без первоначального взноса – это первый ноль, без предоплаты по процентам – это второй ноль, оплата товара растягивается на срок до 24 месяцев. Организатор акции предоставляет покупателям скидку с цены товара, приобретаемого в кредит, в итоге у покупателя переплаты за товар в размере процентов за пользование кредитом не возникает и фактически выплаченная сумма за товар не превышает его первоначальной стоимости при условии, что кредит предоставляется только на товар, дополнительные услуги банка не приобретаются. Данная информация была доведена до сведения покупателей в рекламе. На иных условиях отличных от акции «0-0-24» магазины товар в рамках рекламируемой акции не продают. Не в рамках акции покупатель вправе купить товар и на иных условиях, предусмотренных договором между ИП Шелеховым<…> и ПАО «ОТП-Банк», но эти условия не рекламируются и покупатель может ими воспользоваться за рамками акции в индивидуальном порядке. ПАО «ОТП-Банк» предоставляет ряд кредитных продуктов, одним из которых является «0-0-24», что подтверждается материалами дела. ИП Шелехов <…> рекламирует только один из этих рекламных продуктов, а именно «0-0-24» и продает товар только на указанных в рекламе условиях, то есть по акции «0-0-24». Покупатель не может купить товар на условиях, например, с рассрочкой в 12 месяцев, либо с первоначальным взносом до 30%, на этих условиях товар не будет продан в рамках акции. На основании изложенного, ИП Шелехов <…> считает, что в рассматриваемой рекламе был указан один из банковских продуктов, на условиях которых может быть продан товар. Продавец не скрывал, не вуалировал кредитную природу рекламной акции, и открыто заявил, что предлагает приобрести товар в кредит, в связи с чем в рассматриваемой рекламе нарушение отсутствует.
Комиссия отклоняет доводы ответчика о том, что в рассматриваемой рекламе ИП Шелехов <…> рекламирует один из продуктов ПАО «ОТП-Банк» «Акция 0-0-24», в рамках которого товар продается только на указанных в рекламе условиях 0-0-24, и покупатель не может купить товар на иных условиях (например, с рассрочкой в 12 месяцев, либо с первоначальным взносом до 30%, так как на этих условиях товар не будет продан в рамках рекламируемой акции), в связи с непредставлением ИП Шелеховым <…> подтверждающих документов и материалов.
Согласно информации, представленной АО «ОТП-Банк», Комиссией установлено, что «Акция 0-0-24» является единым продуктом, который предоставляется на следующих условиях: первоначальный взнос в оплату товара:0%-30%; срок кредита (мес): 12-24; процентная ставка (годовых): 16,1%-43,70%»; минимальная сумма кредита: 2000; максимальная сумма кредита: 300 000.
Кроме того, довод заявителя о том, что до покупателей в рекламе доведена информация о том, что «организатор акции предоставляет покупателям скидку с цены товара, приобретаемого в кредит, в итоге у покупателя переплаты за товар в размере процентов за пользование кредитом не возникает и фактически выплаченная сумма за товар не превышает его первоначальной стоимости при условии, что кредит предоставляется только на товар, дополнительные услуги банка не приобретаются», Комиссией не нашел своего подтверждения, так как в рассматриваемой рекламе указанная информация отсутствует.
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ИП Шелеховым <…> ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», что выражается в ненадлежащем размещении рекламы финансовых услуг (кредит).
В соответствии с п. 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает предписание лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пп.37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать рекламу финансовой услуги (кредит) «Акция 0-0-24», размещенную и распространенную ИП Шелеховым <…> в газете «Алтай Вестник» № 15 (275) от 28.08.2018г., ненадлежащей.
2.Признать ИП Шелехова <…> нарушившим требования ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
3.Выдать ИП Шелехову <…> предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России для возбуждения в отношении ИП Шелехова <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии: К<…>
Члены Комиссии: Б<…>
 
К<…>

 

Дело № 75-ФАС22-Р/10-18
 
 
 
 
ПРЕДПИСАНИЕ № 73
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации
о рекламе
 
01 ноября 2018 г. г. Барнаул
 
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
К<…> – заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
Б<…> – начальник отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
К<…> – главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
на основании своего решения от 01 ноября 2018г. по делу № 75-ФАС22-Р/10-18 о признании ненадлежащей рекламы финансовой услуги (кредит) «Акция 0-0-24» ИП Шелехова <…> , размещенной и распространенной в газете «Алтай Вестник» № 15 (275) от 28.08.2018г., поскольку при ее распространении и размещении нарушены требования ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП Шелехову <…> в двадцатидневный срок со дня вынесения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить любым способом размещение и распространение, ненадлежащей рекламы финансовых услуг «Акция 0-0-24», по которой вынесено решение, поскольку при ее распространении нарушены требования ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе».
2. ИП Шелехову <…> представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 ноября 2018 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
Председатель Комиссии К<…>
 
Члены Комиссии: Б<…>
 
К<…>
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны