Решение б/н Решение по делу №70-ФАС22-Р/05-13 от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии:
<…>,
члены Комиссии:
<…>,<…>,
рассмотрев дело №70-ФАС22-Р/05-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения ООО «Центр Передовых Технологий «Вита Ли – Тула» в эфире канала «Радио России» (ГТРК «Алтай») рекламы препарата «Витальгар», с признаками нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,
в отсутствии:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рекламодателя ООО «Центр Передовых Технологий «Вита Ли – Тула»,
-заявителя,
УСТАНОВИЛА:
Представитель ООО «Центр Передовых Технологий «Вита Ли – Тула» на рассмотрение дела не явился (о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом).
31 мая 2013г. от генерального директора ООО «Центр Передовых Технологий «Вита Ли – Тула» <…>, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «Центр Передовых Технологий «Вита Ли – Тула» (вхд. №4274 от 31.05.2013г.).
В соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508, данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило заявление жителя города Барнаула, направленное в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю руководителем Региональной общественной приемной Председателя Партии «Единая России» Д.А. Медведева в Алтайском крае <…>, о распространении в эфире радиоканала «Радио России» рекламы препарата «Витальгар», с признаками нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Согласно письменным пояснениям, представленным генеральным директором ООО «Центр Передовых Технологий «Вита Ли – Тула» <…>, в рекламе препарата «Витальгар», размещенной 06 марта 2013 года в эфире радиоканала «Радио России» (ГТРК «Алтай»), подчеркивается, что рекламируемый товар является пищевым продуктом и не является лекарством, следовательно, в рекламе отсутствуют признаки нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Комиссия, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
06 марта 2013 года в эфире радиоканала «Радио России» (ГТРК «Алтай») распространялась реклама диетического, лечебно-профилактического гомогенизированного продукта под торговой маркой «Витальгар». Рекламный материал представляет собой звуковой ряд, состоящий из вводной и заключительной частей, которые читает диктор, монолога ведущего специалиста центра передовых технологий «ВИТА ЛИ – Тула» <…>, о свойствах препарата «Витальгар», диалога с лицами, принимавшими препарат «Витальгар».
Рекламный материал содержит следующие сведения о препарате «Витальгар»:
- «Важное оздоровительное действие и для сердца и для сосудов оказывает наш отечественный продукт для диетического и профилактического питания, который выпускается под торговой маркой «Витальгар» и является собственно бурой морской водорослью ламинарией.
-<…>, в таком случае очень интересно узнать какие компоненты, входящие в состав «Витальгара» будут способствовать восстановлению, будут поддерживать и наше сердце, и наши сосуды?
-Очень хочется сказать о таком микроэлементе как селен. Он обладает высокими антиоксидантными свойствами, так как способствует активности сердечной мышцы и по телефону 202093 квалифицированные специалисты более подробно расскажут о продукте и о том, как его приобрести.»;
- «Дело в том, что «Витальгар» уникальный восстановитель кровеносных сосудов. В состав входит мощные антиоксиданты, которые восстанавливают стеночки пораженных сосудов, нормализуют проницаемость капилляров и регулируют кроветворение, поэтому прием «Витальгара» рекомендован для людей сосуды которых перенесли экстремальную нагрузку, но также и для тех кому необходимо восстановление в результате возрастных изменений. И хочу отметить еще раз прежде всего к восстановлению нормального сердечного ритма ведет очищение сосудов и восстановление микроциркуляции крови, чему существенно способствуют ценные составляющие «Витальгара», поэтому тот кто принимает «Витальгар» часто отмечают, что сердечко больше не беспокоит, силы вот, энергия появляется и вот более подробно о действии «Витальгара» вам, дорогие друзья, расскажут по телефону <…>».
Один из диалогов с лицом, принимавшим «Витальгар»:
-Меня зовут <…>,.
-Расскажите о себе пожалуйста.
-Между прочим я уже «Витальгар» принимаю. Я уже ветеран «Витальгара». Шестой раз я беру уже.
-А сколько лет Вам скажите?
-Мне много лет – 86. Нов вот я пью уже, «Витальгар» вот за счет его я наверное немножко живу.
-вы так считаете, да?
-Я так считаю, что он мне какую-то энергию дает. Вот я принимаю, я покупала и у меня сердечко у меня работает. Но вот еще сказала бы я у меня кишечник нормализовался.
-То есть у Вас запоры были?
-Да, у меня были запоры и сейчас я хожу в норме. Я хочу сказать если бы «Витальгар» я не принамала, вот может быть меня бы уже и не было. Вы знаете, что я принимала «Селен».
-Селеномарин.
-Селеномарин принимала. У меня вот с желудком лучше стало.
-Хорошо <…>. Спасибо Вам большое за рассказ, спасибо, здоровья Вам.
-Спасибо, спасибо Вам миленькая. Дай бог Вам доброго здоровья.
-Уважаемые радиослушатели, телефон по которому вы можете узнать как приобрести «Витальгар» <…>,, о мучительных сердечных приступах рассказала нам <…>,. Хотелось бы узнать как не допустить подобных осложнений? Как себя защитить?
-Существенную поддержку нашему сердцу оказывает правильное сочетание поступающих микроэлементов и конечно витаминов.
-На какие микроэлементы следует обратить внимание в это случае?
-Вот знаете, первое место по праву принадлежит калию. Он необходим для нормальной деятельности мышц сердца – миокардо. Так называемые калиевые диеты необходимы при гипертонии, а вот усваивается калий только в органической форме и при правильном процентом соотношении с магнием. И в «Витальгаре» все эти микроэлементы находятся в нужном для нашего организма процентном соотношении – это очень ценно для нас.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006г № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная в эфире радиоканала «Радио России» полностью соответствует легальному определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к препаратам: «Витальгар», «Селеномарин», «Альгокуприн», способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.
Рекламодателем рекламной информации, размещенной 06 марта 2013 года в эфире радиоканала «Радио России» (ГТРК «Алтай») является ООО «Центр передовых технологий «Вита Ли-Тула».
Согласно п.2.1. договора от 24.01.2013г. №11/2/210113, заключенному между ООО «Медиа Базар» и ООО «Центр передовых технологий «Вита Ли-Тула», Заказчик поручает, а Компания, действуя на основании договоров с соответствующими контрагентами, обязуется обеспечить оказание Заказчику услуг по размещению рекламно-информационных материалов Заказчика в СМИ.
Дополнительным соглашением от 28.02.2013г. №5 к договору №11/2/240113 от 24.01.2013г. определены рекламные материалы, подлежащие размещению («Пищевые продукты «Витальгар», «Альгокуприн», «Селеномарин», «Хромомарин»), период размещения – с 01 марта 2013г. по 15 марта 2013г., стоимость услуг по размещению – 80400 руб.
В приложении №1 к дополнительному соглашению от 28.02.2013г. №5 к договору №11/2/240113 от 24.01.2013г. определен общий хронометраж роликов, период их размещения.
Реклама препарата «Витальгар» размещена в эфире радиоканала «Радио России» по договору от 25.12.2012г. №338/62, заключенному между ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» и ООО «Медиа Базар».
Согласно п.2.1. договора от 25.12.2012г. №338/62 Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по изготовлению и/или размещению (прокату) Материалов третьих лиц, представленных Заказчиком, в эфире Радиоканала «Радио России», распространяемого в пределах вещания на территории г.Барнаул и Алтайского края, в дальнейшем именуемые Услуги, а заказчик обязуется оплачивать оказание этих Услуг на условиях настоящего договора.
В соответствии с п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Согласно свидетельству о государственной регистрации №RU.77.99.19.007.Е.044617.10.11 от 28.10.2011г. продукция: водоросли бурые гомогенизированные для диетического (лечебного и профилактического) питания: ламинария-гель охлажденный «Витальгар» используется в качестве пищевого продукта для диетического (лечебного и профилактического) питания, а также для использования в пищевой промышленности (хлебобулочной, кондитерской, пивобезалкогольной, молочной и мясопереробатывающей) как дополнительный источник пищевых волокон (альгинатов) и йода.
В рекламном ролике, размещенном 06 марта 2013 года в эфире радиоканала «Радио России» (ГТРК «Алтай»), указано, что «Витальгар» оказывает важное оздоровительное действие и для сердца и для сосудов, а входящие в его состав компоненты будут способствовать восстановлению, поддержанию сердца и сосудов.
Сведения о свойствах препарата «Витальгар», перечисляемых в эфире радиоканала «Радио России» (ГТРК «Алтай»), воспринимаются аудиторией как информация о лечебных свойствах продукта, что подтверждается рассказами граждан, дозвонившихся в студию во время эфира. Граждане перечисляют имеющиеся у них заболевания (пиелонефоит, панкреотит, ишемия, стенокардия, аритмия, гипертония; аторосклероз, стенокардия, варикозное расширение вен, боль в правом подреберье и катаракта, остеохандроз, между лопаток боль, в пояснице боль), упоминают о применении ими продукта «Витальгар», благодарят представителя Общества за возможность применения препарата.
Так из диалога между лицом, дозвонившимся в студию и представителем Общества, следует, что «Витальгар» помогает при лечении запоров:
- Но вот еще сказала бы я у меня кишечник нормализовался.
- То есть у Вас запоры были?
- Да, у меня были запоры и сейчас я хожу в норме. Я хочу сказать, если бы «Витальгар» я не принимала, вот может быть меня бы уже и не было.
Также в рекламе рассказывается какой положительный эффект оказывают отдельные составляющие препарата «Витальгар» на системы организма и органы:
- «…«Витальгар» уникальный восстановитель кровеносных сосудов. В состав входит мощные антиоксиданты, которые восстанавливают стеночки пораженных сосудов, нормализуют проницаемость капилляров и регулируют кроветворение, поэтому прием «Витальгара» рекомендован для людей сосуды которых перенесли экстремальную нагрузку, но также и для тех кому необходимо восстановление в результате возрастных изменений. И хочу отметить еще раз прежде всего к восстановлению нормального сердечного ритма ведет очищение сосудов и восстановление микроциркуляции крови, чему существенно способствуют ценные составляющие «Витальгара», поэтому тот кто принимает «Витальгар» часто отмечают, что сердечко больше не беспокоит…»;
- «…Так называемые калиевые диеты необходимы при гипертонии, а вот усваивается калий только в органической форме и при правильном процентом соотношении с магнием. И в «Витальгаре» все эти микроэлементы находятся в нужном для нашего организма процентном соотношении – это очень ценно для нас…».
- «…В комплексном приеме и «Витальгар» и «Селено марин» поставляют нам микроэлемент селен. Который вот просто необходим для восстановления зрения…».
Таким образом, в рекламном ролике, размещенном 06 марта 2013 года в эфире радиоканала «Радио России» (ГТРК «Алтай») содержится указание на положительное влияние на течение болезней, то есть на лечебные свойства препарата «Витальгар».
Несмотря на то, что в рассматриваемой рекламе указано, что «Витальгар» является пищевым продуктом и не является лекарством, общее впечатление от восприятия рекламы свидетельствует о том, что «Витальгар» способен оказывать положительное влияние на течение болезней.
Таким образом, довод ООО «Центр Передовых Технологий «Вита Ли – Тула» о том, что в рекламе указано, что «Витальгар» является пищевым продуктом и не является лекарством, следовательно не может создавать впечатление, что он оказывает положительное влияние на течение болезней Комиссией отклоняется.
Учитывая, что препарат «Витальгар» зарегистрирован как пищевой продукт и не является лекарственным средством, указание в рекламе на его лечебные и профилактические свойства, влияющие на различные болезни, нарушает требования п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
Таким образом, Комиссией установлен факт нарушения п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе средства «Витальгар», размещенной 06 марта 2013 года в эфире радиоканала «Радио России» (ГТРК «Алтай»).
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о реклама признается, согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащей.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу препарата «Витальгар», размещенную 06 марта 2013 года в эфире радиоканала «Радио России» (ГТРК «Алтай»), поскольку при ее размещении нарушены требования п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
2. Признать рекламодателя ООО «Центр Передовых Технологий «Вита Ли – Тула» нарушившим требования п.6 ч.5 ст.5 Федерального закона «О рекламе».
3. Выдать ООО «Центр Передовых Технологий «Вита Ли – Тула» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для возбуждения производства по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.