Решение №10-ФАС22-АМ/03-18 Р Е Ш Е Н И Е № 10-ФАС22-АМ/03-18 от 25 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 10-ФАС22-АМ/03-18

Резолютивная часть решения оглашена «21» июня 2018 года г. Барнаул

В полном объеме решение изготовлено «25»июня 2018 года

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

В <…> – вр.и.о. заместителя руководителя управления;

Члены Комиссии:

К<…> – начальник аналитического отдела;

Б<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, рассмотрев дело № 10-ФАС22-АМ/03-18 по признакам нарушения АО «Барнаульский молочный комбинат» (Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Космонавтов, 63, ИНН 2223033980, ОГРН 1022201381696), ИП Шаталовым<…> (<…>ИНН 228400709309), ИП Жуковым <…> ( ИНН 228400271495) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, приводящего к установлению и поддержанию закупочных цен на сырое коровье молоко в Усть - Калманском районе Алтайского края в период с декабря 2017 года по февраль 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

В управление ФАС по Алтайскому краю поступило обращение жителя с. Михайловка Усть-Калманского района Алтайского края (вх.№181049 от 02.02.2018г.) по вопросу снижения закупочных цен на молоко, сдаваемое владельцами личных подсобных хозяйств молокосборщикам.

В связи с поступившим обращением, антимонопольным органом проведен анализ действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих закуп молока.

При проведении анализа рынка закупа сырого коровьего молока у владельцев личных подсобных хозяйств в Усть-Калманском районе Алтайского края были выявлены хозяйствующие субъекты, осуществляющие закуп сырого коровьего молока в Усть-Калманском районе Алтайского края.

Согласно информации, предоставленной администрацией Усть-Калманского района (вх. №181628 от 16.02.2018г.) на рынке сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района осуществляют закуп (сбор) сырого коровьего молока следующие хозяйствующие субъекты (покупатели):

  1. ИП Шаталов <…> (<…>);
  2. ИП Жуков <…> (<…>);
  3. АО «Барнаульский молочный комбинат» (Алтайский край, г.Барнаул, пр.Космонавтов, 63).

Продавцами сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района Алтайского края являются владельцы личных подсобных хозяйств и сельхозпредприятия, производящие сырое коровье молоко.

В результате анализа представленных документов установлено, что с сентября 2017г. по февраль 2018г. в Усть-Калманском районе Алтайского края сложились следующие цены на сырое коровье молоко, закупаемое у населения:

Дата

ИП Шаталов <…>

ИП

Жуков <…>

АО «Барнаульский молочный комбинат»

01.09.2017

16,0

16,0

-

16.11.2017

17,0

17,0

-

01.12.2017

17,0

17,0

17,0

23.01.2018

17,0

17,0

17,0

01.02.2018

16,0

16,0

16,0

16.02.2018

15,0

15,0

15,00

Анализ вышеназванных закупочных цен на молоко сырое коровье, показал следующее: в период с декабря 2017г. по январь 2018г. закуп сырого коровьего молока осуществлялся в Усть-Калманском районе по цене 17 руб. всеми тремя хозяйствующими субъектами, с 01.02.2018г. ИП Шаталовым <…>, ИП Жуковым <…> и ООО «Барнаульский молочный комбинат» была одновременно снижена цена до 16 руб., а с 16.02.2018г. до 15 руб.

На 01.12.2017 года цена для населения Усть-Калманского района в размере 17,0 рублей, установлена ИП Шаталовым <…>, ИП Жуковым <…> и ООО «Барнаульский молочный комбинат», которое начало осуществлять закуп сырого коровьего молока на территории Усть-Калманского района с декабря 2017г.

С 01.02.2018 ИП Шаталов <…>, ИП Жуков <…> и АО «Барнаульский молочный комбинат», одновременно установили цену для населения в размере 16,0 рублей.

С 16.02.2018 ИП Шаталов <…>, ИП Жуков <…> и АО «Барнаульский молочный комбинат», одновременно установили цену для населения в размере 15,0 рублей.

Таким образом, снижение цен на закупаемое сырое коровье молоко с 01.12.2017 года отмечено одновременно у ИП Шаталова <…>, ИП Жукова <…> и АО «Барнаульский молочный комбинат» на одни и те же даты с установлением одинаковых цен в Усть-Калманском районе Алтайского края.

ИП Шаталов <…>, ИП Жуков <…> и АО «Барнаульский молочный комбинат» являются конкурентами на рынке сырого коровьего молока, так как закупают сырое коровье молоко на территории Усть-Калманского района.

Следует отметить, что ИП Шаталов <…> и ИП Жуков <…> в дальнейшем поставляют сырое коровье молоко ООО «Усть-Калманский маслосырзавод» согласно договорам поставки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с представленной ООО «Усть-Калманский маслосырзавод» информацией и документами установлено, что предприятие формирует различные базовые цены на молоко для поставщиков.

Так в соответствии договором поставки сельскохозяйственной продукции №10 от 16 января 2017 года, заключенным между ИП Шаталовым <…> (Поставщик) и ООО «Усть- Калманский маслосырзавод» (Покупатель) Поставщик обязан поставить, а Покупатель принять и оплатить натуральное молоко.

Согласно п.4.1 данного договора предусмотрено, что цены на молоко определяются исходя из цен, сложившихся на рынке. Уровень цены на молоко оформляется протоколом, являющимся неотъемлемой частью договора. Изменение цены на молоко производится по согласованию сторон по телефону с обязательным подтверждением протоколом в течение 3-х дней. Покупатель оплачивает фактически принятое молоко по цене настоящего договора, рассчитанной исходя из стоимости 1 кг молока.

Далее в соответствии с протоколами согласования цены к договору на закупку сельскохозяйственной продукции №10 от 16.01.2017 цена без НДС на молоко при стандартных параметрах менялась следующим образом: с 01.09.2017- 19,00 рублей; с 16 ноября 2017- 20,00 рублей; с 01.02.2018-19,00 рублей; с 16.02.2018-18,00 рублей.

Между ИП Жуковым <…> (Поставщик) и ООО «Усть- Калманский маслосырзавод» (Покупатель), заключен договор поставки сельскохозяйственной продукции №05 от 16 января 2017 года, в соответствии с которым Поставщик обязан поставить, а Покупатель принять и оплатить натуральное молоко.

Согласно п.4.1 данного договора предусмотрено, что цены на молоко определяются исходя из цен, сложившихся на рынке. Уровень цены на молоко оформляется протоколом, являющимся неотъемлемой частью договора. Изменение цены на молоко производится по согласованию сторон по телефону с обязательным подтверждением протоколом в течение 3-х дней. Покупатель оплачивает фактически принятое молоко по цене настоящего договора, рассчитанной исходя из стоимости 1 кг молока.

Так, в соответствии с протоколами согласования цены к договору на закупку сельскохозяйственной продукции №05 от 16.01.2017 цена без НДС на молоко при стандартных параметрах менялась следующим образом: с 01.09.2017- 19,50 рублей; с 16 ноября 2017- 20,50 рублей; с 01.02.2018-19,50 рублей; с 16.02.2018-18,50 рублей.

ООО «Усть- Калманский маслосырзавод» устанавливало различные закупочные цены для поставщиков молока - ИП Шаталова <…>, ИП Жукова <…>, так базовая закупочная цена ООО «Усть-Калманский маслосырзавод» для ИП Жукова <…> была выше на 50 копеек, чем для ИП Шаталова <…>

В свою очередь, закупаемые цены для населения снижались большим темпам, чем на молоко, приобретаемое у ИП Шаталова <…>, ИП Жукова <…> при этом, Индивидуальные предприниматели, являясь конкурентами на рынке закупа сырого коровьего молока в Усть-Калманском районе Алтайского края, синхронно на одни и те же даты снижали и устанавливали цены до одной величины.

На основании информации (вх.№182212 от 02.03.2018), представленной ИП Шаталовым <…> установлено, что структура затрат на закуп 1 литра сырого коровьего молока в Усть-Калманском районе Алтайского края сложилась следующим образом: 0,5-0,7 рублей заработная плата; 0,5 рублей материальные затраты (запасные части для автомобиля); 1 рубль - прочие расходы (несортовое молоко, вет.справки и т.д.). В состав автомобильного парка предпринимателя входит 1 автомобиль марки УАЗ 33036.

Структура затрат ИП Жуковым<…> не представлена.

АО «Барнаульский молочный комбинат» покупает сырое коровье молоко для его дальнейшей переработки и выпуска готовой продукции.

На основании информации (вх.№184617 от 20.04.2018), представленной АО «Барнаульский молочный комбинат» цена на закупаемое сырое молоко определяется в соответствии с конъюнктурой рынка молочной продукции, потребностями предприятия в сырье, качество сырья, затратами на доставку до места переработки, объемами товарных остатков готовой продукции на складе, спроса и отпускных цен на готовую продукцию и другими факторами.

В качестве экономического обоснование уровня закупочных цен на сырое молоко АО «Барнаульский молочный комбинат» указало, что в конце 2017 года существенно изменилась ситуация на рынке молочных продуктов. Значительно снизился спрос на масло, сыр, сырный продукт, СОМ, что при увеличении производства этих товаров в 2017 году, привело к превышению предложения над спросом. Цены реализации на эти товары в январе 2018 года снизились на 25-30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом цена на молоко и другие молочное продукты осталась на прежнем уровне.

Отрицательная динамики цен на сыр, сырный продукт, СОМ неблагоприятно отразилась на предприятии, так как более ¾ объема перерабатываемого в крае молока используется на производство данной группы продуктов. Также значительно выросли товарные остатки, так по состоянию на 1 января 2018 года в АО «Барнаульский молочный комбинат» остатки сливочного масла составили 922 тонны, при этом на аналогичную дату 2017 года они составляли 135 тонн.

В связи с чем, АО «Барнаульский молочный комбинат», по его мнению, вынуждено принимать меры по предотвращению финансовых потерь и недопущению сокращения своего присутствия на рынке, в том числе путем привлечения поставщиков, предлагающих цены, которые могут обеспечить достижения конкурентоспособного уровня себестоимости готовой продукции.

При этом, АО «Барнаульский молочный комбинат» является крупным перерабатывающим предприятием на территории Алтайского края, использует схемы закупа сырого коровьего молока как напрямую у населения края, так и через юридических лиц Алтайского края, неся при этом затраты, отличающиеся от затрат ИП Шаталова <…> и ИП Жукова <…>, которые осуществляют деятельность по закупу сырого коровьего только у населения Усть-Калманского района.

Таким образом, в ходе проведения анализа установлено, что хозяйствующие субъекты ИП Шаталов <…> и ИП Жуков <…>, АО «Барнаульский молочный комбинат» осуществляют закуп сырого коровьего молока, используя различные схемы (договор поставки, агентский договор), неся в соответствии с этим различные издержки.

В обосновании цен, установленных АО «Барнаульский молочный комбинат», последнее также согласилось на то, что одинаковое определение цены закупа молока сырого исходит от его Продавцов, однако доказательств данного факта в антимонопольный орган Обществом не представлено.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно производящие и закупающие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

ИП Шаталов <…> и ИП Жуков <…>, АО «Барнаулький молочный комбинат» осуществляют свою деятельность на рынке закупа сырого коровьего молока в Усть-Калманском районе Алтайского края.

При одномоментном снижении цен на сырое коровье молоко лицами, закупающими сырое коровье молоко, до одинакового уровня достигается устранение конкурентных отношений между ними, а именно – устранение ценовой состязательности на рынке сырого молока.

Доказательством наличия соглашения между ИП Шаталовым <…> и ИП Жуковым <…>, АО «Барнаулький молочный комбинат», направленного на установление и поддержание  цен на закупаемое сырое коровье молоко,  является поведение (фактические действия) данных хозяйствующих субъектов, которое  приводит к отказу от соперничества посредством совершения одинаковых действий по установлению и поддержанию закупочных цен на сырое молоко при отсутствии на то объективных причин.

Установление и поддержание АО «Барнаульский молочный комбинат», ИП Шаталовым <…>, ИП Жуковым <…> одинаковых цен с одного и того же времени на закупаемое сырое коровье молоко в Усть - Калманском районе Алтайского края в период с декабря 2017 года по февраль 2018 года, при отсутствии на то объективных причин, в разной степени влияющих на всех субъектов товарного рынка, является результатом устной договоренности и противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

  1. Признать АО «Барнаульский молочный комбинат», ИП Шаталова<…>, ИП Жукова <…> нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения соглашения и участия в соглашении, что привело к установлению и поддержанию одинаковых закупочных цен на сырое коровье молоко в Усть - Калманском районе Алтайского края в период с декабря 2017 года по февраль 2018 года.
  2. Выдать АО «Барнаульский молочный комбинат», ИП Шаталову <…>, ИП Жукову<…> предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем проведения самостоятельной ценовой политики при формировании закупочных цен на сырое коровье молоко в Усть - Калманском районе Алтайского края исходя из суммы необходимых для оказания этих услуг расходов и прибыли.

<…>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны