Решение №А-17.1/06 2017 РЕШЕНИЕ от 16 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

                                                                                                         г. Благовещенск

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» сентября 2016 года

В полном объеме решение изготовлено «16» сентября 2016 года

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

рассмотрев дело № А-10/16 2016 по признакам нарушения муниципальным казенным предприятием города Благовещенска «Городской сервисно-торговый комплекс» (далее – МКП г. Благовещенска «ГСТК») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Амурское УФАС России поступили заявления ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (далее – ПАО «МТС»), ООО «Телевокс», ООО «Телематик» на действия МП города Благовещенска «Троллейбусное управление», выраженные, по мнению заявителей, в  злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке по предоставлению услуг по размещению  волоконно-оптического кабеля (далее - ВОК) в части необоснованного установления и повышения на 2016 год тарифов на услугу – предоставление места на опорах контактной сети для размещения ВОК.

По мнению заявителей, установление и повышение МП города Благовещенска «Троллейбусное управление» на 2016 год тарифов на услугу – предоставление места на опорах контактной сети для размещения ВОК существенным образом влияет на себестоимость услуги доступа к сети Интернет и может негативным образом отразиться на конкуренции на рынке вышеуказанных услуг, поскольку влечет повышение цен и ограничивает доступ на рынок вследствие неконкурентоспособности услуги.

Согласно постановлению администрации города Благовещенска Амурской области от 22.01.2016 № 183, МКП г. Благовещенска «ГСТК» реорганизовано в форме присоединения к нему муниципального предприятия города Благовещенска «Троллейбусное управление» (далее – МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление»).

Согласно передаточному акту между МКП г. Благовещенска «ГСТК» и МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» от 29.02.2016, МКП г. Благовещенска «ГСТК» передаются все пассивы и активы МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление».

Исходя из вышеизложенного, опорами контактной сети на территории города Благовещенска, на которых размещается ВОК, распоряжается МКП г. Благовещенска «ГСТК».

Приказом Амурского УФАС России от 06.06.2016 № 97 (в редакции приказов от 21.06.2016 № 105, от 30.06.2016 № 112) в отношении МКП г. Благовещенска «ГСТК» возбуждено дело № А–10/16 2016 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 08.06.2016 рассмотрение дела назначено на 30.06.2016 в 10 часов 00 минут. Определением от 21.06.2016 рассмотрение дела перенесено на 01.07.2016 в 10 часов 00 минут. Определением от 01.07.2016 рассмотрение дела назначено на 02.08.2016 в 09 часов 30 минут. Определением от 02.08.2016 рассмотрение дела назначено на 02.09.2016 в 09 часов 30 минут.

В заседаниях комиссии принимали участие:

- представители ответчика: юрисконсульт МКП г. Благовещенска «ГСТК» Павлов А.А. (паспорт <...> доверенность от 05.03.2014 № 28 АА 0509329), заместитель генерального директора МКП г. Благовещенска «ГСТК» Хорошевский А.Л. (паспорт <...> доверенность от 16.02.2016);

- представитель заявителей – ООО «Телематик», ООО «Телевокс» <…>;

- представитель  лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах – АО «Компания ТрансТелеКом» в лице филиала «Макрорегион Чита» <…>;

В заседаниях комиссии представитель заявителей  – ООО «Телематик», ООО «Телевокс» поддержал доводы, изложенные в письменной позиции по делу, пояснил следующее.

Между ООО «Телевокс» и МКП г. Благовещенска «ГСТК» (до ликвидации – МП города Благовещенска «Троллейбусное управление») заключен договор об оказании услуг от 14.03.2011 № 3-11, по которому предприятие оказывает услуги ООО «Телевокс» по размещению кронштейнов на опорах контактной сети и техническому обслуживанию опор, на которых закреплен оптоволоконный кабель ООО «Телевокс».

Согласно пункту 3.1. договора (в редакции дополнительного соглашения   от 11.02.2015 № 2), стоимость ежемесячной платы за одну опору в месяц составляет 574 (пятьсот семьдесят четыре) рубля 13 копеек, с учетом НДС.

Письмом от 08.10.2015 МКП г. Благовещенска «ГСТК» уведомило ООО «Телевокс», о том, что с 01.01.2016 стоимость ежемесячной платы за одну опору в месяц составит 870 (восемьсот семьдесят) рублей 00 копеек, с учетом НДС (18 %).

Аналогичная ситуация и с ООО «Телематик».

Пунктом 3.1 договора об оказании услуг от 20.03.2012 № 9-12 (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 11.02.2015), заключенного между ООО «Телематик» и МКП г. Благовещенска «ГСТК», предусмотрен размер ежемесячной платы за одну опору в месяц 574 (пятьсот семьдесят четыре) рубля 13 копеек, с учетом НДС.

Письмом от 08.10.2015 МКП г. Благовещенска «ГСТК», уведомило ООО «Телематик» об увеличении цены за одну опору до 870 (восьмисот семидесяти) рублей 00 копеек в месяц.

На запрос ООО «Телевокс» и ООО «Телематик» о предоставлении экономического обоснования увеличения цены, МКП г. Благовещенска «ГСТК» представило калькуляцию стоимости предоставления места на опорах контактной сети.  В калькуляции стоимости предоставления места на опорах контактной сети для размещения на них ВОК или рекламных конструкций, в качестве расходов на содержание опор были учтены такие расходы, как амортизация здания депо, коммунальные услуги депо.

Данная схема калькуляции тарифа, по мнению заявителей (ООО «Телевокс» и ООО «Телематик») приводит к дисбалансу интересов сторон: интернет-провайдеры вынуждены в составе установленного тарифа на обслуживание опор частично брать на себя затраты МКП г. Благовещенска «ГСТК» по основной деятельности. То есть, предъявляя ООО «Телевокс» и ООО «Телематик» к оплате сумму за услуги по обслуживанию опор по завышенному тарифу, предприятие тем самым незаконно возлагает на операторов связи оплату расходов предприятия, не связанных с затратами на проведение работ по обслуживанию опор контактной сети.

Кроме того, МКП г. Благовещенска «ГСТК» применяет к остальным операторам связи города Благовещенска другие тарифы за предоставление места на опорах контактной сети для размещения на них ВОК, в частности для ОАО «Вымпел-Коммуникации» размер тарифа составляет 614 (шестьсот четырнадцать) рублей 32 копейки.

Также на опорах МКП г. Благовещенска «ГСТК» размещены кабельные линии таких операторов связи, как ООО «Гуднет», ООО «Теледайн системе лимитед», ПАО «МТС», ПАО «ТТК», ПАО «Мегафон».

На участках города Благовещенска, где на опорах МКП г. Благовещенска «ГСТК» размещены кабельные линии ООО «Телевокс» и ООО «Телематик» отсутствуют альтернативные способы прокладки линий связи.

Кроме того, представитель ООО «Телевокс» и ООО «Телематик» пояснил, что в период с 01.01.2016 на момент рассмотрения комиссией дела, ООО «Телевокс» и ООО «Телематик» оплачивают услуги по размещению кронштейнов на опорах контактной сети и техническому обслуживанию опор по тарифу в размере 574 (пятьсот семьдесят четыре) рубля 13 копеек.

ПАО «МТС» явку представителя на заседание комиссии не обеспечило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя общества.

Из заявления и письменных пояснений ПАО «Мобильные ТелеСистемы» следует следующее.

16.04.2014 между МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» и ПАО «МТС» был заключен договор на оказание услуг о размещении ВОК на опорах контактной сети.

Пунктом 3.1. договора цена определена из расчета 357,81 рублей (без НДС) за одну опору.

Согласно пункта 3.5. договора, стоимость услуг может изменена в одностороннем порядке по инициативе МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» при условии предупреждения о таком изменении не менее, чем за месяц до предстоящего изменения. В случае, если общество не согласно на такое изменение стоимости услуг, оно может расторгнуть настоящий договор с момента изменения стоимости услуг, уведомив об этом предприятие не менее, чем за 10 дней до предстоящего размещения.

Дополнительным соглашением от 01.01.2015 № 1 цена за одну опору повышена до 393,59 рублей (без НДС).      

08.10.2015   в адрес ПАО «МТС» поступило письмо МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» от 08.10.2015 № 840 о повышении размера платы за предоставление места на опорах контактной сети с 01.01.2016 до 614,32 рублей в месяц за 1 опору (с учетом НДС – 18%.).

В свою очередь ПАО «МТС» в письме от 14.10.2015 запросило МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» представить экономическое обоснование размера платы за предоставление места на опорах контактной сети для размещения ВОК.

В ответ было получено письмо от 16.10.2015 со ссылкой на постановление администрации города Благовещенска от 25.09.2014 № 4026 «О внесении изменений в постановление администрации города Благовещенска от 18.07.2014   № 3027 «Об установлении предельных тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным предприятием города Благовещенска» с приложением обоснования предельного тарифа в размере 1085 рублей за 1 опору.

Кроме того, в адрес ПАО «МТС» поступило письмо МКП г. Благовещенска «ГСТК» от 17.11.2015, согласно которому с 01.01.2016 для всех крупных операторов связи тариф будет единым – 614,32 рублей за 1 опору с учетом НДС, а для других операторов тариф будет значительно выше.

11.01.2016 года в адрес ПАО «МТС» поступило письмо, согласно которому, в случае отсутствия подписаннного дополнительного соглашения о повышении цены МП «Троллейбусное управление» обращается в суд о демонтаже сетей.

Таким образом, ПАО «МТС» считает, что МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» нарушило антимонопольное законодательство и установило цену на услуги, которая превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли путем повышения ранее установленной цены услуги.

Кроме того, ПАО «МТС» представлены копии счетов-фактур, выставленных МКП г. Благовещенска «ГСТК» на оплату услуг по размещению кронштейнов на опорах контактной сети  за период с января по июль 2016 включительно, согласно которым стоимость оказываемых услуг составляет 393,59 рублей (без НДС).

Представители ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признали по основаниям, изложенным в письменной позиции по делу, пояснили следующее.

В связи с реорганизацией, к МКП г. Благовещенска «ГСТК» присоединено МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление».

Ранее, до ликвидации МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» при установлении размера платы за предоставление места на опорах контактной сети для размещения ВОК руководствовались постановлением администрации города Благовещенска «Об установлении предельных тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным предприятием города Благовещенска «Троллейбусное управление» от 18.07.2014 года № 3027 и приказом МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» от 20.11.2015 № 278 о введении с 01.01.2016 года дифференцированных тарифов на услугу по предоставлению места на опорах контактной сети для размещения ВОК и рекламных конструкций в размере, не превышающем предельный тариф, установленный постановлением администрации города Благовещенска от 18.07.2014 года № 3027 для заказчиков, занимающих количество опор:

- от 1 до 339 штук - снижение предельного тарифа до 21%;

- от 339 штук и выше - снижение предельного тарифа составит от 21% до 45%.

В соответствии с пунктами 6.2 и 6.3. Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, утвержденного Решением Благовещенской городской Думы от 20.07.2006 № 17/102, при установлении предельных тарифов муниципальные предприятия и учреждения имеют право самостоятельно за счет собственной прибыли вводить дифференцированные тарифы в целях достижения экономического баланса потребителей и производителей услуг, но при условии соблюдения принципа компенсации экономически обоснованных затрат на производство и реализацию услуг. Введение дифференцированных тарифов в муниципальных предприятиях и учреждениях осуществляется на основании приказа руководителя муниципального предприятия и учреждения, согласованного с управлением экономического развития и инвестиций администрации города Благовещенска.

Любые действия по изменению установленного предельного тарифа (1085 рублей за 1 место в месяц, с учетом НДС), при условии соблюдения пункта 6.2. Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, являются правомерными.

08.10.2015 года МП «Троллейбусное управление» направило уведомления об изменении с 01.01.2016 года размера платы за предоставление места на опорах контактной сети для размещения ВОК:

- ПАО «МТС» - 614,32 руб. за 1 опору в месяц, с учетом НДС;

- ООО «Телевокс» - 870,00 руб. за 1 опору в месяц, с учетом НДС;

- ООО «Телематик» - 870,00 руб. за 1 опору в месяц, с учетом НДС.

Но, указанный размер платы за предоставление места на опорах контактной сети для размещения ВОК не применялся ни МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» (до ликвидации), ни МКП г. Благовещенска «ГСТК».

Кроме того, МКП г. Благовещенска «ГСТК» был отменен приказ МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» от 20.11.2015 № 278 о введении с 01.01.2016 года дифференцированных тарифов на услугу по предоставлению места на опорах контактной сети для размещения ВОК и рекламных конструкций.

Вместе с тем, МКП г. Благовещенска «ГСТК» готовится пакет документов для направления в администрацию г. Благовещенск в целях утверждения тарифов на 2017 год.

Представитель лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах – АО «Компания ТрансТелеКом» в лице филиала «Макрорегион Чита» дал следующие пояснения.

АО «Компания ТрансТелеКом» оказывает услуги по предоставлению доступа к сети Интернет физическим и юридическим лицам в г. Благовещенске. Для организации оказания услуг по доступу к сети Интернет обществом был заключен договор №25-15/МСШ01500350 от 27.02.2015 года на размещение ВОК на опорах контактной сети с МП г. Благовещенск «Троллейбусное управление», (в настоящее время правопреемник - МКП г. Благовещенска «ГСТК»). Стоимость размещения одного узла на опоре контактной сети составляет 870 рублей в месяц.

Возможность прокладки кабеля по опорам других владельцев отсутствует в связи с необходимостью вложения финансовых и иных затрат.

АО «Компания ТрансТелеКом» считает, что установленный тариф за услуги размещения ВОК на опорах контактной сети является экономически необоснованным.

Представителем АО «Компания ТрансТелеКом» представлены копии дополнительных соглашений к договорам, заключенных филиалами АО «Компания ТрансТелеКом» с организациями, предоставляющими аналогичные услуги в городах Российской Федерации, подтверждающих, что МУП города Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» установлена стоимость в размере 181,65 рублей, МУП «Иркутскгорэлектротранск» -  614 рублей, МУП города Читы «Троллейбусное управление» - 192,37.

Лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах – администрация города Благовещенска не обеспечила явку своего представителя на заседание комиссии, представила нижеследующие письменные пояснения.

Решением Благовещенской городской Думы от 20.07.2006 № 17/102   утвержден Порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка, установленные в соответствии с данным Порядком тарифы являются обязательным для применения муниципальными предприятиями и учреждениями.

Постановлением администрации города Благовещенска от 18.07.2014 № 3027 (в редакции от 25.09.2014 № 4026) для МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» установлен предельный тариф на услуги по предоставлению места на опорах контактной сети для размещения ВОК и рекламных конструкций в размере 1085,0 рублей за 1 место в месяц (с учетом НДС). Данный тариф определяет максимальный размер платы за оказываемые услуги.

Согласно пунктов 6.2, 6.3 Порядка, муниципальные предприятия и учреждения имеют право самостоятельно за счет собственной прибыли вводить дифференцированные тарифы в целях достижения экономического баланса потребителей и производителей услуг, но при условии соблюдения принципа компенсации экономически обоснованных затрат на производство и реализацию услуг.

Период действия дифференцированных тарифов Порядком не установлен. Муниципальные предприятия и учреждения имеют право самостоятельно в рамках утвержденного тарифа устанавливать дифференцированные тарифы, сроки и порядок их применения по согласованию с администрацией города Благовещенска.

Таким образом, администрация города Благовещенска считает, что любое изменение дифференцированных тарифов в рамках установленного для МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» предельного тарифа 1085,0 рублей за 1 место в месяц (с учетом НДС) является правомерным, при условии соблюдения вышеуказанной нормы пункта 6.2 Порядка.

Приказом МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» от 20.11.2015 № 278 по согласованию с администрацией города Благовещенска введены с 01.01.2016 года дифференцированные тарифы на услугу по предоставлению места на опорах контактной сети для размещения волоконно-оптического кабеля и рекламных конструкций для заказчиков занимающих количество опор:

- от 1 до 339 штук - снижение предельного тарифа до 21 %;

- от 339 штук и выше - снижение предельного тарифа от 21 % до 45 %.

Приказом МП г. Благовещенска «ГСТК» № 86Д от 28.06.2016 в целях исполнения предупреждения управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 15.06.2016 года о прекращении действий (бездействия) приказ МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» № 278 от 20.11.2015 года отменен. Соответственно, с момента отмены дифференцированных тарифов, для всех потребителей применению подлежит предельный тариф, установленный постановлением администрации города Благовещенска от 18.07.2014 № 3027 в размере 1085,0 рублей за 1 место в месяц (с учетом НДС), или 919,50 рублей без учета НДС.

Администрацией города Благовещенска согласно постановлению администрации города Благовещенска от 05.04.2016 № 973 принято решение о применении МКП г. Благовещенска «Городской сервисно-торговый комплекс» по окончании реорганизации тарифов на предоставляемые услуги по ранее утвержденным тарифам для муниципального предприятия МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» до момента утверждения тарифов для МКП г. Благовещенска «Городской сервисно-торговый комплекс» на аналогичные услуги.

В связи с тем, что одним из источников финансирования деятельности предприятия являются средства городского бюджета, тарифы на оказываемые услуги, выполняемые работы устанавливаются, как правило, на очередной финансовый год.

МКП г. Благовещенска «Городской сервисно-торговый комплекс» до конца 2016 года планирует направить в администрацию города Благовещенска заявление и материалы по расчету тарифов на оказываемые услуги (выполняемые работы) на 2017 год, в том числе, на услуги по предоставлению места на опорах контактной сети для размещения волоконно-оптического кабеля.

Изучив имеющиеся в материалах дела документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссией установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, если иное не предусмотрено федеральными законами. При этом определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, в соответствии с частью 10 статьи 35 настоящего Закона, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Постановлением администрации города Благовещенска «Об установлении предельных тарифов на услуги, предоставляемые МП города Благовещенска «Троллейбусное управление» от 18.07.2014 № 3027 (в редакции постановлений администрации города Благовещенска от 25.09.2014 № 4026, от 25.12.2014 № 5539, от 07.10.2015 № 3716), (далее – Постановление № 3027) установлен предельный тариф на услугу – предоставление  места на опорах контактной сети для размещения волоконно-оптического кабеля или рекламных конструкций, за 1 место в месяц в сумме 1085,00 рублей.

Постановление № 3027 принято в соответствии с порядком принятия решения об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, утвержденного решением Благовещенской городской Думы от 20.07.2006 № 17/102 (в редакции от 28.10.2010 № 18/125, от 26.04.2012 № 39/53, от 27.11.2014 № 4/30), (далее – Порядок № 17/102).

Согласно пункта 6.1 Порядка № 17/102, установленные в соответствии Порядком тарифы являются обязательными для применения муниципальными предприятиями и учреждениями.

Пунктом 6.2 Порядка № 17/102 определено, что при установлении предельных тарифов предприятия и учреждения имеют право самостоятельно за счет собственной прибыли вводить дифференцированные тарифы в целях достижения экономического баланса потребителей и производителей услуг, но при условии соблюдения принципа компенсации экономически обоснованных затрат на производство и реализацию услуг.

В соответствии с пунктом 6.3 Порядка № № 17/102, введение дифференцированных тарифов осуществляется: в муниципальных предприятиях – на основании приказа руководителя муниципального предприятия, согласованного с управлением экономического развития и инвестиций администрации города Благовещенска; в муниципальных учреждениях – на основании приказа руководителя муниципального учреждения, согласованного с отраслевым управлением администрации города Благовещенска.

Таким образом, в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Благовещенской городской Думой принято вышеуказанное решение от 20.07.2006 № 17/102, которым утвержден Порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» заключены следующие договоры об оказании услуг:

- с ООО «Телевокс» заключен договор от 14.03.2011 № 3-11, согласно которому предприятие оказывает услуги ООО «Телевокс» по размещению кронштейнов на опорах контактной сети и техническому обслуживанию опор, на которых закреплен оптоволоконный кабель ООО «Телевокс»; согласно дополнительному соглашению от 11.02.2015 № 2, стоимость ежемесячной оплаты за одну опору в месяц составляет 574,13 рублей (с учетом НДС);

- с ООО «Телематик» заключен договор от 20.03.2012 № 9-12, согласно которому предприятие оказывает услуги ООО «Телематик» по размещению кронштейнов на опорах контактной сети и техническому обслуживанию опор, на которых закреплен оптоволоконный кабель ООО «Телематик»; согласно дополнительному соглашению от 11.02.2015 № 1, стоимость ежемесячной оплаты за одну опору в месяц составляет 574,13 рублей (с учетом НДС);

- с ПАО «МТС» заключен договор от 16.04.2014 № 19-14, согласно которому предприятие оказывает услуги ПАО «МТС» по размещению кронштейнов на опорах контактной сети и техническому обслуживанию опор, на которых закреплен оптоволоконный кабель ПАО «МТС»; согласно дополнительному соглашению от 01.01.2015 № 1, стоимость ежемесячной оплаты за одну опору в месяц составляет 393,59 рублей (без учета НДС).

20.11.2015 МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» издан приказ    № 278 о введении с 01.01.2016 года дифференцированных тарифов на услугу по предоставлению места на опорах контактной сети для размещения ВОК и рекламных конструкций в размере, не превышающем предельный тариф, установленный постановлением администрации города Благовещенска от 18.07.2014 года № 3027 для заказчиков, занимающих количество опор:

- от 1 до 339 штук - снижение предельного тарифа до 21%;

- от 339 штук и выше - снижение предельного тарифа составит от 21% до 45%.

В связи с этим, в адрес операторов связи МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» были направлены письма о повышении с 01.01.2016 размера платы за предоставление места за предоставление места на опорах контактной сети для размещения ВОК и рекламных конструкций.

Для ООО «Телевокс» и ООО «Телематик» стоимость за вышеназванные услуги устанавливалась в размере 870,00 рублей (с учетом НДС), для ПАО «МТС» - 614,32 (с учетом НДС).

Согласно Постановлению администрации города Благовещенска Амурской области от 22.01.2016 № 183, МКП г. Благовещенска «ГСТК» реорганизовано в форме присоединения к нему МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление».

Согласно передаточному акту между МКП г. Благовещенска «ГСТК» и МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» от 29.02.2016, по вышеуказанному акту МКП г. Благовещенска «ГСТК» передаются все пассивы и активы МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление».

Исходя из вышеизложенного, опорами контактной сети на территории города Благовещенска, на которых размещается ВОК распоряжается МКП г. Благовещенска «ГСТК».

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Частью 2.1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» установлено, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта – юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением:

1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

2) финансовой организации;

3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

В соответствии с уставом МКП г. Благовещенска «ГСТК», учредителем предприятия является муниципальное образование города Благовещенска.

В силу части 7 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

В целях установления доминирующего положения МКП г. Благовещенска «ГСТК» на рынке по выделению мест подвески ВОК на опорах контактной сети, Амурским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке по выделению мест подвески ВОК на опорах контактной сети (ОКВЭД 70.20.2 – сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества) в 2014-2015 годах.

Согласно проведенного управлением анализа, установлены признаки доминирующего положения МКП г. Благовещенска «ГСТК» на рынке по выделению мест подвески ВОК на опорах контактной сети.

Вместе с тем, в связи с наличием в действиях МКП города Благовещенска «ГСТК», признаков нарушения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 10  Закона «О защите конкуренции», выразившихся в применении дифференцированных тарифов на услугу по предоставлению места на опорах контактной сети для размещения ВОК и рекламных конструкций в размере: от 1 до 339 штук – снижение предельного тарифа до 21%, от 339 штук – снижение  предельного тарифа от 21 до 45%, установленных приказом МП города Благовещенска «Троллейбусное управление», на основании статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов  других лиц (хозяйствующих субъектов), устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, Амурским УФАС России 15.06.2016 выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем установления и применения в 2016 году одинаковых тарифов на услугу по предоставлению места на опорах контактной сети для размещения ВОК и рекламных конструкций для потребителей данных услуг, в срок до 30.06.2016 (продлевался до 30.08.2016).

В целях исполнения указанного предупреждения, МКП г. Благовещенска «ГСТК» отменен приказ МП г. Благовещенска «Троллейбусное управление» от 20.11.2015 № 278 и в адрес операторов связи, с которыми МКП г. Благовещенска «ГСТК» заключены договоры по предоставлению места на опорах контактной сети для размещения ВОК и рекламных конструкций направлены дополнительные соглашения.

Фактически, стоимость ежемесячной платы за одну опору в месяц операторов связи – для ПАО «МТС», ООО «Телевокс», ООО «Телематик» осталась неизменной.

 Так, согласно представленных ПАО «МТС» счетов-фактур, выставленных МКП г. Благовещенска «ГСТК» на оплату услуг по размещению кронштейнов на опорах контактной сети за период с января по июль 2016 года включительно, стоимость оказываемых услуг составляет 393,59 рублей (без НДС) – то есть соответствует стоимости, применяемой МКП г. Благовещенска «ГСТК» с 01.01.2015 (в соответствии с дополнительным соглашением от 01.01.2015 № 1).

Для ООО «Телевокс», ООО «Телематик» стоимость услуг по размещению кронштейнов на опорах контактной сети с 11.02.2015 на период рассмотрения комиссией настоящего дела составляет 574,13 рублей, (с учетом НДС).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В силу статьи 6 Закона «О защите конкуренции», обязательным условием для определения цены монопольно высокой – является установление данной цены занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом.

Однако МКП г. Благовещенска «ГСТК», занимая доминирующее положение на рассматриваемом рынке, не имеет полномочий на установление тарифов, поскольку данная обязанность возложена решением Благовещенской городской Думы от 20.07.2006 № 17/102 на администрацию г. Благовещенска.

Предельный тариф на услугу – предоставление места на опорах контактной сети для размещения волоконно-оптического кабеля или рекламных конструкций (за 1 место в месяц в сумме 1085,00 рублей), установленный Постановлением № 3027 МКП г. Благовещенска «ГСТК» не был превышен.

Таким образом, МКП г. Благовещенска «ГСТК» не может быть нарушена часть 1 статья 10 Закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  Прекратить рассмотрение дела в отношении МКП г. Благовещенска «ГСТК» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях. 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

 

 

Председатель комиссии                                                                                                   <…>

 

Члены комиссии                                                                                                               <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны