Решение №Р-5/159 2018 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № Р-5/159 2018 от 10 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № Р-5/159 2018

  1. октября 2018 г. г. Благовещенск

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…>, заместитель руководителя управления – начальник отдела Амурского УФАС России,

члены Комиссии: <…>, ведущий специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <…>, главный специалист-эксперт указанного отдела, <…>, специалист-эксперт указанного отдела,

рассмотрев дело № Р-5/159 2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон «О рекламе») по факту распространения на сайте сетевого издания «АСН24.РУ – Амурская служба новостей» рекламы непристойного и оскорбительного характера,

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО «Планета-Медиа» (ОГРН 1032800057795, ИНН/КПП 2801090698/280101001, адрес (место нахождения): 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Комсомольская, 52) <…> (доверенность от 01.10.2018, паспорт <...>

в отсутствие представителей:

заявителя – физического лица, уведомленного надлежащим образом,

эксперта – ---, переводчика – ---,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России 30.07.2018 поступило обращение физического лица, перенаправленное Прокуратурой Благовещенского района о признаках нарушения Закона «О рекламе», выраженного в распространении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте сетевого издания «АСН24.РУ - Амурская служба новостей» рекламы непристойного и оскорбительного характера. По мнению заявителя, реклама секс-шопов на новостном портале, недопустима.

Данные сведения послужили Амурскому УФАС России поводом для установления признаков нарушения законодательства о рекламе и возбуждения дела в отношении общества с ограниченной ответственностью «Планета-Медиа» по фактам распространения вышепоименованной рекламной информации.

Определением от 11.09.2018 возбуждено дело № Р-5/159 2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 6 статьи 5 Закона «О рекламе»), назначено к рассмотрению на 10.10.2018 на 10:00 час.

Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, заслушав представителя участвующего в деле лица, установила следующие обстоятельства.

В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» разделы сайта сетевого издания «АСН24.РУ - Амурская служба новостей» (https://asn24.ru/) расположены на главной странице в виде вкладок черного цвета. Вкладка «SOVA», также как и вкладка «Новости партнеров» выделена зеленым цветом, тем самым привлекая внимание посетителей сайта.

20.07.2018 на сайте сетевого издания «АСН24.РУ - Амурская служба новостей» (https://asn24.ru/) в разделе «SOVA» была распространена следующая информация: статья под заголовком «Вибратор для омлета: где в Благовещенске искать товары для взрослых? (18+)» (https://asn24.ru/sova/check-in/vibrator-dlya-omleta/).

Факт распространения вышеназванной информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 20.07.2018 подтверждается составленным Управлением протоколом осмотра Интернет-сайта (https://asn24.ru/) от 02.08.2018.

В силу пунктов 1-5 и 8 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

ненадлежащей рекламой - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Данная информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», отвечает законодательному определению «реклама», приведенному в статье 3 Закона «О рекламе», поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, способствуя его продвижению на рынке, а именно:

  1. объектом рекламирования в данной статье являются товары интимного назначения, реализуемые в магазинах (секс-шопах) г. Благовещенска;
  2. подробное текстовое описание предназначения ассортимента секс-шопов усиливается визуально - демонстративным рядом из 46 фото, на которых просматриваются как отдельные товары, так и марки изготовителей;
  3. в статье указаны адреса четырех торговых точек г. Благовещенска, где потребители могут приобрести секс-игрушки и сопутствующие товары, тем самым способствуя продвижению объекта рекламирования на рынке.

В силу части 6 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

По смыслу законодателя к непристойным образам могут быть отнесены изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. Данная позиция изложена в Письме ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 Закона «О рекламе».

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Амурским УФАС России с целью оценки наличия (отсутствия) непристойных и оскорбительных образов в данной рекламной информации проведен опрос, по результатам которого установлено, что более 65% опрошенных указали на наличие в рекламе непристойных и оскорбительных образов, нарушающих общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Следует отметить, что для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Следовательно, данная реклама не соответствует требованиям, установленным частью 6 статьи 5 Закона «О рекламе» и, в силу пункта 4 статьи 3 названного Закона, является ненадлежащей рекламой.

В силу части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 данного Закона, несет рекламодатель.

Рекламодателем данной информации рекламного характера, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», то есть лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Планета-Медиа» (ООО «Планета-Медиа», далее также - Общество), по нижеследующим основаниям.

  • ответа Управления Роскомнадзора по Амурской области (вх. № 2905 от 31.08.2018) следует, что учредителем средства массовой информации сетевого издания «АСН24.РУ – Амурская служба новостей» является ООО «Планета-Медиа» (в реестре средств массовой информации запись ЭЛ № ФС 77-70592, дата регистрации 03.08.2017). Адрес редакции: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Комсомольская, дом 52.
  • «Планета-Медиа» письменно (вх. № 3291 от 03.10.2018) сообщило, что статья под заголовком «Вибратор для омлета: где в Благовещенске искать товары для взрослых? (18+)» не является рекламой в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона «О рекламе». Целью статьи не является продвижение товара на рынке, в данной статье раскрывается информация обо всех магазинах города Благовещенска в которых можно приобрести товары интимного назначения. В статье не производился сравнительный анализ продукции представленной в отдельном магазине, в данной статье автор ознакомил читателя с представленными товарами и краткой характеристикой товара. Также рассказана специфика работы данных секс-шопов. Законодательство о рекламе не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и являющиеся социальной рекламой. Информация в разделе «SOVA» носит информационно-развлекательный характер. В разделе «SOVA» публикуются интервью с интересными людьми Благовещенска и Амурской области, обзоры общественных мест города, фоторепортажи с мероприятий, тесты и прочие материалы, на усмотрение редакции, не подходящие в ленту новостей АСН.24». Заявитель не указал, каким образом информация в статье нарушает его права.

Представитель Общества, в ходе рассмотрения настоящего дела, поддержал вышеуказанную позицию ООО «Планета-Медиа», отвечая на вопрос членов Комиссии Амурского УФАС России, указал, что также как реклама, которая адресована неопределенному кругу лиц, деятельность средства массовой информации также направлена на предоставление информации неопределенному кругу лиц, однако текст статьи не направлен на продвижение товара на рынке. Целью Общества является ознакомление потребителей с тем, что и где продается, в статье не указана конкретная марка производителя, фотографии для статьи были сделаны общим планом.

Вместе с тем, Комиссия Амурского УФАС России, изучив материалы дела, установила, что на фотографиях, размещенных в статье под заголовком «Вибратор для омлета: где в Благовещенске искать товары для взрослых? (18+)», хорошо просматривается как сам товар, так и марка изготовителя. Пояснения представителя об отсутствии в статье направленности на объект рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке отклоняются Амурским УФАС России по вышеперечисленным основаниям.

Таким образом, по совокупности документов установлено, что именно по вине юридического лица ООО «Планета-Медиа» произошло распространение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» вышеназванной ненадлежащей рекламы, не соответствующей требованиям части 6 статьи 5 Закона «О рекламе».

Комиссией Амурского УФАС России установлено, что юридическое лицо ООО «Планета-Медиа», являясь рекламодателем вышеуказанной рекламы, имело возможность разместить вышепоименованную рекламную статью без использования непристойных и оскорбительных образов, что исключило бы нарушение требований части 6 статьи 5 Закона «О рекламе», однако не предприняло для этого необходимых мер.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Правила), Комиссия Амурского УФАС России считает необходимым выдать юридическому лицу ООО «Планета-Медиа» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 6 статьи 5 Закона «О рекламе»).

Согласно частям 4 и 6 статьи 38 Закона «О рекламе» к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе (юридическому лицу ООО «Планета-Медиа»), необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (требований части 6 статьи 5 Закона «О рекламе») предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 43 Правил, резолютивная часть решения, Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения дела, оглашена немедленно по окончании рассмотрения настоящего дела – 10.10.2018.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «Планета-Медиа» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно:

20.07.2018 на сайте сетевого издания «АСН24.РУ-Амурская служба новостей» (https://asn24.ru/) в разделе «SOVA» в виде статьи под заголовком «Вибратор для омлета: где в Благовещенске искать товары для взрослых? (18+)»,

поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Закона «О рекламе».

  1. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Планета-Медиа» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  2. Передать материалы дела № Р-5/159 2018 уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 16.10.2018.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента вынесения Решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии _________________________ <…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны