Решение б/н Решение по делу № Р-5/16 2017 от 14 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

6 июня 2017 г.                                                                                          г. Благовещенск

                                                                                                                              

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: <…>; члены Комиссии <…>,

рассмотрев дело № Р-5/16 2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон «О рекламе»),

в отсутствие:

заявителя,

в присутствии:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО <…>; представитель по доверенности от 05.04.2017 И.;

заинтересованного лица – ---,  эксперта – ---, переводчика – ---.

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России 13.03.2017 (вх. № <…>) поступило заявление физического лица, перенаправленное Прокуратурой г. Благовещенска для рассмотрения на наличие признаков нарушения Закона «О рекламе» информации, размещенной на автобусных билетах,  следующего содержания:

КОМПАНИЯ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА ООО <…> Компания приглашает суррогатных матерей: девушки в возрасте до 35 лет, не имеющие передающихся половым путем заболеваний, генетических заболеваний, уже имеющие ребенка (детей) с положительным резус фактором группы крови. Сумма компенсации составляет 800000 рублей. Пишите нам, звоните, проконсультируем.

+7<…>

+7<…>

Имеются противопоказания

проконсультируйтесь со специалистом.  

По данному факту Амурским УФАС России 28.04.2017 возбуждено дело № Р-5/16 2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 7 статьи 5 Закона «О рекламе»), в отношении ООО <…>.

В ходе рассмотрения данного дела, исследовав его материалы,  Комиссией Амурского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

Рассматриваемая информация, согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе», подпадает под понятие «реклама», поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (услуги, оказываемые компанией суррогатного материнства ООО <…>), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Текст вышеуказанной рекламы, в том числе словосочетание «Компания суррогатного материнства», создает у потребителей ложное впечатление о том, что ООО <…> является медицинской организацией, оказывающей услуги по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий), кроме того, это впечатление усиливается сопровождением надписи о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов. В тексте рекламы отсутствует информация о том, что ООО <…> оказывает посреднические услуги между потенциальными родителями и суррогатной матерью.

Предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов сопровождается реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий (часть 7 статьи 24 Закона «О рекламе»).

В соответствии  с пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра <…>) подлежит лицензированию.

В соответствии  с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра <…>)" в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность входят работы по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).

В соответствии с Приказом Минздрава России от 30.08.2012 N 107н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" обследование и подготовка пациентов для оказания медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий осуществляется в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ  основным видом деятельности ООО <…> является предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки (код ОКВЭД ОК 029-2014 - 96.09). Деятельность в области здравоохранения в перечень дополнительных видов деятельности ООО <…> не включена.

Министерство здравоохранения Амурской области письменно (вх. от <…>) пояснило, что подбор потенциальных суррогатных матерей могут осуществлять только организации, имеющие  лицензии на осуществление медицинской деятельности на работы по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий). 22.05.2017 (вх. № <…>) Министерство здравоохранения Амурской области указало, что порядок отбора суррогатных матерей Приказом Минздрава России от 30.08.2012 N 107н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению", не регламентирован. 

Комиссией установлено, что в вышеуказанной рекламе  ООО <…> нарушена часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", так как информация является ненадлежащей, искажает смысл и вводит в заблуждение, поскольку формирует у потребителей  мнение о том, что ООО <…> осуществляет медицинскую деятельность по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) и, соответственно,  соблюдает все требования, предъявляемые к такой деятельности в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Приказом Минздрава России от 30.08.2012 N 107н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению".

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований установленных частями  2-8 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе», рекламодателем, изготовителем или продавцом товара,  определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы является ООО <…>, лицо, определившее объект рекламирования и содержание вышеуказанной рекламы.

Установлено, что данная реклама распространялась ООО <…> на территории г. Благовещенска Амурской области в 2017 году.

На заседании комиссии по делу № Р-5/16 2017 представитель ООО <…> пояснила, что ООО <…> оказывает посреднические услуги в подборе кандидатур для суррогатного материнства.

Комиссией Амурского УФАС России, по совокупности документов установлено, что по вине рекламодателя ООО <…> произошло распространение рассматриваемой рекламы, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Комиссия Амурского УФАС России считает, что ООО <…>, являясь рекламодателем вышеназванной рекламы, имело возможность не нарушать требования законодательства о рекламе, однако не приняло всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства.

Согласно частям 4 и 6 статьи 38 Закона «О рекламе» к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии немедленно по окончании рассмотрения дела – 24.05.2017.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную на автобусных билетах в г. Благовещенске Амурской области в 2017 году обществом с ограниченной ответственностью <…>,  следующего содержания:

КОМПАНИЯ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА ООО <…>

Компания приглашает суррогатных матерей: девушки в возрасте до 35 лет, не имеющие передающихся половым путем заболеваний, генетических заболеваний, уже имеющие ребенка (детей) с положительным резус фактором группы крови. Сумма компенсации составляет 800 000 рублей. Пишите нам, звоните, проконсультируем.

+7<…>

+7<…>

Имеются противопоказания

проконсультируйтесь со специалистом  

поскольку в ней нарушены требования, установленные частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

2. Выдать ООО <…> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ.

Решение изготовлено в полном объеме 6 июня 2017 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны