РЕШЕНИЕ по делу № Т-42/2017

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
21.11.2017
Управление:
Амурское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер документа:
№ № Т-42/2017
Номер дела:

РЕШЕНИЕ

по делу № Т-42/2017

 

16.11.2017 г. Благовещенск

(решение в полном объеме изготовлено 21.11.2017)

 

Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в составе: Горячевой Н.В. – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии; Осинцева К.И. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Ефановой В.Ю. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

в отсутствие представителей организатора торгов и заявителя жалобы (лица о месте, дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайства о рассмотрении жалобы без участия сторон не поступали),

рассмотрев поступившую в Амурское УФАС России от ООО «Бурейская управляющая компания ДВ» жалобу на действия конкурсной комиссии организатора торгов – муниципального казенного учреждения Администрации рабочего поселка Бурея (далее - МКУ Администрация рабочего поселка Бурея) при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Амурская область, Бурейский район, пгт. Бурея, ул. Октябрьская, 66, Амурская область, Бурейский район, пгт. Бурея, ул. Октябрьская, 66/1, объявленного извещением № 180917/4639882/01 от 18.09.2017 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru,

 

УСТАНОВИЛА:

 

27.10.2017 в Амурское УФАС России от ООО «Бурейская управляющая компания ДВ» поступила жалоба на действия конкурсной комиссии организатора торгов –МКУ Администрация рабочего поселка Бурея при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Амурская область, Бурейский район, пгт. Бурея, ул. Октябрьская, 66, Амурская область, Бурейский район, пгт. Бурея, ул. Октябрьская, 66/1, объявленного извещением № 180917/4639882/01 от 18.09.2017 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75.

Торги проводятся в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами, утвержденные постановлением Правительства от 06.02.2006 № 75"О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила).

15.09.2017 распоряжением Главы рабочего поселка Бурея № 176 принято решение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Амурская область, Бурейский район, пгт. Бурея, ул. Октябрьская, д. 66 и Амурская область, Бурейский район, пгт. Бурея, ул. Октябрьская, д. 66/1, также установлено обнародовать указанное распоряжение на официальном сайте муниципального образования рабочий поселок Бурея http://admbureya.wix.com/admburea и разместить извещение и конкурсную документацию на сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

18.09.2017 организатором торгов - МКУ Администрация рабочего поселка Бурея на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru опубликовано извещение № 180917/4639882/01 и документация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Амурская область, Бурейский район, пгт. Бурея, ул. Октябрьская, д. 66, Амурская область, Бурейский район, пгт. Бурея, ул. Октябрьская, д. 66/1.

Окончание подачи заявок на участие в конкурсе установлено 19.10.2017, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 19.10.2017 в 14.00, дата рассмотрения заявок – 20.10.2017, дата проведения конкурса - 23.10.2017.

Место вскрытия конвертов, рассмотрения заявок и проведение конкурса: Амурская область, Бурейский район, пгт. Бурея, ул. Кировская, д. 83, кабинет № 16.

Согласно журналу приема заявок и протоколу вскрытия конвертов от 19.10.2017 на участие в конкурсе подано две заявки: от ООО «Бурейская служба заказчика» и ООО «Бурейская управляющая компания ДВ».

20.10.2017 конкурсной комиссией составлен протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по извещению № 180917/4639882/01, согласно которому на основании решения конкурсной комиссии признан участником конкурса претендент - ООО «Бурейская служба заказчика», к участию в конкурсе не допущен претендент - ООО «Бурейская управляющая компания ДВ» с указанием в качестве основания для отказа в допуске следующего: «непредоставление определенных пунктом 53 Правил документов – копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период».

Из жалобы ООО «Бурейская управляющая компания ДВ» следует, что общество считает отказ в допуске к участию в конкурсе неправомерным, поскольку в составе поданной на участие в торгах заявки содержались все необходимые документы. Кроме того, полагает, что ООО «Бурейская служба заказчика» допущено к участию в конкурсе незаконно, так как в составе заявки общества отсутствовал документ, подтверждающий утверждение годового бухгалтерского баланса общим собранием учредителей общества (единственного учредителя). Просит признать в действиях организатора торгов и конкурсной комиссии нарушения требований Правил и отменить результаты открытого конкурса по отбору управляющей организации.

Рассмотрение данной жалобы по указанным торгам было назначено на 07 ноября 2017 года в 11 часов 00 минут.

Однако ввиду того, что Конкурсной комиссией организатора торгов письменных возражений по доводам, изложенным в жалобе, в Амурское УФАС России не представлено, а также в связи с необходимостью получения дополнительной информации от заявителя, имеющей существенное значение для правильного разрешения дела, руководствуясь частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Амурского УФАС России определила продлить срок принятия решения по делу № Т-42/2017 и назначить заседание Комиссии Амурского УФАС России по делу № Т-42/2017 на 16.11.2017 в 17 часов 00 минут.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, доводы сторон, исследовав материалы дела, установила следующее.

В соответствии с пунктами 52, 53 Правил для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной приложением № 4 к настоящим Правилам.

Заявка на участие в конкурсе включает в себя:

1) сведения и документы о претенденте (в том числе документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку на участие в конкурсе);

2) документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов (в том числе копия утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период);

3) реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме, лицами, принявшими помещения, и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.

В пункте 1.6 конкурсной документации также указано, что заявка на участие в конкурсе включает в себя вышеуказанные документы и сведения.

К числу документов, необходимых для приложения к заявке на участие в конкурсе, пункт 53 Правил относит, в том числе, бухгалтерский баланс за последний отчетный период.

Пунктом 70 Правил предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о признании претендента участником конкурса или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил. Конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по форме согласно приложению № 7, который подписывается присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Пунктом 18 Правил установлено, что основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются:

1) непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;

2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил;

3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.

В составе заявки ООО «Бурейская управляющая компания ДВ» на участие в конкурсе имеется справка о невозможности предоставления копии бухгалтерского баланса, в связи с тем, что общество зарегистрировано 25.01.2017 и отчетный период для утверждения баланса еще не окончен, таким образом требование Правил обществом не исполнено, а именно не представлена копия утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период, что послужило основанием для отказа в допуске заявителя к участию в конкурсе.

10.11.2017 по запросу антимонопольного органа ООО «Бурейская управляющая компания ДВ» представило информацию, что общество применяет упрощенную систему налогообложения и представило копию уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения от 06.02.2017.

Указанная информация также подтверждается сведениями, полученными антимонопольным органом 14.11.2017 от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области, о том что с ООО «Бурейская управляющая компания ДВ» ИНН 2813010136 применяет упрощенную систему налогообложения с даты постановки на налоговый учет (25.01.2017).

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) не обязана вести бухгалтерский учет.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

При этом, исходя из положений статьи 346.23 НК РФ налогоплательщики - организации представляют в налоговый орган по месту ее нахождения налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Составление бухгалтерского баланса, а также его подача в налоговый орган для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, не предусмотрена.

Подтверждением положительной финансовой деятельности ООО «Бурейская управляющая компания ДВ», согласно применяемого режима налогообложения, является утвержденная налоговым органом декларация.

В силу статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Подача налоговых деклараций за иные, промежуточные периоды, законодательством не предусмотрена.

Как следует из материалов дела, ООО «Бурейская управляющая компания ДВ» было образовано и поставлено на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области 25.01.2017 (свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения номер 2172801041708).

Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и (или) федеральными стандартами (часть 2 статьи 15 Закона N 402-ФЗ).

Поскольку срок формирования и подачи налоговой отчетности ООО «Бурейская управляющая компания ДВ» на момент объявления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, находящимися в муниципальной собственности (18.09.2017) еще не наступил, оно объективно не имело возможности представить копию налоговой декларации за последний налоговый период - с 01.01.2016 по 31.01.2016.

Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации № 33144-МС/14 от 09.10.2009 разъяснено, что при подаче документов для участия в конкурсе организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, следует представлять налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за последний отчетный период и копию свидетельства о возможности применения упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, при подаче документов для участия в конкурсе организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, следует представлять налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за последний отчетный период, а также копию свидетельства о возможности применения упрощенной системы налогообложения. Налоговая декларация по единому налогу будет подтверждением положительной финансовой деятельности организации.

Установленное пунктом 56 Правил требование о представлении участником копии утвержденного бухгалтерского баланса обусловлено, прежде всего, необходимостью формирования полного и достоверного представления о финансово-хозяйственной деятельности конкурсанта с целью установления у него возможностей исполнения обязательств по предмету конкурса.

Учитывая изложенное, ООО «Бурейская управляющая компания ДВ» были предприняты не все возможные меры для подтверждения своего финансового состояния, а именно не были представлены справка о балансовой стоимости активов по состоянию на дату проведения торгов, а также копия уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения от 06.02.2017.

Согласно пункту 2 Правил претендентом на участие в конкурсе является любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, представившие заявку на участие в конкурсе.

Создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей является одним из принципов проведения конкурса (подпункт 1 пункта 4 Правил).

Исходя из изложенного, недопущение к участию в конкурсе организации, у которой отсутствует бухгалтерский баланс (налоговая декларация) по причине не наступления для них отчетного периода, нарушает принцип равенства условий для участников конкурса, однако непредставление участником документов, заверенных надлежащим образом, о возможности применения таким участником упрощенного режима налогообложения исключает возможность применения к такому участнику особых условий допуска. Соответствующая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 января 2015 года по делу № А42-267/2014.

Таким образом, принятие конкурсной комиссией решения об отказе ООО «Бурейская управляющая компания ДВ» в допуске к участию в конкурсе Комиссией Амурского УФАС России признается правомерным, так как общество не приняло все возможные меры для подтверждения своего финансового состояния, а именно не представило уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения и не представило справку о балансовой стоимости активов по состоянию на дату проведения торгов.

 

Из пункта 53 Правил и конкурсной документации следует, что бухгалтерский баланс, представляемый в составе конкурсной заявки, должен быть утвержден.

В силу частей 1, 8, 9 статьи 13, части 1 статьи 14, части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон о бухгалтерском учете) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

Таким образом, в наличии у хозяйственного общества может иметься составленная, но не утвержденная бухгалтерская отчетность. При этом необходимым условием участия в конкурсе является представление лишь ее утвержденного варианта.

Согласно положениям Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов относится к компетенции общего собрания участников общества (подпункт 6 пункта 2 статьи 33).

Уставом общества должен быть определен срок проведения очередного общего собрания его участников, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества. Указанное собрание должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года (статья 34).

Согласно статье 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Бухгалтерская отчетность общества с ограниченной ответственностью может быть утверждена в период с 1 марта по 30 апреля года, следующего за отчетным, тогда как в налоговый орган она должна быть представлена не позднее 31 марта (подпункт 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ). Исходя из того, что период, в течение которого бухгалтерскую отчетность необходимо сдать в налоговый орган, не совпадает с периодом, в течение которого ее надо утвердить общим собранием учредителей, на практике возможны такие ситуации (и такие ситуации допускаются действующим законодательством), когда в налоговый орган хозяйственное общество сдает еще не утвержденную бухгалтерскую отчетность, при этом налоговый орган не вправе отказать в приеме и регистрации такой отчетности.

Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и (или) федеральными стандартами (часть 2 статьи 15 Закона N 402-ФЗ).

При таких условиях отчетным для ООО «Бурейская служба заказчика» является период с 01.01.2016 по 31.12.2016, наличие на представленной данным обществом в составе конкурсной заявки копии бухгалтерской (финансовой) отчетности (баланса) за 2016 год отметки о его представлении в налоговый орган само по себе не свидетельствовало об утверждении данного документа в установленном порядке.

Комиссией Амурского УФАС России установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность за первое полугодие 2017 год была утверждена решением единственного участника (учредителя) ООО «Бурейская служба заказчика» от 25.07.2017 №1 и такое решение было представлено в составе заявки на участие в открытом конкурсе, объявленном извещением № 180917/4639882/01 от 18.09.2017. Между тем в распоряжении конкурсной комиссии была представлена бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2016 год, направленная в налоговый орган средствами электронного документооборота, однако решение единственного участника (учредителя) об утверждении данной отчетности (баланса) отсутствовало, что исключает возможность признания поданной ООО «Бурейская служба заказчика» заявки соответствующей правилам процедуры конкурсного отбора управляющей организации. Каким-либо иным образом удостовериться в том, что представленная в составе заявки бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2016 год была утверждена общим собранием учредителей (единственным учредителем) ООО «Бурейская служба заказчика», конкурсная комиссия не имела возможности, то есть в составе заявки данного общества на участие в открытом конкурсе не был представлен надлежащим образом утвержденный бухгалтерский баланс за последний отчётный период (2016 год).

Действия конкурсной комиссии и организатора торгов по рассмотрению документов, не входящих в состав заявки, поданной на участие в конкурсе и осуществление запроса недостающих в составе заявок документов и сведений, Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации не предусмотрены. Конкурсная комиссия обязана была осуществить рассмотрение только тех документов и сведений, которые представлены в составе поданных на участие в конкурсе заявок на дату окончания их подачи, установленной извещением и документацией. Соответствующая позиция отражена в постановлении Второго Арбитражного апелляционного суда от 28.04 2017 по делу N А82-9370/2016.

Более того, в представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год реквизит "Дата утверждения отчетности" в рассматриваемом документе не заполнен. В соответствии с Форматом представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 31.12.2015 N АС-7-6/711@, у реквизита "Дата утверждения отчетности" в графе "Признак обязательности" проставлен знак "Н", что означает, что присутствие элемента в файле обмена необязательно. Однако, очевидно, что если дата утверждения бухгалтерской отчетности известна, то ее следует проставить.

В связи с изложенным, принятие решения о допуске ООО «Бурейская служба заказчика» к участию в конкурсе Комиссией Амурского УФАС России признается неправомерным, ввиду непредставления надлежащим образом утвержденного бухгалтерского баланса за 2016 год, а именно отсутствия решения единственного учредителя ООО «Бурейская служба заказчика» об утверждении бухгалтерской отчетности за 2016 год в составе заявки на участие в конкурсе и нарушает требования пункта 17, подпункта 2 пункта 53, пункта 68, пункта 70 Правил.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО «Бурейская управляющая компания ДВ» на действия конкурсной комиссии организатора торгов – МКУ Администрация рабочего поселка Бурея при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Амурская область, Бурейский район, пгт. Бурея, ул. Октябрьская, 66, Амурская область, Бурейский район, пгт. Бурея, ул. Октябрьская, 66/1, объявленного извещением № 180917/4639882/01 от 18.09.2017 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приняла

 

РЕШЕНИЕ:

 

  1. Признать жалобу ООО «Бурейская управляющая компания ДВ» обоснованной.
  2. Признать в действиях Конкурсной комиссии организатора торгов – МКУ Администрация рабочего поселка Бурея нарушения пункта 17, подпункта 2 пункта 53, пункта 68, пункта 70 Правил утвержденных постановлением Правительства от 06.02.2006 № 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", в части неправомерного признания ООО «Бурейская служба заказчика» участником конкурса.
  3. Выдать организатору торгов МКУ Администрация рабочего поселка Бурея и конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Правил утвержденных постановлением Правительства от 06.02.2006 № 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
  4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев с даты его принятия.

 

Председатель комиссии Н.В. Горячева

 

 

Члены комиссии: К.И.Осинцев

 

В.Ю.Ефанова