Решение №ЖФ-26/2017 РЕШЕНИЕ по делу № ЖФ-26/2017 от 20 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ЖФ-26/2017

 

14.03.2017                                                                                                                                                       г. Благовещенск

(в полном объеме изготовлено  16.03.2017)         

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: – врио руководителя управления, председателя Комиссии; – начальника отдела контроля закупок; – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок в присутствии:

представителя государственного заказчика:, 

в отсутствии заявителя жалобы, уведомлен надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия не заявлял,

(лицу, присутствующему на заседании разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),

рассмотрела жалобу, поступившую  в Амурское УФАС России от                      ООО «Перспектива»  на положения документации, утвержденной Федеральным государственным казенным учреждением комбинат «Таёжный» по закупке, объявленной извещением № 0323100002617000015 от 14.02.2017 на выполнение работ по капитальному ремонту внутриплощадочного водопровода (электрообогрев, утепление), утвержденной, по мнению заявителя, с нарушением положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Из жалобы заявителя следует, что в нарушение подпункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации заказчика отсутствует информация о конкретных датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке, что лишает участников закупки возможности оценить свои силы до подачи заявки на участие в аукционе.

В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит информацию о сроках оплаты заказчиком выполненных работ.

Также жалоба заявителя содержит довод о нарушении заказчиком части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части отсутствия в документации дополнительного требования к участникам закупки, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

Заявитель жалобы просит признать нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе, приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

 10.03.2017 в Амурское УФАС России от государственного заказчика – Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Таёжный» поступило возражение на жалобу, согласно которому заказчик просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, установила следующее:

Государственным заказчиком – Федеральным государственным казенным учреждением комбинат «Таёжный» на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» www.sberbank-ast.ru, опубликовано извещение №  0323100002617000015 от 14.02.2017 о проведении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту внутриплощадочного водопровода (электрообогрев, утепление). Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 12 651 418,05 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок 02.03.2017 в 23:59.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 03.03.2017.

Дата и время проведения аукциона в электронной форме 06.03.2017.

   

Довод заявителя об отсутствии в документации заказчика информации о конкретных датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке является обоснованным в виду следующего.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Документация об аукционе, утвержденная государственным заказчиком - Федеральным государственным казенным учреждением комбинат «Таёжный», в разделе 2.2 «Разъяснения положений документации об аукционе» содержит указание на порядок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации. Данный порядок определен общими фразами, закрепленными в Законе о контрактной системе, а именно: «в течении двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе, с указанием предмета запроса, но без указания участника аукциона, от которого поступил запрос, при условии что запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок».

В связи с тем, что извещением о проведении электронного аукциона определена дата окончания срока подачи заявок (02.03.2017), раздел 2.2 документации и информационная карта должны содержать конкретные даты начала и окончания срока подачи запросов о предоставлении разъяснений, а также дату окончания срока предоставления разъяснений аукционной документации по поступившим запросам.

При рассмотрении жалобы нашел свое подтверждение довод заявителя об отсутствии в проекте контракта информации о сроках оплаты заказчиком выполненных работ.

Согласно пункту 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев установленной данной статьей закона.

Срок оплаты выполненных работ  относится к существенным условиям контракта. Следовательно, проект контракта должен содержать установленный заказчиком определенный срок оплаты.

Проект контракта, утвержденный документацией об электронном аукционе от 16.02.2017, не содержит конкретных сроков оплаты заказчиком выполненных работ. Согласно пункту 2.5 оплата по настоящему контракту осуществляется после подписания акта выполненных работ, по безналичному расчету в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными до заказчика распорядителями бюджетных средств, в порядке, установленном государственным контрактом. Оплата производится частично ежемесячно в течении всего периода выполнения работ, согласно актам о приемке выполненных работ по ф. № КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по ф.№ КС-3. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе проектом контракта не предусмотрен порядок оплаты выполненных работ.

Довод заявителя жалобы о нарушении заказчиком части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части отсутствия в документации дополнительного требования к участникам закупки, предусмотренных Постановлением N 99, также является обоснованным ввиду следующего. 

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Информация, об установленных требованиях в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства N 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.

Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который, проводится закупка.

Примечание к названной норме определяет необходимость наличия опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе строительных работ, являющихся предметом. При этом используются следующие группы строительных работ:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

В извещении о проведении электронного аукциона, в разделе «Наименование товара, работ, услуг» указано -  выполнение работ по капитальному ремонту внутриплощадочного водопровода (электрообогрев, утепление) и установлен код по ОКПД2 – 43.29.11.190, также в извещении и документации установлена начальная (максимальна) цена контракта - 12 651 418,05 рублей. 

Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:

- участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;

- участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства – выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.

Не установив дополнительные требования к участника аукциона предусмотренных Постановлением № 99, заказчиком нарушена часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Амурского УФАС России проведена внеплановая проверка закупки, объявленной извещением №  0323100002617000015 от 14.02.2017. Помимо доводов, указанных в жалобе заявителя, установлены нарушения пунктов 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В пункте 1.6.2 документации об электронном аукционе государственным заказчиком установлены требования к участникам аукциона, в том числе «отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки – юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Указанное требование, государственный заказчик установил в документации об электронном аукционе без учета внесенных в Закон о контрактной системе изменений.

28 декабря 2016 года Федеральным законом № 489-ФЗ «О внесении в статью 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», данная норма была дополнена таким требованием как, «отсутствие судимости за преступления, предусмотренные статьями 289290291291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Также,  Федеральным законом № 489-ФЗ, статья 31 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 7.1 участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе пунктом 1.6.6 информационной карты предусмотрено дополнительное требование к участникам аукциона – наличие свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные (10., 10.2, 10.6 Монтаж металлических конструкций; 12.11 Работы по теплоизоляции трубопроводов; 15.5 устройство системы электроснабжения;  20.1 устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кв. включительно; 23.6 Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем  автоматики и сигнализации; 24., 24.7, 24.10, 24.12, 24.13 Пусконаладочные работы).

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо,  осуществляющее капитальный ремонт объекта капитального строительства, организует и координирует работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В соответствии с частью 1.1. статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

Согласно части 7 статьи 68 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".

Условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по капитальному ремонту внутриплощадочного водопровода (электрообогрев, утепление), устанавливаемым в документации об аукционе в электронном виде в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства, со стоимостью работ по одному договору, которая должна быть не ниже предложения о цене контракта участника закупки. Требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом информационной картой предусмотрено обязательное условие о наличии у участника аукциона предварительного соглашения с планируемыми субподрядчиками и их разрешительные документы, что является нарушением части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, устанавливающей запрет на требование от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия государственного заказчика, установившего в документации об аукционе неправомерное требование к частникам закупки о наличии свидетельств СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные при условии наличия у участника аукциона предварительного соглашения с планируемыми субподрядчиками, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев жалобу ООО «Перспектива», руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Амурского УФАС России приняла

 

Р Е Ш Е Н И Е:

 

  1. Признать жалобу ООО «Перспектива» обоснованной;
  2. Признать заказчика  нарушившим пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части отсутствия в документации заказчика информации о конкретных датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке;
  3. Признать заказчика  нарушившим пункт 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в части отсутствия в аукционной документации информации о сроках оплаты заказчиком исполненных работ;
  4. Признать заказчика  нарушившим часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части отсутствия в документации об электронном аукционе дополнительных требований к участникам аукциона в соответствии с требованиями предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»;
  5. Признать заказчика  нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части о необоснованного установления требований к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные;
  6. Признать заказчика  нарушившим часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, в части установления требования к составу заявки участников электронного аукциона о предоставлении предварительно заключенного соглашения с планируемыми субподрядчиками;
  7. Выдать государственному заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенные при размещении указанной закупки;

8.Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждения административного производства.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                 

 

Члены Комиссии:

Связанные организации

Связанные организации не указаны