РЕШЕНИЕ по делу № ЖС-178/2017 и внеплановой проверке

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
27.12.2017
Управление:
Амурское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер документа:
№ № ЖС-178/2017
Номер дела:
№ № ЖС-178/2017

РЕШЕНИЕ

по делу № ЖС-178/2017 и внеплановой проверке

 

25.12.2017 г. Благовещенск

(в полном объёме изготовлено 28.12.2017)

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: <…>,

в присутствии представителей от государственного заказчика: <…>, действующего на основании доверенности от 25.12.2017 № 100; <…>, действующей на основании доверенности от 25.12.2017 № 101 (представителям стороны по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио и видеозаписи заседания Комиссии),

от заявителя жалобы представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом,

рассмотрела поступившую 18 декабря 2017 года в Амурское УФАС России от Регионального отделения Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Амурской области жалобу на действия государственного заказчика - управления записи актов гражданского состояния Амурской области при осуществлении закупки в форме запроса котировок на выполнение работ по декоративной подсветке здания, объявленной извещением № 0123200000817000080 от 11.12.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

Из жалобы заявителя следует, что заказчик неправомерно выбрал в качестве способа осуществления закупки запрос котировок, поскольку закупка на данный вид работ в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р, должна осуществляться в форме электронного аукциона.

Просит признать в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе и выдать предписание об его устранении.

Представители заказчика с доводами заявителя жалобы не согласились. Представили письменные возражения. Указанные возражения и документы приобщены к материалам дела. Дополнительно пояснили, что поскольку начальная (максимальная) цена закупки не превышает пятисот тысяч рублей заказчик самостоятельно вправе выбрать способ осуществления конкурентной процедуры.

Просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, установила следующее.

11.12.2017 государственным заказчиком – управлением записи актов гражданского состояния Амурской области на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0123200000817000080 о проведении запроса котировок на выполнение работ по декоративной подсветке здания.

Код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее – ОКПД 2) установлен - 43.21.10.110.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 250 000 рублей. Дата и время окончания подачи котировочных заявок, а также вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок - 18.12.2017 в 10:00.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 18.12.2017 на участие в закупке подано две заявки.

По результатам рассмотрения поступивших заявок на соответствие всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок котировочной комиссией заказчика принято решение о соответствии поданных заявок требованиям извещения о запросе котировок.

Победителем закупки признано ООО "Бизнес пул", сделавшее лучшее предложение цены контракта в сумме 240 000 рублей.

Рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, заслушав доводы стороны, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о обоснованности жалобы по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок должны использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

При этом частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик должен выбирать способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Статьей 66 Закона о контрактной системе предусмотрены требования к подаваемой на участие в электронном аукционе заявке, согласно которой первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

- согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги (п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе);

- при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар (п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе):

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Частью 1 статьи 72 Закона о контрактной системе установлено, что под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация, в частности:

1) информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;

2) форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа;

При этом частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, в том числе согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара (п. 1).

Частью 4 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.

Таким образом, перечень информации и документов, установленных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Из извещения о запросе котировок следует, что предметом закупки является выполнение работ по декоративной подсветке здания.

Приложением № 1 к извещению о проведении запроса котировок предусмотрена форма заявки, подаваемой на участие в запросе котировок из которой следует, что участник закупки подавая заявку на участие в запросе котировок должен указать наименования и характеристики (показатели) используемых товаров и материалов при выполнении работ.

Условие о том, что участник закупки дает согласие на исполнение условий контракта, указанных в извещении о проведении запроса котировок, форма котировочной заявки, разработанная заказчиком, не содержит.

Приложение № 4 к извещению о проведении запроса котировок содержит требования к материалам и товарам, используемым для выполнения работ по декоративной подсветке здания ЗАГСа г. Благовещенска.

При этом приложение № 1 к проекту государственного контракта содержит незаполненные графы на материалы и товары, которые будут использоваться для выполнения работ.

Таким образом, из совокупного анализа положений извещения о запросе котировок и прилагаемых к нему документов следует, что предметом закупки является именно выполнение работ, для которых будет использоваться товар, предлагаемый исполнителем данных работ в подаваемой на участие в закупке котировочной заявке.

Учитывая, что требование, предусмотренное пунктом 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе не распространяется на участников запроса котировок при закупке работ, услуг, для выполнения или оказания которых используется товар, а требовать от участников закупки выполнения работ с обязательным указанием в подаваемой на участие в закупке заявке указания на наименования и характеристики (показатели) используемых товаров и материалов при выполнении работ допустимо в данной ситуации только при проведении конкурентной процедуры в форме аукциона, в нарушение требований части 5 статьи 24, статьи 72, пункта 1 части 3, части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе государственный заказчик необоснованно установив условие о необходимости указания участниками закупки в подаваемой на участие в запросе котировок заявке информации о товарах, которые исполнитель по контракту будет использовать при выполнении работ, неправомерно выбрал способ осуществления закупки в форме запроса котировок вместо проведения конкурентной процедуры в форе электронного аукциона.

В нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе государственный заказчик неправомерно не указал в форме заявки, подаваемой на участие в запросе котировок, на необходимость участникам закупки предоставлять согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее – Перечень) в соответствии с которым, в случае если предметом закупки являются работы строительные специализированные (кроме кода 43.13) отнесенные к коду ОКПД 2 – 43, то данная закупка должна быть осуществлена в форме электронного аукциона.

Частью 2 статьи 72 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.

Из совокупного анализа положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе следует, что заказчик вправе был осуществить закупку, подпадающую под код ОКПД 2 – 43 путем проведения запроса котировок вместо электронного аукциона при соблюдении условий, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей и предметом закупки является выполнение работ в заявке на участие в которой достаточно указать только на согласие такого участника закупки на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением (документацией), без установления требований к указанию в подаваемой на участие в закупке информации об используемом при выполнении работ, оказании услуг товаре (т.е. при выполнении работ, оказании услуг с товаром заказчика или в случае их выполнения, оказания для которых использование товара не требуется), что в данной ситуации заказчиком не соблюдено.

Учитывая, что закупка в форме запроса котировок состоялась, произошло снижение начальной (максимальной) цены контракта, Комиссией Амурского УФАС России принято решение предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать.

Рассмотрев жалобу, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь п. 1 ч. 3, ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла

 

РЕШЕНИЕ:

 

1. Признать жалобу Регионального отделения Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Амурской области обоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – управления записи актов гражданского состояния Амурской области нарушение:

части 5 статьи 24, статьи 72 Закона о контрактной системе, в части неправомерного выбора способа осуществления закупки в форме запроса котировок вместо проведения конкурентной процедуры в форме электронного аукциона;

части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе, в части установления условия о необходимости указания участниками закупки в подаваемой на участие в запросе котировок заявке информации о наименованиях и характеристиках (показателях) используемых товаров и материалов при выполнении работ;

пункта 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе, в части неуказания в форме заявки подаваемой на участие в запросе котировок на необходимость участникам закупки предоставлять согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок.

3. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии: <…>

 

 

Члены Комиссии: <…>