Решение №04-05/3404 Решение от 4 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Дело № 211фз-18

Заказчик :

ФГБУ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК "КЕНОЗЕРСКИЙ"

163000, Архангельская обл, Архангельск г, НАБ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ, 78

E-mail: zakupki@kenozero.ru

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО "Контракт"

354003, г.Сочи, пер.Вишневский, 42Б, пом.12

E-mail: skvconsultor@gmail.com

РЕШЕНИЕ

04 июля 2018 года г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

Члены комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления – начальник отдела контроля закупок,

Спиридонова О.Г.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Рудометовой О.Г. (доверенность от 03.07.2018 № 48/18), Толстиковой М.В. (доверенность от 03.07.2018 № 48/18);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

27 июня 2018 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Контракт" (далее – Заявитель) на действия заказчика – ФГБУ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК "КЕНОЗЕРСКИЙ" (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на сборку комплекта материалов под кровлю здания Визит-центра (извещение № 0324100004718000075).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе»

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 03.07.2018 № 618.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

14.06.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0324100004718000075 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на сборку комплекта материалов под кровлю здания Визит-центра (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 6 809 409,48 рублей.

Оператор электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Заявитель считает, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. В пункте 1 статьи 194 ГК РФ сказано, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Согласно части 3 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе», в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Как установлено Комиссией Архангельского УФАС России по рассмотрению жалобы, извещение о проведении закупки размещено, в единой информационной системе http://zakupki.gov.ru 13.06.2018 17:04. Заказчиком указана дата и время окончания срока подачи заявок 28.06.2018 10:00, что не соответствует требованиям статьи 63 ФЗ «О контрактной системе» и ГК РФ, так как пятнадцатый день выпадает на 28.06.2018.

Исходя из требований части 3 статьи 63 ФЗ «О размещении заказов», статей 191, 194 ГК РФ, пятнадцатью днями периода подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме с момента размещения извещения и до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме являются: с 14.06.2018 по 28.06.2018 включительно.

Следовательно, Заказчик при указании даты окончания срока подачи заявок, сократил пятнадцатидневной срок.

Таким образом, Заказчиком нарушена часть 3 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе».

По мнению Заявителя, Заказчик установил неправомерное требование декларирования по пункту 10 части 1, части 1.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) ФЗ «О контрактной системе», или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с частью 6 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» документов и информации, не допускается.

В силу пункта 10 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: «10) участник закупки не является офшорной компанией».

Частью 1.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» определено, что заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

В соответствии с частью 8 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе». Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с частью 8.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», при его аккредитации на электронной площадке.

Следовательно, ФЗ «О контрактной системе» не установлены требования о предоставлении участником закупки деклараций о соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 и части 1.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

Проанализировав документацию об аукционе, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к следующим выводам.

В пункте 8 части 1.2 Требования к участникам аукциона раздела I «Требования, инструкции и разъяснения участникам аукциона» документации об аукционе установлено: участник закупки не является офшорной компанией; - требуется декларация о соответствии данному требованию.

Вместе с тем, участникам закупки рекомендовано воспользоваться прилагаемой в документации об аукционе декларацией в Приложении №2 к документации об аукционе - «Декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ», где также указано о необходимости представить сведения, в том числе, о том, что участник закупки не является офшорной организацией (пунктом 7 рекомендуемой формы).

В пункте 9 части 1.2 Требования к участникам аукциона раздела I «Требования, инструкции и разъяснения участникам аукциона» документации об аукционе установлено следующее: «отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - требуется декларация о соответствии данному требованию».

Таким образом, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о нарушении требований части 6 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе».

Заявитель считает, что Заказчик подготовил документацию об аукционе с нарушением требований части 3 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», чем ограничил возможность участия Заявителя в качестве поставщика, так как для представления им надлежащего предложения и согласия на поставку товара и выполнения работ по заданным критериям, ему необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее.

В соответствии с частью 2 статьи 19 ФЗ «О контрактной системе» под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе», а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с частью 6 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» документов и информации, не допускается.

В соответствии с пунктом 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Учитывая, что ФЗ «О контрактной системе» не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.

Требования к товарам определены Заказчиком в части 5 Требования к материалам (товарам), применяемым при выполнении работ раздела III «Техническое задание».

В поз. 1 части 5 раздела III «Техническое задание» Заказчик установил, в том числе следующее:

Для рубероида кровельного с пылевидной посыпкой марки РКП-350б - «Разрывная сила при растяжении не менее 28 кгс и водопоглащение в течение 24 час. не более 2,0 % по массе».

В поз. 8 части 5 раздела III «Техническое задание» соответственно Заказчик установил следующее:

«Плиты ориентировано-стружечные типа OSB-3 – Разбухание плиты за 24 часа при полном погружении в воду не более 15%».

Проанализировав Техническое задание документации об аукционе, жалобу Заявителя, Комиссия Архангельского УФАС России установила, что Заказчиком в техническом задании установлены требования к испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупки в составе заявок показателей, определяемых путем проведения испытаний, нарушают часть 6 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, в соответствии с частью 9 статьи 105 ФЗ «О контрактной системе» к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

На заседание Комиссии Архангельского УФАС России Заявителем в соответствии с частью 9 статьи 105 ФЗ «О контрактной системе» не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Явку своих представителей на заседание Комиссии Архангельского УФАС России Заявитель не обеспечил. Скопированные в жалобу положения технического задания документации об аукционе (наименования показателей) не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями части 5 «Требования к материалам (товарам), применяемым при выполнении работ» раздела III «Техническое задание» документации об аукционе. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в техническом задании документации об аукционе не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц или требуют проведения непосредственно участником закупки испытаний товара на дату подачи заявки на участие в аукционе.

Комиссией Архангельского УФАС России, в соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение по требованиям к товару, материалам не повлияло на результаты закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» и инструкция по ее заполнению.

Следует отметить, что в документации об аукционе отсутствует инструкция по заполнению заявки. В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика подтвердили, что инструкцию по заполнению первой части заявки не разрабатывали.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.06.2018 на участие в электронном аукционе было подано 4 заявки, которым были присвоены порядковые номера 1, 2, 3, 4.

Из представленных материалов и заявок участников аукциона следует, что в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.06.2018 единая комиссия допустила всех участников аукциона, в том числе и заявку № 2 к участию в аукционе.

Пунктом 1.1 «требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе» раздела I документации об аукционе установлены следующие требования.

Первая часть заявки на участие в настоящем аукционе в электронной форме должна содержать указанную информацию:1) согласие участника аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; 2) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (рекомендуется руководствоваться Формой предложения конкретных показателей участника – Форма №1).

В ходе анализа заявки участника аукциона № 2 Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что в заявке не представлены конкретные показатели товара, что не соответствует требованиям пункта 1.1 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» раздела I документации об аукционе.

Следовательно, единая комиссия неправомерно допустила заявку участника электронного аукциона с порядковым номером 2.

Частью 1 статьи 67 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 указанного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

На основании части 4 статьи 67 ФЗ «О контрактной системе» участник закупки не допускается к участию в электронном аукционе, в случае непредоставления или несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе», требованиям документации о таком аукционе.

Таким образом, единая комиссия, нарушила пункт 1 части 4 статьи 67 ФЗ «О контрактной системе».

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Контракт" обоснованной.

2. Признать Заказчика - ФГБУ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК "КЕНОЗЕРСКИЙ" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 63, часть 6 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе».

3. Признать единую комиссию, созданную Заказчиком, нарушившей пункт 1 части 4 статьи 67 ФЗ «О контрактной системе».

4. Заказчику, оператору электронной площадки - ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе», а именно:

4.1. Заказчику отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.06.2018, протокол подведения итогов электронного аукциона от 02.07.2018. Разместить информацию об отмене указанных протоколов на сайте электронной площадки.

Оператору электронной площадки отменить протокол проведения аукциона от 02.07.2018.

4.2. Заказчику установить дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и дату проведения электронного аукциона в соответствии с действующим законодательством и разместить эту информацию на электронной площадке.

4.3. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику возможность исполнения пунктов 4.1 и 4.2 решения (предписания), назначить время проведения электронного аукциона и уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.

4.4. Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

4.5. Единой комиссии рассмотреть вновь все поданные участниками закупки первые части заявок на участие в электронном аукционе на право заключения государственного контракта на сборку комплекта материалов под кровлю здания Визит-центра (извещение № 0324100004718000075) с учетом требований документации об аукционе и норм ФЗ «О контрактной системе».

4.6. Заказчику, единой комиссии исполнить пункты 4.1, 4.2 настоящего решения (предписания) в срок до 31 июля 2018 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.

5. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Д.В. Бугаев

Члены Комиссии И.Ю. Короткова

О.Г. Спиридонова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны