Решение №04-05/3544 Решение 31юл-18 от 19 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 31юл-18

 

Заказчик (Организатор закупки):

ГБУ АО "Архангельский телекоммуникационный центр"

163060, г Архангельск, пр. Троицкий, 45

Е-mail: bnp@arhtc.ru

 

Уполномоченное учреждение,  осуществляющее закупки в интересах заказчика:

ГАУ Архангельской области «Региональный центр по организации закупок»

163000, г. Архангельск, ул. Выучейского д. 18

Е-mail:  info@rcoz.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

 

Заявитель:

Ассоциация автотранспортников Архангельской области

163000, г. Архангельск, ул. Павла Усова, д. 12

Е-mail:  transportassociation@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

 

03 июля 2018 года                                                                                                 г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в составе:

 

Председатель

-

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления, начальник отдела контроля закупок;

Член комиссии

 

Спиридонова О.Г.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Член комиссии

-

Куницын А.С.

Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы.

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Попова Д.Н. (доверенность от 02.07.2018 № 12), Лобкова Е.А. (доверенность от 02.07.2018 № 10);

Уполномоченного учреждения: Тяриной О.В. (доверенность от 16.08.2017 № 05);

Заявителей: Попова А.А.(доверенность от 02.07.2018 № Д-01), Белоусова М.Ю. .(доверенность от 02.07.2018 № Д-02), Васильевой В.Ю. .(доверенность от 27.06.2018 № б/н), Панова А.А. .(доверенность от 27.06.2018 № б/н);

 

УСТАНОВИЛА:

 

22 июня 2018 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба Ассоциации автотранспортников Архангельской области (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГБУ Архангельской области «Архангельский телекоммуникационный центр» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по передаче прав на условиях простой (неисключительной) лицензии на программное обеспечение для реализации программно-аппаратного комплекса Оператора автоматизированной системы учёта и оплаты проезда на пассажирском транспорте (АСУОП) и его внедрению (извещение № 31806528368 размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru)

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, в связи с несоответствием отдельных положений документации о закупке Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках») и Положению Заказчика о закупках.

 

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрела жалобу Ассоциации автотранспортников Архангельской области с учетом следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Ф3 «О закупках») при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 указанного Федерального закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии вышеуказанными нормами Закона о закупках, закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГБУ АО «Архангельский телекоммуникационный центр», утв. Распоряжением министерства связи и информационных технологий АО №16-р от 30 ноября 2016 года  (далее – Положение о закупках).

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки, включая способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 ФЗ «О закупках» при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено ФЗ «О закупках» и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 указанного закона.

25.05.2018 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 31806528368 о проведении электронного аукциона на право заключения договора на оказание услуг по передаче прав на условиях простой (неисключительной) лицензии на программное обеспечение для реализации программно-аппаратного комплекса Оператора автоматизированной системы учёта и оплаты проезда на пассажирском транспорте (АСУОП) и его внедрению.

Начальная (максимальная) цена договора – 18 027 000 руб.

 

Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с правилами установленным пунктом 1 части 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с ФЗ «О закупках», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

1. По мнению заявителя, Заказчиком в разделах I и VI документации об аукционе указаны конкретное наименование программы для ЭВМ с конкретным наименованием разработчика, а также номер свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ, что указывает на возможность участия и победы в данной закупке только единственного участника – обладателя исключительных прав на указанную программу для ЭВМ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 5.2 пункта 5 статьи 3 Положения о закупках.

В силу части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках» в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 1.1 статьи 8 Положения о закупках установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В описание объекта закупки могут включаться требования или указания на марку, модель в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара, наименование производителя или торговое наименование, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение  в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

При описании объекта закупки (пунктом 1.3 раздела 1 «Общие сведения» Технического задания документации об аукционе) Заказчиком установлено требование о поставке конкретного программного обеспечения, зарегистрированного за единственным правообладателем (ООО «Удобный маршрут»), без возможности поставки его эквивалента, а именно:

  • Программный модуль «Транспортный процессинг». Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2014662398 (количество установок -1);
  • Автоматизированная информационная система выдачи и учета персонифицированных транспортных карт (АИС ВПТК). Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2014662570 (количество установок -1);
  • Терминальное программное обеспечение «Удобный маршрут для переносных терминальных устройств». Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2015610123 (количество установок - неограниченно);
  • Модуль переноса срока действия и переноса остатков транспортных карт (МПО). Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2014662571 (количество установок -1).

 

Правообладателем Свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2014662398 является ООО «Удобный маршрут» с названием программы для ЭВМ: Программный модуль «Транспортный процессинг». Данная программа предназначена для сбора, хранения, аналитической обработки информации об оплате и регистрации проезда. Первичные данные поступают в ЦОТТ терминальных устройств в зашифрованном виде. Далее защита данных от несанкционированного доступа обеспечивается системными средствами. Программа обеспечивает выполнение следующих функций: администрирование ПО с целью разграничения прав для доступа пользователей, настройку текущей конфигурации модуля; загрузку и обработку файлов с исходными данными и т. д.

Правообладателем Свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2014662570 является ООО «Удобный маршрут» с названием программы для ЭВМ: Автоматизированная информационная система выдачи и учета персонифицированных транспортных карт (АИС ВПТК). Данная программа предназначена для автоматизации регистрации выдачи транспортных карт гражданам льготных категорий. Программа обеспечивает выполнение следующих функций: ввод оператором информации о держателе и выданной карте, включая: автоматическое определение повторного обращения за картой по ключевым полям; автоматическое определение суммы к оплате в зависимости от льготной категории и типа заявки на выдачу (первичная/повторная; и т.д.

Правообладателем Свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2015610123 является ООО «Удобный маршрут» с названием программы для ЭВМ: Терминальное программное обеспечение «Удобный маршрут для переносных терминальных устройств». Данная программа предназначена для обработки мобильными терминалами операций продажи билетов в общественном транспорте с участием оператора (кондуктора, водителя и пр.) за наличный расчет, по транспортным и банковским картам, а также возврата денежных средств за билеты, приобретенные за наличный расчет. Программа обеспечивает выполнение следующих функций: продажу билетов в общественном транспорте за наличный расчет, по транспортным и банковским картам, возврат денежных средств за билеты, приобретенные за наличный расчет и т.д.

Правообладателем Свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2014662571 является ООО «Удобный маршрут» с названием программы для ЭВМ: Модуль переноса срока действия и переноса остатков транспортных карт (МПО). Данная программа предназначена для продления сроков действия карт и переносов остатков с одной транспортной карты на другую транспортную карту системы «Удобный маршрут». Программа устанавливается на рабочее место оператора. Программа обеспечивает выполнение следующих функций: продление срока окончания действия карты; перенос остатков с одной карты на другую и продление срока действия карты с последующим блокированием карты-источника и т.д.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что любое юридическое или физическое лицо, любой потенциальный участник открытого аукциона на оказание услуг по передаче прав на условиях простой (неисключительной) лицензии на программное обеспечение для реализации программно-аппаратного комплекса Оператора автоматизированной системы учёта и оплаты проезда на пассажирском транспорте (АСУОП) и его внедрению может приобрести вышеуказанное программное обеспечение у правообладателя, передать заказчику права на программное обеспечение на условиях простой (неисключительной) лизензии для реализации программно-аппаратного комплекса Оператора автоматизированной системы учёта и оплаты проезда на пассажирском транспорте, выполнить работы по внедрению, тестированию, проверке и настройке ПАК АСУОП на технических средствах Заказчика.

Однако, представители Заказчика не представили документов, подтверждающих, что любой участник может приобрести вышеуказанное программное обеспечение у правообладателя, передать заказчику права на программное обеспечение на условиях простой (неисключительной) лизензии для реализации программно-аппаратного комплекса Оператора автоматизированной системы учёта и оплаты проезда на пассажирском транспорте, выполнить работы по внедрению, тестированию, проверке и настройке ПАК АСУОП, а также осуществить их доработку на технических средствах Заказчика.

Так же Заказчиком не представлены сравнительные характеристики преимуществ ООО «Удобный маршрут» по сравнению с иными программными продуктами, такими как ЗАО «Золотая корона» (г.Новосибирск), ЗАО «МФ Тариф» (г. Санкт-Петербург) и т.д.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители по жалобе ООО «Инвестпарк» пояснили, что «исходя из информации с сайта компании Программное обеспечение ООО «Удобный маршрут» не предлагается «всем и каждому», не предполагает предоставление программного обеспечения без одновременного выполнения работ по его сопровождению (внедрению) (сайт компании https://umarsh.com/ (правообладатель)). Данный проект «Удобный маршрут» был выделен в отдельную бизнес-структуру по решению компаний «Розан» и «НКТ» (https://umarsh.com/about). Компания Розан, соответственно, тоже предлагает АСОП «Удобный маршрут», и тоже лишь в составе комплексной услуги. Каких либо публичных договоров о предоставлении прав на программное обеспечение, о какой-то возможности приобретения лицензий на ПО и его стоимости на сайтах компаний нет. Приобретение лицензий на такое ПО (с учетом требований заказчика о «доработке», «неограниченном» количестве установок Терминального программного обеспечения «Удобный маршрут для переносных терминальных устройств», отсутствия публичности этого предложения), если это вообще возможно, ставит исполнителя в положение неопределенности. Ведь непонятно, какой объем прав нужно получить в составе лицензии, и сколько самих лицензий необходимо, чтобы объем прав, передаваемый впоследствии заказчику, соответствовал Документации о закупке, требованиям к видам работ, которые необходимо выполнить. Для того, чтобы предоставить лицензии на «неограниченное число установок», осуществлять «доработку» программного обеспечения (перечень и ограничения по которой не установлены Документацией о закупке), исполнитель фактически должен будет обладать правами на программное обеспечение в объеме прав правообладателя. Это, очевидно, существенно ограничивает круг потенциальных участников закупки. Кроме этого заказчик не включил в описание закупки слова «или эквивалент», и не обосновал необходимость поставки именно этого программного обеспечения, а не иного, аналогичного по характеристикам. Указанное обстоятельство делает практически невозможным обеспечение конкуренции на указанную закупку, и участие в ней иных организаций».

Следовательно, Заказчиком неправомерно установлено в документации об аукционе требование указания конкретного наименования программы для ЭВМ с конкретным наименованием разработчика (ООО «Удобный маршрут»), номером свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ, тем самым создали необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товару противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках», пункту 1.1 статьи 8 Положения о закупках, а также нарушают часть 1 статьи 2 ФЗ «О закупках».

 

2. Заявитель считает, что требование, указанное в подпункте 4.2.7.1 «Функции Автоматизированной информационной система выдачи и учета персонифицированных транспортных карт (АИС ВПТК) пункта 4.2.7 «Подсистема выдачи персональных транспортных карт льготным категориям граждан» раздела 4 «Требования к ПАК Оператора АСУОП» Функции Автоматизированной информационной система выдачи и учета персонифицированных транспортных карт (АИС ВПТК), а именно: «Технологически подсистема представляет собой работающее в режиме он-лайн серверное ПО с базой данных, в которой хранится информация о выданных персональных транспортных картах гражданам и необходимые справочники, и АРМ оператора выдачи карт, который представляет собой веб-интерфейс к серверу» нарушает Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что требования к установке АРМ с веб-интерфейсом является обязательным условием, так как позволяет при этом использовать практически любые стандартные пользовательские ПК без установки дополнительных программных компонент.

В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что Заявителем в подтверждение своих доводов каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении конкуренции, не представлено.

При таких обстоятельствах данный довод не нашел своего подтверждения.

 

3. Заявитель считает, что требование, указанное в подпункте 4.3.5.2 «Требования к серверному оборудованию АСУОП» раздела 4 «Требования к ПАК Оператора АСУОП» «ПАК Оператора АСУОП должен обеспечивать стабильное функционирование в режиме 365х24х7 на вычислительных мощностях и общесистемном ПО (включая операционные системы и системы управления базами данных), в виртуализованной кластерной среде под управлением гипервизора Microsoft Hyper-V в следующем минимальном составе серверов с характеристиками: …» нарушает Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что требования Заказчика к функционированию серверного оборудования АСУОП с установленным ПО размещены в Техническом задании и обусловлены техническими возможностями оборудования, имеющегося у Заказчика.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что Заявителем в подтверждение своих доводов каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении конкуренции, не представлено.

При таких обстоятельствах данный довод не нашел своего подтверждения.

 

4. Заявитель считает, что требование, указанное в подпункте 9.4 «Программа и  методика приемо-сдаточных испытаний ПАК Оператора АСУОП» пункта 4.1 «Общие требования к ПАК Оператора АСУОП» раздела 4 «Требования к ПАК Оператора АСУОП», а именно: «Для безналичной формы доступны различные способы оплаты: бесконтактные транспортные карты, банковские карты с транспортным приложением, бесконтактные банковские карты, социальные карты (также на основые бесконтактных смарт-карт) и мобильные платежи (NFC); Реализована поддержка возможности использования в качестве Транспортной карты NFC SIM карты и сотовые телефоны с поддержкой технологии NFC с эмуляцией на микропроцессоре карты стандарта Mifare Classic 1К» нарушает Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что указанная информация размещена в Техническом задании в соответствии с требованиями Заказчика к ПАК Оператора АСУОП. Реализация данной функции в ПАК АСУОП на иных, лучших по мнению Заявителя условиях, невозможна, так как указанное в Техническом задании условия являются наилучшими по сравнению с остальными, известному Заказчику.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что Заявителем в подтверждение своих доводов каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении конкуренции, не представлено.

При таких обстоятельствах данный довод не нашел своего подтверждения.

 

5. По мнению Заявителя, в документации об аукционе не определены источники финансирования на приобретение терминальных устройств на автобусы.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что предметом закупки является Оказание услуг по передаче прав на условиях простой (неисключительной) лицензии на программное обеспечение для реализации программно-аппаратного комплекса Оператора автоматизированной системы учёта и оплаты проезда на пассажирском транспорте (АСУОП) и его внедрению.

Условия приобретения терминальных устройств на автобусы и определение источников финансирования для их приобретения не являются предметом данной закупки и не могут быть включены в состав документации об аукционе.

Таким образом, довод Заявителя не подтвердился.

 

Руководствуясь частью 1, частью 20 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, рассмотрев жалобу по делу № 31юл-18,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Ассоциации автотранспортников Архангельской области обоснованной.

2. Признать Заказчика, нарушившим требования части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках», пункта 1.1 статьи 8 Положения о закупках.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об аннулировании данной закупки по извещению № 31806528368 на право заключения договора на оказание услуг по передаче прав на условиях простой (неисключительной) лицензии на программное обеспечение для реализации программно-аппаратного комплекса Оператора автоматизированной системы учёта и оплаты проезда на пассажирском транспорте (АСУОП) и его внедрению посредством отмены всех документов, составленных в ходе размещения закупки.

4. Заказчику, Уполномоченному органу пункт 3 решения исполнить в срок до 31 июля 2018 года и сообщить об его исполнении в Архангельское УФАС России в этот же срок, в том числе по факсу (8182) 21-54-45 либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru (с приложением подтверждающих документов).

5. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии

 

 

И.Ю. Короткова

Члены комиссии

 

 

О.Г. Спиридонова

 

 

 

А.С. Куницын

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны