Решение №04-05/4519 Решение 306мз-17 от 3 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 306мз-17

 

Заказчик :

Департамент транспорта, строительства и капитального ремонта Администрации муниципального образования  "Город Архангельск"

163000,  город Архангельск, пр. Троицкий, д. 60

E-mail: dts@arhcity.ru

 

Уполномоченный орган :

Администрация муниципального образования «Город Архангельск» в лице департамента экономического развития Администрации муниципального образования «Город Архангельск»

163000, г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д.5

Е-mail: zhen@arhcity.ru

 

Заявитель:

ООО "Дорожный сервис"

163065, Архангельск, ул.Калинина, д.18-1

E-mail: Dorservice29@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

27 сентября 2017 года                                                                                            г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

Члены комиссии:

Спиридонова О.Г.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заявителя: Крупина А.В.(директор, решение №4);

Заказчика, Уполномоченного органа: Верещагина А.А. (доверенность от 03.08.2017 № 17-14/2337), Полетаевой А.А. (доверенность от 30.03.2017 №11-84/373);

ЗАО «АГСУМ»: Федорец А.А. (паспорт <...> слушатель);

ООО «Севзапдорстрой»: Морозова А.А. (доверенность от 26.09..2017 № б/н);

 

УСТАНОВИЛА:

21 сентября 2017 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Дорожный сервис" (далее – Заявитель) на действия заказчика – департамента транспорта, строительства и капитального ремонта администрации муниципального образования  "Город Архангельск" (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – администрация муниципального образования «Город Архангельск» в лице департамента экономического развития Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по сезонному содержанию объектов дорожной инфраструктуры и объектов благоустройства муниципального образования «Город Архангельск» (извещение № 0124300021017000081). В Архангельское УФАС России жалоба поступила 21 сентября 2017 года. Заявителем подана жалоба 21.09.2017 года в 16:10.

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе» (пункту 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 50).

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 27.09.2017 № б/н.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

12.09.2017 Уполномоченного органа на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124300021017000081 о проведении открытого конкурса и документация на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по сезонному содержанию объектов дорожной инфраструктуры и объектов благоустройства муниципального образования «Город Архангельск» (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 598 988 523 рублей.

 

Заявитель считает, что Заказчик нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 ФЗ «О контрактной системе» по причине объединения в один лот предмет закупки по содержанию различных дорог города Архангельска в 2017-2019 годах, расположенных в различных административных округах города Архангельска, что влечет ограничение количества участников закупки.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» 64 Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Исходя из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Таким образом, ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.

Более того, указание в документации об аукционе требований к характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями ФЗ «О контрактной системе». При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.

Необходимо отметить, что Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, в свою очередь, положения ФЗ «О контрактной системе» не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что лотом закупки является организация работ по содержанию автомобильных дорог первой, второй и третьей категории. При этом большинство дорог проходит через несколько городских округов и с точки зрения технологии и оптимизации процесса уборки для Заказчика наиболее правильным решением является не разделять одну дорогу на несколько частей, целесообразно рассматривать городскую сеть УДС как единое целое, поскольку только при включении всех уборочных площадей в один контракт возможна разработка наиболее оптимального маршрута движения техники. При этом будут соблюдаться требования ГОСТ, технологического регламента на всей дорожной сети.

Согласно части 3 Распоряжения Минтранса России от 16.06.2003 №ОС-548-р «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах» для контроля над процессом содержания автомобильных дорог необходимо создание единого центра управления производством, куда будет стекаться информация со всего города, то есть  создание единой диспетчерской службы.

Правомерность объединения в одном лоте работ по сезонному содержанию объектов дорожной инфраструктуры (дорог города Архангельска) подтверждается также и тем, что они финансируются из одного источника – городского бюджета в рамках одной ведомственной целевой программы «Развитие городского хозяйства на территории муниципального образования «Город Архангельск» на реализацию мероприятия Содержание и ремонт автомобильных работ общего пользования местного значения муниципального образования «Город Архангельск».

Кроме того, при формировании объекта закупки Заказчик руководствовался, в том числе классификацией автомобильных дорог, предусмотренной Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон об автомобильных дорогах), согласно которому автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на отдельные виды, в том числе в данном случае объединены в один лот автомобильные дороги одного вида - местного значения.

При этом Заявителем не представлено доказательств в подтверждение своих доводов об ограничении количества участников закупки.

Таким образом, вышеизложенный довод жалобы не находит своего подтверждения.

 

Заявитель считает, что требования критерия «Опыт участника по успешному оказанию услуги  сопоставимого характера и объема», где оценивается наибольшее количество успешно исполненных контрактов для государственных или муниципальных нужд сопоставимого характера по договору подряда или генподряда, за период – c 01 января 2014 года до даты окончания подачи заявок на участие в закупке включительно, «цена контракта» не менее 60 % от начальной (максимальной) цены контракта по открытому конкурсу ограничивает количество участников закупки.

Кроме того, Заявителем указано, что установление Заказчиком ограничения при оценке квалификации участника (выполнение в составе контрактов работ по содержанию автомобильных дорог, на объектах дорожной инфраструктуры в качестве подрядчика или генерального подрядчика) влечет ограничение количества участников закупки.

Заявитель считает, что исключение из учета опыта участника по успешному оказанию услуги сопоставимого характера в качестве субподрядчика является необоснованным, так как не может повлиять на квалификацию участника при выполнении работ сопоставимого характера.

Пунктом 9 части 1 статьи 50 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным Федеральным законом.

Частью 1 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» определено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе» Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок).

Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно пункту 27 Правил оценки заявок, показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Следовательно, с целью оценки заявок по нестоимостному критерию оценки заказчик вправе установить показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки.

В разделе III конкурсной документации определены следующие критерии оценки заявок:

«1. Цена контракта – 60%.

2. Квалификация участников закупки – 40%. Показатель КВi Опыт участника по успешному оказанию услуги сопоставимого характера и объема.

Заказчиком будет оцениваться наибольшее количество успешно исполненных контрактов для государственных или муниципальных нужд, а именно: выполнение в составе контрактов работ по содержанию автомобильных дорог, на объектах дорожной инфраструктуры в качестве подрядчика или генерального подрядчика, исполненных c 01 января 2014 года до даты окончания подачи заявок на участие в закупке включительно. Исполненные объемы работ содержанию автомобильных дорог ценой не менее 60 % от начальной (максимальной) цены контракта по настоящей закупке.

Если услуга сопоставимого характера является частью государственного или муниципального контракта, то в заявке необходимо указать услугу согласно разделу                 IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402, а также указать объем данной услуги в рублях. При отсутствии данного показателя подобные контракты при оценке заявок не рассматриваются.

Исполненные контракты сопоставимого характера и объема подтверждаются следующими документами:

1)      копиями контрактов со всеми приложениями;

2)      актами приемки оказанных услуг;

3) документами, подтверждающими оплату услуги.

Под успешным оказанием услуги понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пени).

Итоговое значение, присуждаемое заявке по критерию «Квалификация участников закупки» определяется по формуле:

 

КВi =КЗ×100×(Кi/ Кmax)

где:

КВi – количество баллов по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуги сопоставимого характера и объема».

КЗ - коэффициент значимости показателя (0,4).

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки».

Вместе с этим, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.

Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа участником закупки в допуске к участию в конкурсе как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки, но может повлиять на оценку заявки участника закупки. Само по себе отсутствие «опыта работы» не свидетельствует о невозможности стать победителем конкурса, поскольку такой участник может получить максимальное количество баллов по иному показателю - критерию «цена контракта».

Как подтверждается материалами дела, на участие в открытом конкурсе было подано 2 заявки, в том числе Заявителем была подана заявка на участие в конкурсе.

Кроме того, по сообщению представителя Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России, по результатам мониторинга официального сайта Заказчиком было выявлено как минимум 4 потенциальных подрядчика Архангельской области, удовлетворяющих требованиям критерия «Опыт участника по успешному оказанию услуги сопоставимого характера и объема».

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика также пояснили, что в данном случае для исполнения контракта необходимы крупные, сознательные подрядчики (генподрядчики), отвечающие за свои действия и действия субподрядчиков.

Заявителем не представлено доказательств в подтверждение своих доводов об ограничении количества участников закупки.

Архангельское УФАС отмечает, что стремление Заказчика определить победителем конкурса более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования.

Вместе с этим, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Таким образом, вышеизложенный довод жалобы не находит своего подтверждения.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Дорожный сервис"  необоснованной.

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                              Д.В. Бугаев

Члены Комиссии                                                                                               О.Г. Спиридонова

                                                                                                                             Н.В. Вознесенская

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны