Решение №04-05/4728 Решение 292фз-18 от 14 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Дело № 292фз-18

 

Заказчик:

ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика»

163000, г. Архангельск, проспект Советских Космонавтов, д. 57

Е-mail: perkhurov@rus-arc.ru, lindes@rus-arc.ru

 

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

Заявитель:

ООО "Контракт"

354003, Сочи, пер.Вишневый. 85Б, пом.12

E-mail: skvconsultor@gmail.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

07 сентября 2018 года                                                                                            г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Чирова Л.А.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Малышева О.С.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Перхурова Р.А. (доверенность от 06.09.2018), Трофимова А.В. (доверенность от 10.07.2018);

 

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

 

УСТАНОВИЛА:

03 сентября 2018 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Контракт" (далее – Заявитель) на действия заказчика – ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика» (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению судна для проведения экспедиции (извещение № 0324100018118000001).

 

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия Заказчика в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

 

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 05.09.2018 № 326.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

 

20.08.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0324100018118000001 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению судна для проведения экспедиции (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 4 025 000,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ».

 

Заявитель считает, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. В пункте 1 статьи 194 ГК РФ сказано, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Согласно части 3 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе», в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Как установлено Комиссией Архангельского УФАС России по рассмотрению жалобы, извещение о проведении закупки размещено, в единой информационной системе http://zakupki.gov.ru 20.08.2018 09:25. Заказчиком указана дата и время окончания срока подачи заявок 03.09.2018 13:00, что не соответствует требованиям статьи 63 ФЗ «О контрактной системе» и ГК РФ, так как пятнадцатый день выпадает на 04.09.2018.

Исходя из требований части 3 статьи 63 ФЗ «О размещении заказов», статей 191, 194 ГК РФ, пятнадцатью днями периода подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме с момента размещения извещения и до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме являются: с 20.08.2018 по 04.09.2018 включительно.

Следовательно, Заказчик при указании даты окончания срока подачи заявок, сократил пятнадцатидневной срок.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что планировалось размещение документации и извещения 17.08.2018, от этой даты и был расчитан срок окончания подачи заявок. Однако контроль был пройден только 20.08.2018 и в тот же день размещено извещение и документация об аукционе.

Таким образом, Заказчиком нарушена часть 3 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе».

 

Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчик неправомерно установил требование согласно пункту 2 части 2 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», а именно требование к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.

 

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе», документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В пункте 2 части 5 статьи 66 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) указанного Федерального закона, или копии этих документов.

Частью 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» определено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление №99) предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (приложение №1 к Постановлению № 99), в частности, при оказании транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок:

  • наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на оказание аналогичных услуг в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
  • наличие на праве собственности и (или) на ином законном основании судов, транспортных средств, оборудования и материальных ресурсов с количественными, качественными и техническими характеристиками, установленными документацией о закупке, необходимыми для надлежащего и своевременного исполнения контракта.

 

Таким образом, такое дополнительное требование предъявляется в случае, если объектом закупки является оказание транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, объектом закупки является оказание услуг по предоставлению судна для проведения экспедиции. Следовательно, положения Постановления №99 в данном случае не применяются.

В извещении о проведении закупки в разделе «Преимущества и требования»  в пункте 3 части «Требования» Заказчик установил дополнительное требование к участникам закупки, а именно: «требование к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)».

В подпункте 3 пункта 3 части 14 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, или копии этих документов (при наличии таких требований).

При указанных обстоятельствах Заказчиком в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено дополнительное требование к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.

Таким образом, Заказчиком нарушена часть 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

 

 Заявитель полагает, что Заказчиком нарушен пункт 13 статьи 34  ФЗ «О контрактной системе», так как проект контракта не содержит информацию о сроке приемки оказанных услуг.

 

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Порядок и сроки приемки оказанных услуг установлены в разделе 6 проекта контракта Приложения №3 документации об аукционе (далее – проект контракта).

Так, пунктом 6.1 проекта контракта установлено, что «сдача услуг Исполнителем и их приёмка Заказчиком оформляются Актом, подписанным обеими Сторонами. При отказе одной из Сторон от подписания Акта, в нём делается отметка об этом и Акт подписывается другой Стороной».

В пункте 6.3 проекта контракта указано, что «Исполнитель обязан в течение 2-х календарных дней с момента подписания Сторонами Акта, указанного в пункте 6.1. контракта, безвозмездно устранить все выявленные недостатки».

Согласно пункту 6.4 проекта контракта, «в случае не обеспечения Заказчиком приёмки оказанных Исполнителем услуг  в срок, предусмотренный пунктом 6.3. контракта, Исполнитель вправе составить односторонний акт, который является основанием для расчетов по контракту, но указанный порядок не освобождает Исполнителя от ответственности за качество и полноту оказанных Услуг».

Следовательно, Заказчиком установлен порядок и определены сроки приемки услуг по контракту.

Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения.

 

Заявитель в своей жалобе указал на то, что в проекте контракта размеры штрафов для Подрядчика рассчитаны не в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 30.08.2017 № 1042.

 

Частью 4 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно частям 5, 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 ФЗ «О контрактной системе» постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

Пункт 6 Правил указывает «за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)…».

Пункт 9 Правил указывает «за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)…».

Комиссия Архангельского УФАС России проанализировав материалы дела установила следующее.

Заказчиком определена начальная (максимальная) цена контракта в размере 4 025 000,00 рублей.

Пунктом 7.2.2 и 7.3.5 проекта контракта установлено:

«7.2.2. За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 1 000,00 рублей.

7.3.5. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы в размере 1 000,00 рублей».

Следовательно, в проекте контракта размер штрафов для Заказчика и подрядчика установлен не в соответствии с требованиями ФЗ «О контрактной системе» и Правил.

Таким образом, Заказчик нарушил части 5 и 8 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе».

 

По мнению Заявителя, Заказчик в проекте контракта установил фиксированную сумму обеспечения исполнения контракта без указания на возможное применение антидемпинговых мер.

 

Согласно части 1 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе», заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

Согласно части 1 статьи 37 ФЗ «О контрактной системе», если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 указанной статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 указанной статьи.

Начальная (максимальная) цена контракта 4 025 000,00 рублей, из чего следует, что Заказчик обязан предусмотреть возможность предоставления участникам обеспечения исполнения контракта в размере, указанном частью 1 статьи 37 ФЗ «О контрактной системе», или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 указанного закона.

В пункте 8.1 проекта контракта указано, что «обеспечение исполнения обязательств Исполнителя по настоящему контракту при отсутствии оснований для применения антидемпинговых мер в соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предоставляется Исполнителем в размере 5% (пять процентов) от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в документации о проведении аукциона в электронной форме, что составляет 201 250 рублей (двести одна тысяча двести пятьдесят рублей 00 копеек).

Следовательно, Заказчиком в проекте контракта указано возможное применение антидемпинговых мер в соответствии со статьей 37 ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения.

 

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен пункт 5 части 2 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» в связи с неопределенностью срока выдачи банковской гарантии.

Пунктом 5 части 2 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» определено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 указанного Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе» исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 указанного Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В пункте 26 раздела I «Общие положения» документации об аукционе установлен  размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к такому обеспечению.

В силу пункта 8.1 проекта контракта «исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику (далее – счёт Заказчика). Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать установленный пунктом  2.1.  настоящего контракта планируемый срок оказания услуг не менее чем на 30 (тридцать) дней. Настоящий контракт заключается после предоставления Исполнителем обеспечения исполнения контракта».

Пункт 2.1 проекта контракта указывает, что «контракт заключается на период: с  «19» сентября 2018 года по «30» сентября 2018 года. Смещение сроков предоставления услуг допустимо на + 5 (пять) календарных дней без применения неустойки, при этом срок окончания оказания услуг также изменится пропорционально числу календарных дней смещения».

Согласно пункту 4.1 проекта контракта, Заказчик производит оплату по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течении 10 (десяти) рабочих дней после подписания Сторонами Акта приема-передачи оказанных услуг (далее – Акт), на основании выставленного счета Исполнителем.

Пунктом 6.1 проекта контракта установлено, что «сдача услуг Исполнителем и их приёмка Заказчиком оформляются Актом, подписанным обеими Сторонами. При отказе одной из Сторон от подписания Акта, в нём делается отметка об этом и Акт подписывается другой Стороной».

В пункте 6.3 проекта контракта указано, что «Исполнитель обязан в течение 2-х календарных дней с момента подписания Сторонами Акта, указанного в пункте 6.1. контракта, безвозмездно устранить все выявленные недостатки».

Согласно пункту 6.4 проекта контракта, «в случае не обеспечения Заказчиком приёмки оказанных Исполнителем услуг  в срок, предусмотренный пунктом 6.3. контракта, Исполнитель вправе составить односторонний акт, который является основанием для расчетов по контракту, но указанный порядок не освобождает Исполнителя от ответственности за качество и полноту оказанных Услуг».

Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 30 (тридцать) дней.

В соответствии с пунктом 10.1. проекта контракта, «Настоящий контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до полного исполнения принятых сторонами обязательств...».

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что Заказчиком в документации об аукционе в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» содержится требование о сроке действия банковской гарантии. Проектом контракта, предусмотрен срок для оказания услуг, приемки и оплаты этих услуг.

Следовательно, банк, к которому обратиться победитель по закупке, при выдаче банковской гарантии для расчета срока ее действия, будет исходить из вышеуказанных пунктов проекта контракта и документации о закупке с учетом требований ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Контракт"  обоснованной в части пунктов 1, 2, 4 жалобы, в остальной части необоснованной.

2. Признать Заказчика - ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика», нарушившим часть 6 статьи 31, части 5 и 8 статьи 34, часть 3 статьи 63 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, оператору электронной площадки - ЗАО «Сбербанк-АСТ» выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                                        Л.А. Чирова

О.С. Малышева

Связанные организации

Связанные организации не указаны