Решение №04-05/5422 Решение 320оз-18 от 17 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 320оз-18

 

Заказчик :

ГБУЗ Архангельской области «Архангельский клинический онкологический диспансер»

163045, г.Архангельск, пр.Обводный канал, д.145, корп.1

E-mail:  29kontrakt@mail.ru, 29tender@mail.ru

 

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18,

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Единая электронная торговая площадка»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: info@roseltorg.ru

 

Заявитель:

ООО «ВКМТ»

197701, г. Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Всеволода Боброва, д.27, лит А, кв.15

E-mail: info@vkmt.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

10 октября 2018 года                                                                                              г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Спиридонова О.Г.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Чирова Л.А.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заказчика: Лазаревой О.А. (доверенность от 09.10.2018 № 01-17/1866), Савиной А.В. (доверенность от 09.10.2018 № 01-17/1866);

Уполномоченного органа: Анисимова А.А. (доверенность от 30.03.2018 № 33-Д);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

03 октября 2018 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО ВКМТ (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГБУЗ Архангельской области «Архангельский клинический онкологический диспансер» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования (извещение № 0124200000618003810).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 08.10.2018 № 314-05-909.

Заказчик письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представил.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

 

31.08.2018 Уполномоченный орган на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000618003810 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 35 000 000 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

14.09.2018 и 20.09.2018 внесены изменения в извещение и в документацию об аукционе (далее – Изменения).

 

Заявитель считает, что Заказчик, указав объект закупки - медицинское оборудование с кодом ОКПД2 26.60.11.113 и установив в документации об аукционе ограничение допуска иностранных товаров согласно постановлению Правительства от 05.02.2015 №102 (ред. от 10.11.2017) "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не учел, что в данном Постановлении не существует кода ОКПД2 26.60.11.113 с наименованием вида медицинского изделия «медицинское оборудование».

Согласно извещению № 0124200000618003810, объектом закупки является поставка медицинского оборудования с указанием кода позиции – 26.60.11.113.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) к данному коду 26.60.11.113 относятся «Аппараты рентгенографические».

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика указали  потребность Заказчика с учетом постановления Правительства от 05.02.2015 №102 (ред. от 10.11.2017) "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Постановление №102) именно в рентгенодиагностических комплексах на базе телеуправляемого стола-штатива. Пункты 3 и 7 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержат также технические параметры/характеристики объекта закупки: «Рентгеновская трубка поворотного стола –штатива» и «Потолочный подвес с рентгеновской трубкой», которые непосредственно указывают на тип оборудования, выбранного Заказчиком.

Согласно Постановлению №102 в код 26.60.11.113 входят, в том числе рентгенодиагностические комплексы на базе телеуправляемого стола-штатива.

Следовательно, Заказчик в документации об аукционе правомерно установил требования в соответствии с Постановлением №102.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

 

Заказчик, установил в пункте 7 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе такой технический параметр/характеристику «Потолочный подвес с рентгеновской трубкой». По мнению Заявителя, данная характеристика ограничивает участие большинства отечественных производителей, так как они не комплектуют свои аппараты данным оборудованием.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару. ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Пункт 7 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит технические параметры/характеристики объекта закупки: «Потолочный подвес с рентгеновской трубкой».

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России, представители Заказчика пояснили, что в данном случае все функционально – технические параметры, указанные в техническом задании, являются существенными, в том числе «потолочный подвес с рентгеновской трубкой». Учреждение здравоохранения является многопрофильным, в состав которого входят круглосуточный стационар, в том числе: хирургические отделения, отделения гинекологии, урологии, анестезиологии, реанимации и др., поликлиника на терапевтический, хирургический, гинекологический стационары. Потолочный подвес, который служит опорой для рентгеновской трубки, дает свободу при осуществлении различных продольных и поперечных перемещений в пределах комнаты, что позволяет осуществить исследования на столе и вертикальной стойке, а также получать боковые проекции и произвольные экспозиции с использованием переносного беспроводного детектора или СR кассет в любом месте в пределах кабинета (когда пациент сложный и нет возможности проводить исследования на столе – проводят с помощью беспроводного детектора на каталке или в кресле). Кроме того, потолочный подвес это возможность распределить поток пациентов: когда основная система не справляется и есть возможность отправить часть пациентов на графические исследования. Также нет необходимости в повороте стола для проведения графических исследований.

Таким образом, у Заказчика существует обоснованная потребность в оборудовании с установленными им характеристиками.

Учитывая нормы ФЗ «О контрактной системе», основной задачей осуществления закупок является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных ФЗ «О контрактной системе» ограничений.

Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что из документации об аукционе не усматривается, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В связи с этим, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и требованиям Заказчика.

При рассмотрении документов о проведении электронного аукциона Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.10.2018 было подано 2 заявки. Данное обстоятельство также свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что включение в техническое задание требований к закупаемому товару о наличии вышеуказанной характеристики в соответствии с потребностью Заказчика не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.

Заявителем в подтверждение своего довода каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, в действиях Заказчика нарушений ФЗ «О контрактной системе» не установлено.

 

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен пункт 5 части 2 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» в связи с неопределенностью срока действия контракта.

Пунктом 5 части 2 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» определено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 указанного Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе» исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 указанного Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В пункте 23 раздела I «Общие положения» документации об аукционе установлен  размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к такому обеспечению.

В силу пункта 10.1 проекта контракта «исполнение Контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется Поставщиком самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц».

Пунктом 7.9 проекта контракта определено, что «Заказчик в течение 5 дней со дня получения от Поставщика Акта ввода Оборудования в эксплуатацию, оказания Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение N 4 к Контракту) направляет Поставщику подписанный Акт ввода Оборудования в эксплуатацию, оказания Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов (приложение N 4 к Контракту) или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения».

Согласно пункту 9.5. проекта контракта оплата осуществляется по безналичному расчету путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Поставщика в течение 30 (Тридцати) дней с даты подписания Заказчиком  Акта ввода Оборудования в эксплуатацию, оказанию Услуг по обучению и инструктажу специалистов на основании документов предусмотренных п. 9.3 контракта.

В соответствии с пунктом 9.6. проекта контракта по окончании исполнения Сторонами обязательств по Контракту в течение 15 дней, Стороны подписывают Акт сверки расчетов (Приложение №5 к Контракту).

Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 30 (тридцать) дней.

Пунктом 12.1 проекта контракта установлено, что контракт вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и действует до момента выполнения ими принятых на себя обязательств по настоящему Контракту либо до его расторжения.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что Заказчиком в документации об аукционе в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» содержится требование о сроке действия банковской гарантии. Проектом контракта, предусмотрен срок для поставки оборудования, приемки и оплаты его.

Следовательно, банк, к которому обратится победитель по закупке, при выдаче банковской гарантии для расчета срока ее действия, будет исходить из вышеуказанных пунктов проекта контракта и документации о закупке с учетом требований ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.

 

По мнению Заявителя, в проекте контракта не указано, что услуги выполняются поставщиком лично либо с привлечением соисполнителей, а также, что у поставщика лично или соисполнителя должна быть лицензия на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники, предоставляющей право на выполнение следующих видов работ (услуг), в том числе монтаж и наладка медицинской техники.

Пунктом 7.1. проекта контракта предусмотрено, что Услуги по сборке, установке, монтажу и вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование, и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, должны быть оказаны Поставщиком после подписания Сторонами Акта приема-передачи Оборудования в соответствии с разделом 6 Контракта в срок 10 дней.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России, представители Заказчика пояснили, что документация об аукционе и условия проекта контракта не предусматривают запрета на возможность привлечения поставщиком к исполнению контракта иных лиц на выполнение работ по монтажу и вводу оборудования в эксплуатацию. Отсутствие в документации об аукционе требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление технического обслуживания медицинской техники не нарушает положений ФЗ «О контрактной системе» и направлено на предотвращение ограничения участников закупки при проведении электронного аукциона. Методические рекомендации «Техническое обслуживание медицинской техники» (введены письмом Минздрава РФ от 27.10.2003 №293-22/233) определяют понятие «ввод медицинской техники в эксплуатацию» - это процедура проведения комплекса регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по подготовке к эксплуатации приобретенной медицинским учреждением медицинской техники, завершающаяся передачей медицинской техники медицинскому персоналу для использования по назначению, а также понятие «техническое обслуживание медицинской техники» - это комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании  по назначению, а также при хранении и транспортировании. Следовательно, монтаж и ввод в эксплуатацию не является техническим обслуживанием.

Исходя из документации об аукционе предметом закупки является поставка аппарата рентгенографического как закупаемого товара, следовательно, работы по монтажу и наладке в данном случае являются сопутствующими по отношению к предмету закупки.

Положениями ФЗ «О контрактной системе» не установлено запрета государственным и муниципальным заказчикам на предоставление участникам закупки возможности привлекать третьи лица для оказания услуг по монтажу медицинского оборудования.

Таким образом, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушений ФЗ «О контрактной системе» не выявлено.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ВКМТ» необоснованной.

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                     И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                               О.Г. Спиридонова

Л.А. Чирова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны