Предупреждение №05-03/1271 Предупреждение 22ш-2017 от 28 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

22ш-2017

 

 

Главе МО «Холмогорский муниципальный район»

 

164530, Архангельская область, Холмогорский район, с. Холмогоры, ул. Набережная им. Горончаровского, д. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

27 марта 2017 года                                                                                                                                               г. Архангельск

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступило обращение Агентства по тарифам и ценам Архангельской области о нарушении требований антимонопольного законодательства при вынесении главой МО «Холмогорский муниципальный район» распоряжения от 10.11.2016 № 1860, в соответствии с которым в хозяйственное ведение муниципального предприятия «Холмогорский ВОДОКАНАЛ» были переданы: централизованная система холодного водоснабжения жд./ст. Паленьга, централизованная система водоотведения жд./ст. Паленьга, централизованная система холодного водоснабжения п. Белогорский, в то время как в отношении данных объектов должно было быть заключено концессионное соглашение.

В ходе рассмотрения материалов было установлено следующее.

19.09.2016 был объявлен конкурс № 190916/0120385/01 на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, в том числе расположенных на территории МО «Белогорское».

В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» конкурс был признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе (протокол от 02.11.2016).

В связи с тем, что конкурс на право заключения концессионного соглашения не состоялся распоряжением главы МО «Холмогорский муниципальный район» от 10.11.2016 № 1860 в хозяйственное ведение МУП «Холмогорский ВОДОКАНАЛ» до передачи по концессионному соглашению было передано следующее имущество:

- централизованная система холодного водоснабжения, расположенная по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, МО «Белогорское», жд./ст. Паленьга, в том числе: водопроводная сеть протяженностью 2481 м, год ввода в эксплуатацию 1970, буровая скважина № 1, год ввода в эксплуатацию 1968, буровая скважина № 2, год ввода в эксплуатацию 1968, водонапорная башня, год ввода в эксплуатацию 1970;

- централизованная система водоотведения, расположенная по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, МО «Белогорское», жд./ст. Паленьга, в том числе: канализационные сети протяженностью 1969 м, год ввода в эксплуатацию 1970, канализационная насосная станция, год ввода в эксплуатацию 1970, станция биологической очистки, год ввода в эксплуатацию 1970;

- централизованная система холодного водоснабжения, расположенная по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, МО «Белогорское», п. Белогорский, в том числе: водопроводная сеть протяженностью 3803 м, год ввода в эксплуатацию 1970, буровая скважина № 1, год ввода в эксплуатацию 1969, буровая скважина № 2, год ввода в эксплуатацию 1969.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

При этом, частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 05.10.2015 № АД/53812/15, с момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закрепляться не могут. Аналогичная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 12.01.2016 № 110-НП/ДО7и.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Применительно к рынку водоснабжения и водоотведения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Учитывая, что согласно статье 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, муниципальное унитарное предприятие является хозяйствующим субъектом в понятии статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Соответственно, муниципальному предприятию должны быть созданы равные условия доступа на товарный рынок по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Водопроводная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения. Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Соответственно, продуктовыми границами рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Географическими границами рынка являются границы присоединенных сетей.

Вход на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен приобретением прав в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенных для водоснабжения и водоотведения.

При этом, одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок услуг водоснабжения и водоотведения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.

Поскольку срок ввода в эксплуатацию рассматриваемых объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения превышает пять лет, передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена только по концессионному соглашению.

Предоставление муниципального имущества путем закрепления его за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения значительно отличается от условий, на который имущество предлагалось неопределенному кругу лиц при объявлении конкурса на право заключения концессионного соглашения. Для муниципального предприятия возможность эксплуатации имущества не была обусловлена принятием инвестиционных обязательств, обеспечением исполнения обязательств, внесением задатка за участие в конкурсе и т.п.

Передав МУП «Холмогорский ВОДОКАНАЛ» объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения МО «Белогорское», орган местного самоуправления с учетом вышеприведенных обстоятельств обеспечил муниципальному предприятию преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами доступа на рынок водоснабжения и водоотведения, находящегося в состоянии естественной монополии. При этом, действующим законодательством основания для возможности закрепления объектов водоснабжения и водоотведения за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, в том числе, на какой-либо период, не предусмотрены.

С учетом изложенного, акт органа местного самоуправления - распоряжение главы МО «Холмогорский муниципальный район» от 10.11.2016 № 1860, которым в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в хозяйственное ведение МУП «Холмогорский ВОДОКАНАЛ» были переданы объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в изданном главой МО «Холмогорский муниципальный район» распоряжении от 10.11.2016 № 1860, которым в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в хозяйственное ведение МУП «Холмогорский ВОДОКАНАЛ» были переданы централизованная система холодного водоснабжения, расположенная по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, МО «Белогорское», жд./ст. Паленьга, централизованная система водоотведения, расположенная по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, МО «Белогорское», жд./ст. Паленьга, централизованная система холодного водоснабжения, расположенная по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, МО «Белогорское», п. Белогорский, признаков нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

 

 

о необходимости в срок до 27.09.2017 отмены акта, содержащего признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно: отменить изданное главой МО «Холмогорский муниципальный район» распоряжение от 10.11.2016 № 1860.

 

На основании части 6 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Согласно части 7 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

 

Руководитель управления                                                                                                          Д.В. Бугаев

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны