Предупреждение №05-03/3443 Предупреждение 13ш-2018 от 16 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

13ш-2018

 

 


 

Капитану морского порта Архангельск

Д.В. Сарапунину


 

163000, г. Архангельск, ул. Карла Маркса, д. 6

       
       
 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

13 июля 2018 года                                                                                                                                                                        г. Архангельск

 

В Архангельское УФАС России поступило заявление ООО «АрхангельскТИСИз» о нарушении, по мнению заявителя, статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» со стороны капитана морского порта Архангельск, связанное с возможным отказом от приема работ по промеру глубин причальных зон причалов, выполненных ООО «АрхангельскТИСИз».

В ходе рассмотрения данного заявления было установлено, что в марте 2018 года между ООО «АрхангельскТИСИз» и капитаном морского порта Архангельск шла переписка относительно того, будут ли приниматься капитаном морского порта Архангельск планшеты промеров причальных зон причалов, принадлежащих предприятиям различных форм собственности, выполненные обществом согласно РД 31.35.10-86 и РД 31.74.04-2002.

В ходе вышеназванной переписки капитан морского порта Архангельск указал на то, что промеры глубин являются одной из составляющих комплекса навигационно‑гидрографического обеспечения. При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации навигационно‑гидрографическое обеспечение в акваториях морских портов и на подходах к ним осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта.

Таким органом, по мнению капитана морского порта Архангельск, является Федеральное агентство морского и речного транспорта, в ведении которого находится ФГУП «РОСМОРПОРТ». Его структурное подразделение – Архангельский филиал.

С учетом изложенного, в переписке с ООО «АрхангельскТИСИз» капитан морского порта Архангельск отметил, что для объявления допустимых осадок судов на фарватерах (каналах) и у причалов в акватории морского порта Архангельск будут приниматься к рассмотрению планшеты промеров глубин, выполненные специалистами Архангельского филиала ФГУП «РОСМОРПОРТ».

При представлении информации Архангельскому УФАС России капитан морского порта Архангельск дополнительно уточнил, что он не будет принимать промеры глубин участков акватории, входящей в границы территории морского порта Архангельск, выполненные не специалистами ФГУП «РОСМОРПОРТ».

Кроме того, на запрос о том, информировал ли каким-либо образом капитан морского порта Архангельск собственников причалов акватории морского порта Архангельск относительно своей позиции по вопросу надлежащего, по его мнению, исполнителя работ по промеру глубин причальных зон причалов акватории морского порта Архангельск, капитан морского порта в письме от 26.06.2018 № 18/02-09/198 ответил, что в адрес владельцев причалов и эксплуатирующих организаций, включая индивидуальных предпринимателей, были направлены соответствующие письма о необходимости предоставления планшетов промеров глубин с пояснением (в конце каждого письма) следующего содержания:

«Руководствуясь пунктом 4 статьи 5 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации промерные работы должны быть выполнены силами ФГУП «Росморпорт», находящегося в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта, которое, в свою очередь, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.

Отсутствие промеров глубин после вышеуказанного срока может явиться основанием для отказа в разрешении на подход, швартовку и стоянку судов упомянутых причалов».

В качестве подтверждения капитаном морского порта Архангельск были представлены копии следующих писем:

- от 19.02.2018 № 18/05-21/13 в адрес ЗАО «Лесозавод 25»;

- от 19.02.2018 № 18/05-21/14 в адрес АО «АТФ»;

- от 19.02.2018 № 18/05-21/15 в адрес ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис»;

- от 20.02.2018 № 18/05-21/16 в адрес АКАСЦ МЧС России;

- от 20.02.2018 № 18/05-21/17 в адрес ИП Ковальчук А.В.;

- от 21.02.2018 № 18/05-21/19 в адрес СРЗ «Красная кузница»;

- от 21.02.2018 № 18/05-21/20 в адрес ООО «Соломбальский терминал»;

- от 21.02.2018 № 18/05-21/21 в адрес ОАО «СМП»;

- от 28.02.2018 № 18/05-21/24 в адрес ФБУ «Морспасслужбы Росморречфлота»;

- от 21.02.2018 № 18/05-21/25 в адрес ООО «Норд Вэй»;

- от 01.03.2018 № 18/05-21/27 в адрес АО «Архангельский ЦБК»;

- от 01.03.2018 № 18/05-21/28 в адрес ООО «Поморская Судоверфь;

- от 01.03.2018 № 18/05-21/29 в адрес АО «Архангельская РЭБ флота»;

- от 02.03.2018 № 18/05-21/30 в адрес ИП Ершова С.Э.;

- от 02.03.2018 № 18/05-21/31 в адрес ООО «КТА»;

- от 05.03.2018 № 18/05-21/32 в адрес ООО «Беломорская СПК»;

- от 27.03.2018 № 18/05-21/41 в адрес АО «Архречпорт»;

- от 30.03.2018 № 18/05-21/42 в адрес МО «Город Архангельск»;

- от 02.04.2018 № 18/05-21/47 в адрес ЗАО «Бункерная компания»;

- от 06.04.2018 № 18/05-21/49 в адрес ООО «МРТС Терминал»;

- от 10.04.2018 № 18/05-21/51 в адрес ООО «ПЛК»;

- от 02.04.2018 № 18/05-21/54 в адрес ООО «Лая-Девелопмент»;

- от 19.04.2018 № 18/05-21/55 в адрес ООО «НК-флот».

В данной ситуации необходимо учитывать следующее.

Промеры глубин производятся для выявления рельефа дна и, в частности, имеющихся в русле водного источника препятствий для судоходства (мелей, осередков, камней, карчей и пр.).

В действующих нормативных правовых актах напрямую не указано, что собственники причалов обязаны предоставить капитану морского порта результаты промерных работ.

Однако, как следует из пункта 148 Обязательных постановлений в морском порту Архангельск, утвержденных приказом Минтранса России от 09.07.2014 № 183, а также пункта 84 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 26.10.2017 № 463, капитан морского порта доводит до сведения мореплавателей и операторов морских терминалов сведения о фактических глубинах в акватории и у причалов, а также проходные осадки судов ежегодно и при изменении таких сведений.

При этом, в соответствии с пунктом 185 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620, техническую эксплуатацию объекта осуществляет его владелец.

Согласно пункту 183 данного Технического регламента техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать, в том числе, безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов.

С учетом изложенного, обмен информацией между владельцем причала или эксплуатирующей организацией и капитаном морского порта (в части данных промера глубин) способствует обеспечению безопасности мореплавания для судов, имеющих намерение осуществить подход к причалу в морском порту, осуществить швартовку к нему, стоянку у него и отход от него.

Если же владельцы причалов или эксплуатирующая организация своевременно не представляют капитану морского порта результаты промерных работ, то в ежегодном информационном сообщении капитана порта о глубинах и об осадке судов не указываются сведения о допустимой проходной осадке, а в разделе «примечание» дается ссылка – «отсутствие промеров глубин». В этом случае причалы использоваться не могут.

Таким образом, владельцы причалов или эксплуатирующие их организации напрямую заинтересованы в проведении промерных работ и в предоставлении их результатов капитану морского порта.

Положение о капитане морского порта (далее – Положение) утверждено Приказом Митранса России от 17.02.2014 № 39.

В соответствии с пунктом 2 Положения капитан морского порта осуществляет возложенные на него Законом о морских портах, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации административно‑властные полномочия в морском порту.

Пунктом 3 Положения установлено, что капитан морского порта является должностным лицом, возглавляет службу капитана морского порта, входящую в состав администрации морских портов, непосредственно подчиняется Федеральному агентству морского и речного транспорта (далее – Росморречфлот) и действует на основании данного Положения.

Полномочия капитана морского порта распространяются на территорию и акваторию морского порта и на подходы к морскому порту, включая внутренние и внешние рейды, а также на портовые гидротехнические сооружения, морские терминалы морского порта (пункт 6 Положения).

Капитан морского порта назначается на должность и освобождается от должности Росморречфлотом по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации (пункт 8 Положения).

Учитывая изложенное, а также функции капитана морского порта, которые предусмотрены пунктами 14, 15, 16 Положения, указанное должностное лицо обладает властными полномочиями в сфере государственного управления морским портом.

При этом, согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В связи с вышеизложенным необходимо отметить, что подрядчиком по выполнению работ по промеру глубин могут выступать любые юридические лица или предприниматели, так как в настоящее время этот вид деятельности не подлежит ни лицензированию, ни сертификации (указанный вид деятельности подлежал лицензированию до 01.01.2017).

Таким образом, круг лиц, которые могут и вправе выполнять эти работы, не ограничен только ФГУП «РОСМОРПОРТ».

Однако, капитан морского порта Архангельск, являясь должностным лицом, обладающим властными полномочиями в сфере государственного управления морским портом, в ранее упомянутых письмах, направленных в феврале-апреле 2018 года владельцам причалов и эксплуатирующим их организациям, указал на то, что работы по промеру глубин должны быть выполнены именно ФГУП «РОСМОРПОРТ», тем самым ограничив названных лиц в выборе подрядчика, который может выполнить данный вид работ, а также предоставив ФГУП «РОСМОРПОРТ» преимущество на соответствующем товарном рынке, поскольку эти работы носят возмездный характер и осуществляются на договорной основе.

В данном случае, выполняя работы по промеру морских глубин за определенную плату (имеется соответствующая информация на сайте http://www.rosmorpot.ru), ФГУП «РОСМОРПОРТ» подпадает под понятие хозяйствующего субъекта, предусмотренное пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

При этом, помимо ФГУП «РОСМОРПОРТ» подобные работы в акватории морского порта Архангельск могут выполнять и иные лица, например, ООО «АрхангельскТИСИз», которое является правопреемником АО «АрхангельскТИСИз», ранее успешно осуществлявшего такую деятельность.

С учетом изложенного, в действиях капитана морского порта Архангельск содержатся признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Довод капитана морского порта Архангельск о том, что у него, как у должностного лица, в функции которого входит обеспечение безопасности мореплавания и стоянки судов в акватории порта, ранее имелись основания доверять результатам работ, выполненных иными организациями, поскольку данный вид деятельности до 01.01.2017 требовал наличие лицензии, а в настоящее время такие основания для доверия отсутствуют, поскольку лицензия уже не требуется, не может быть принят во внимание, так как он носит исключительно субъективный характер и не основан на законе.

В частности, пункт 4 статьи 5 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, на который сослался капитан морского порта Архангельск, не содержит подобных ограничений.

Следует также отметить, что положения пункта 4 статьи 5 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в действующей редакции были приняты еще в 2012 году, то есть задолго до отмены лицензирования рассматриваемого вида работ.

 

Частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях капитана морского порта Архангельск признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

 

о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: капитану морского порта Архангельск необходимо в срок до 03 августа 2018 года уведомить лиц, которым ранее были направлены письма от 19.02.2018 № 18/05-21/13, от 19.02.2018 № 18/05-21/14, от 19.02.2018 № 18/05-21/15, от 20.02.2018 № 18/05-21/16, от 20.02.2018 № 18/05-21/17, от 21.02.2018 № 18/05-21/19, от 21.02.2018 № 18/05-21/20, от 21.02.2018 № 18/05-21/21, от 28.02.2018 № 18/05-21/24, от 21.02.2018 № 18/05-21/25, от 01.03.2018 № 18/05-21/27, от 01.03.2018 № 18/05-21/28, от 01.03.2018 № 18/05-21/29, от 02.03.2018 № 18/05-21/30, от 02.03.2018 № 18/05-21/31, от 05.03.2018 № 18/05-21/32, от 27.03.2018 № 18/05-21/41, от 30.03.2018 № 18/05-21/42, от 02.04.2018 № 18/05-21/47, от 06.04.2018 № 18/05-21/49, от 10.04.2018 № 18/05-21/51, от 02.04.2018 № 18/05-21/54, от 19.04.2018 № 18/05-21/55, о том, что они вправе привлечь для выполнения работ по промеру глубин не только ФГУП «РОСМОРПОРТ», но и любых других исполнителей, которые осуществляют данный вид деятельности.

 

На основании части 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

Руководитель Управления

Федеральной антимонопольной службы

по Архангельской области                                                                                                                                                                       Д.В. Бугаев

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны