Предупреждение №05-03/5844 Предупреждение 35ш-2017 от 26 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

35ш-2016

 

 

Администрация МО «Березниковское»

 

164570, Архангельская область, Виноградовский район, п. Березник, ул. Дружбы, д. 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

23 декабря 2016 года                                                                                                                                                     г. Архангельск

 

 

В ходе рассмотрения материалов, представленныех ООО «Тепло-Сервис» письмом от 09.11.2016 № 91, Администрацией МО «Березниковское» письмом от 28.11.2016, письмом от 08.12.2016 № 1682, Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области установило, что 12.09.2016 Администрацией МО «Березниковское» и ООО «Тепло‑Сервис» было заключено соглашение об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с которым обществу были переданы здание котельной по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, п. Пянда, ул. Школьная, д. 7А, тепловая сеть, расположенная по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, п. Пянда, без проведения торгов на срок с 12.09.2016 по 15.05.2017. 12.09.2016 Администрацией МО «Березниковское» и ООО «Тепло-Сервис» было заключено соглашение об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с которым обществу были переданы нежилые помещения котельной №№ 9, 10, 11, 15, 16, общей площадью 49,5 кв.м, расположенные по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, пос. Березник, м-н Телевышка, строение 4, тепловые сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, пос. Березник, м‑н Телевышка, сооружение 2, без проведения торгов на срок с 12.09.2016 по 15.05.2017.

В письме от 08.12.2016 № 1682 Администрация МО «Березниковское» указала, что решение о заключении соглашения об обслуживании и эксплуатации объектов в режиме чрезвычайной ситуации было принято ввиду несостоявшегося конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Конкурс № 100615/1328691/01 на право заключения концессионного соглашения в отношении рассматриваемых объектов теплоснабжения был признан несостоявшимся 27.07.2015 в связи с отсутствием заявок.

Постановлением главы МО «Березниковское» от 04.08.2015 № 169 на территории р.п. Березник с 10.08.2015 и до особого распоряжения был объявлен режим повышенной готовности.

04.08.2015 главой МО «Березниковское» было вынесено постановление № 170 «О порядке использования муниципального имущества МО «Березниковское» при введении режима повышенной готовности», которым был утвержден Перечень объектов имущества, необходимых для обеспечения услугами теплоснабжения на территории МО «Березниковское» в период режима повышенной готовности, а администрации МО «Березниковкое» поручено заключить соглашения с ООО «Березниковское ТСП» и ООО «Тепло-Сервис» об эксплуатации объектов теплоснабжения.

При этом, в рассматриваемом случае обстоятельством, обусловившим принятие решения о распоряжении муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения, явилось расторжение 12.09.2016 договоров купли-продажи муниципального имущества от 30.11.2015 и от 13.05.2016. Конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении рассматриваемых объектов теплоснабжения в период с 28.07.2015 по 12.09.2016 не объявлялся и не проводился.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении).

Частью 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении императивно определено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

На основании части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Поскольку срок ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения превышает пять лет, передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами теплоснабжения согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении могла быть осуществлена только по концессионному соглашению.

На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Применительно к рынку теплоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

На основании статьи 2 Закона о теплоснабжении под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. Объекты теплоснабжения - источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность. Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Услуги по передаче тепловой энергии входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Продуктовыми границами рынка являются услуги теплоснабжения.

Географическими границами рынка являются границы присоединенных сетей.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для теплоснабжения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации, а именно Законом о теплоснабжении определен особый порядок распоряжения указанным имуществом - по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации с учетом установленных данным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Причины, по которым муниципальное имущество было передано ООО «Тепло-Сервис», не имеют правового значения для установления факта нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом необходимо отметить, что с даты вступления в законную силу Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - 09.12.2015 органы сельского поселения муниципального образования «Березниковское» не наделены полномочиями по организации мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как следует из части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органами местного самоуправления при местном уровне реагирования вводится режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с частью 10 статьи 4.1 вышеуказанного закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 данной статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Согласно тому же закону чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Организация теплоснабжения не является обстоятельством, установленным Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в качестве чрезвычайной ситуации.

Правовая природа любого режима ограничения прав и свобод, связанного с чрезвычайными ситуациями, может носить только временный характер и не может вводиться без ограничения периода действия, без законодательно определенной процедуры ее введения и отмены уполномоченным органом государственной власти в соответствии с нормами федерального закона, иное означало бы фактическую отмену установленных в Российской Федерации гарантий прав и свобод на территории указанных местностей.

Соответственно, режим повышенной готовности, не может быть введен на неопределенный срок, а постановление главы МО «Березниковское» от 04.08.2015 № 169, которым на территории р.п. Березник с 10.08.2015 был объявлен режим повышенной готовности, не может являться основанием для заключения соглашений об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства от 12.09.2016.

Принимая решение о передаче муниципального имущества без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения на условиях соглашений об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства от 12.09.2016, Администрация МО «Березниковское» создала преимущество по сравнению с другими хозяйствующими субъектами доступа на рынок теплоснабжения МО «Березниковское» ООО «Тепло-Сервис», что свидетельствует о признаках нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Устранение нарушения антимонопольного законодательства может быть достигнуто путем прекращения в срок до 10.05.2017 неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») пользования ООО «Тепло-Сервис» муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения МО «Березниковское», переданным обществу по соглашениям об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства от 12.09.2016.

В указанный срок органу местного самоуправления следует принять меры, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами теплоснабжения МО «Березниковское» на условиях концессии путем организации и проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях», чем будут достигнуты цели обеспечения населения и организаций услугами теплоснабжения и определения лица, в пользование которого может быть передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, на законных основаниях.

 

В связи с наличием в действиях Администрации муниципального образования «Березниковское» по предоставлению без проведения торгов в пользование ООО «Тепло-Сервис» на основании соглашений об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства от 12.09.2016 муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, признаков нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

 

 

о необходимости в срок до 10.05.2017 устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») пользования ООО «Тепло-Сервис» муниципальным имуществом: зданием котельной по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, п. Пянда, ул. Школьная, д. 7А, тепловой сетью, расположенной по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, п. Пянда, нежилыми помещениями котельной №№ 9, 10, 11, 15, 16, общей площадью 49,5 кв.м, расположенными по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, пос. Березник, м‑н Телевышка, строение 4, тепловыми сетями, расположенными по адресу: Архангельская область, Виноградовский район, пос. Березник, м‑н Телевышка, сооружение 2, преданными в пользование обществу на основании соглашений об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства от 12.09.2016.

 

 

На основании части 6 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Согласно части 7 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

Руководитель управления                                                                                                                                                                                Д.В. Бугаев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны