Решение №04-05/2593/24 см. файл от 13 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 77оз-24

029/06/33-368/2024

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1»

163000, Архангельская обл, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 99

E-mail: ekonspes@arhgp1.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

Общество с ограниченной ответственностью «Медицинские изделия»

420061, г. Казань, ул. Космонавтов, д. 39, оф. 102

E-mail: info@medizdelie.ru, mail@medizdelie.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

13 мая 2024 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Якупова Б.М. (доверенность от 17.02.2023);

Заказчика: Кондратюк М.В. (доверенность от 07.05.2024);

Уполномоченного органа: Анисимова А.А. (доверенность от 26.04.2024 № 96-Д),

УСТАНОВИЛА:

03 мая 2024 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Медицинские изделия» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1» (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение № 0124200000624002597).

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, несоответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 08.05.2024 № 795.

Уполномоченный орган направил объяснение по жалобе от 07.05.2024 № 314-05-260.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

16.04.2024 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000624002597 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (далее – Извещение).

Максимальное значение цены контракта – 1 500 000,00 руб.

Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги – 494,45 руб.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель в своей жалобе указывает, что характеристикам, установленным Заказчиком, соответствует товар единственного производителя ЗАО «Медицинское предприятие Симург», что ограничивает круг потенциальных участников закупки.

Частью 1 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу части 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям ФЗ «О контрактной системе», в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Извещению объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения, а именно: 6 позиций зеркал вагинальных одноразового использования и 2 позиции щеток цитологических цервикальных.

Заказчиком по позициям 7 и 8 файла «Описания объекта закупки», являющегося неотъемлемой частью Извещения, для товара «зеркало вагинальное, одноразового использования» установлена характеристика:

Зеркало гинекологическое по Радзинскому-Занько с индикатором оценки pH среды влагалища стерильное одноразовое.

соответствие

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Представитель Заявителя в заседании Комиссии Архангельского УФАС России указал, что данное медицинское изделие с регистрационным удостоверением РЗН 2023/19826 производится исключительно ЗАО «Медицинское предприятие Симург».

В письменных объяснениях от 08.05.2024 № 795 по жалобе Заказчик обосновал свою потребность в таких характеристиках товара, однако не представил доказательств наличия на рынке других производителей, товар которых имеет данную характеристику.

При этом Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что помимо обжалуемых позиций в рамках данного электронного аукциона также закупаются иные изделия, характеристики которых не оспариваются, ввиду чего предполагается, что по данным позициям описания объекта закупки к поставке возможны изделия нескольких производителей.

Вместе с тем, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 03.05.2024 № 0124200000624002597 на участие в закупке была подана только одна заявка с предложением товара по позициям 7 и 8 производителя ЗАО «Медицинское предприятие Симург». Заявка признана соответствующей требованиям Извещения.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя, отсутствующие в свободном доступе, в том числе для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем оборудования.

Комиссия Архангельского УФАС России также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что им отвечает только товар единственного производителя, то положения извещения о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки и напрямую запрещается нормами законодательства РФ о контрактной системе.

Из совокупности изложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение законодательства РФ о контрактной системе в один лот закупки включены уникальные медицинские изделия, что приводит к ограничению количества участников закупки.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» и довод Заявителя является обоснованным.

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Медицинские изделия» обоснованной.

2. Признать Заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1», нарушившим часть 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии О.Е. Титова

С.Н. Вижевцева

Связанные организации

Связанные организации не указаны