Решение б/н Решение по делу № 27-К-03-13 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел.: (8512) 39-05-80, 39-29-54, 44-79-30

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

24 декабря 2013 года                                                                                         г. Астрахань

 

Резолютивная часть решения объявлена 24.12.2013

Полный текст решения изготовлен 31.12.2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — заместителя руководителя-начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России «.....», членов Комиссии — главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий «.....», специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий «.....»,

рассмотрев дело № 27-К-03-13 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» (далее также - ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК», Общество, энергоснабжающая организация) (юр. адрес: 400131, г. Волгоград, ул. Скосырева, д 7) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области поступило заявление ТСЖ «Элита» (далее — товарищество) от 12.11.2013 о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» (далее также — ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК», Общество).

В заявлении товарищество указывает, что на неоднократные обращения ТСЖ «Элита» в Общество о предоставлении сведений о поступивших платежах собственников жилых помещений за потребленные услуги получены отказы в связи с отсутствием заключенного агентского договора между Обществом и товариществом.

Приказом Комиссии Астраханского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 10.12.2013 № 341-п было возбуждено дело № 27-К-03-13 по признакам нарушения ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением о назначении дела № 27-К-03-13 к рассмотрению от 10.12.2013 рассмотрение дела было назначено на  24.12.2013 на 13 часов 30 минут.

Письмом Астраханского УФАС России от 10.12.2013 № 03/11036 законный представитель ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» (с документами, удостоверяющими личность и служебное положение) был приглашен 24.12.2013 на 13 часов 30 минут в Астраханское УФАС России на рассмотрение дела № 27-К-03-13. В назначенное время на рассмотрение дела явился представитель ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» по доверенности «.....». Дело № 27-К-03-13 было рассмотрено в присутствии  представителя ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» «.....».

В результате рассмотрения вышеуказанных заявлений установлено следующее.

Как следует из материалов заявления, между ТСЖ «Элита» и ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» заключен договор теплоснабжения от 01.07.2009 № 50083 (далее - договор). В соответствии с данным договором Общество обязалось осуществлять продажу ТСЖ «Элита» (абонент) тепловой энергии в горячей воде и химочищенную воду. Согласно условиям договора товарищество обязано оплачивать тепловую энергию и горячую воду в соответствии с начислениями, производимыми  по ТСЖ «Элита» в целом.

Согласно п. 5.5 Устава ТСЖ «Элита», утвержденного протоколом № 1 общего собрания собственников жилья от 05.11.2006, член товарищества обязан оплачивать водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, горячее водоснабжение, канализацию и коммунальные услуги в соответствии с действующими тарифами непосредственно в ресурсоснабжающие организации.

Собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Аксакова, д. 14, корп. 1, протоколом № 1 общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 05.11.2006 в форме очного голосования было принято решение о создании товарищества собственников жилья «Элита», председателем товарищества был избран — «.....»; собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Аксакова, д. 14, корп. 2, протоколом № 1 общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 16.07.2009 в форме очного голосования было принято решение о создании товарищества собственников жилья «Элита», председателем товарищества был избран — «.....»; собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Аксакова, д. 12, протоколом № 1 общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 12.07.2010 в форме очного голосования было принято решение о создании товарищества собственников жилья «Элита», председателем товарищества был избран — «.....».

Письмом от 07.03.2013 № 03-01/596, направленным в адрес Управления, Общество сообщило об исполнении предписания Астраханского УФАС России по делу № 19-К-03-12 от 31.07.2012, а именно о том, что ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» выставило счета для оплаты услуг энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде собственникам помещений жилых домов, расположенных по адресам: г. Астрахань, ул. Аксакова, д. 12, ул. Аксакова, д. 14, к. 1, ул. Аксакова, д. 14, к. 2, в которых был выбран способ управления в форме товарищества.

В письме ТСЖ «Элита» от 10.10.2013, направленном в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК», указанное товарищество просило Общество предоставить ему сведения о поступивших платежах от собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Аксакова, д. 12, ул. Аксакова, д. 14, к. 1, ул. Аксакова, д. 14, к. 2, за потребленные услуги за период с января 2011 по февраль 2012 гг. и с марта 2012 г. по октябрь 2013 г. Письмом от 15.10.2013, направленным в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК», товарищество также просило ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» выдать выписки из лицевых счетов собственников квартир по ул. Аксакова, д. 14, к. 1; г. Астрахань, ул. Аксакова, д. 14, к. 2; г. Астрахань, ул. Аксакова, д. 12 за период с 01.03.2013 по 01.10.2013 для контроля и воздействия на неплательщиков по погашению долга на выписанные Обществом долговые квитанции.

В ответе на письмо товарищества от 10.10.2013 ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» в своем письме от 18.10.2013, направленном товариществу,  указало, что между ним, ТСЖ «Элита» и ООО «ЕИРЦ г. Астрахани» был заключен агентский договор № 42\11 от 22.09.2009, согласно условиям которого ООО «ЕИРЦ г. Астрахани» выполняло функции по ведению абонентской базы потребителей, производило начисления по тепловой энергии и горячей воде, а также по индивидуальным приборам учета, принимало оплату и выполняло перерасчеты в разрезе каждого потребителя с последующим перечислением денежных средств на расчетный счет ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК». Соответственно, за период с 01.01.2011 по 28.02.2012, интересующую информацию товарищество может получить у ООО «ЕИРЦ г. Астрахани». Общество также указало, что с 12.03.2012 агентский договор между Обществом и товариществом расторгнут, какие-либо действия по данному договору прекращены, поэтому в случае расторжения договора с ООО «ЕИРЦ г. Астрахани» и при отсутствии агентского договора с Обществом товарищество обязано самостоятельно производить начисления и осуществлять сбор денежных средств.

Общество в своем ответе от 30.10.2013, направленном на письмо товарищества от 15.10.2013, указало, что  при заключении агентского договора между Обществом и товариществом, товарищество вправе возложить функции исполнителя коммунальных услуг по начислению и сбору денежных средств потребителей, проведению корректировок и перерасчетов начислений за коммунальные услуги на филиал ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» в г. Астрахань, что предусматривает открытие индивидуальных лицевых счетов. Так как агентский договор отсутствует, лицевые счета не открыты, поэтому Общество не может предоставить запрашиваемую вышеуказанным письмом товарищества информацию.

 

Изложенное явилось основанием для обращения ТСЖ «Элита» в антимонопольный орган.

Также в соответствии с п. 6.3 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Согласно абз. 2 ст. 27 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее — Правила № 124), в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с абз. 4 п. 25 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о его задолженности по оплате коммунального ресурса на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом.

Согласно абз. 2 п. 2  Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.

Следовательно, обязанность представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о его задолженности по оплате коммунального ресурса на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом, распространяется и на договор энергоснабжения, заключенный между товариществом и Обществом до вступления в силу Правил № 124.

 

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» одним из основных видов деятельности Общества является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).

ООО «Лукойл - ТТК» приказом Астраханского УФАС России № 194-п от 04.08.2011 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «услуги по теплоснабжению» в границах г. Астрахани с долей более 50% и занимает на данном рынке доминирующее положение.

Изложенное свидетельствует о нарушении Обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом Астраханского УФАС России № 194-п от 04.08.2011 ООО «ЛУКОЙЛ — ТТК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «оказание услуг по теплоснабжению»  в границах города Астрахани с долей более 50 процентов и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.

Следовательно, действие ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК», выразившееся в отказе предоставить товариществу сведения о поступивших платежах собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Аксакова, д. 12, ул. Аксакова, д. 14, к. 1, ул. Аксакова, д. 14, к. 2, за потребленные услуги по состоянию на 01.10.2013, нарушает право товарищества на получение от ресурсоснабжающей организации информации о поступившем от потребителей размере платы за услуги теплоснабжения, что ущемляет интересы ТСЖ «Элита».

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действие ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания», выразившееся в отказе предоставить ТСЖ «Элита» сведения о поступивших платежах собственников жилых помещений вышеуказанных многоквартирных домов за потребленные услуги теплоснабжения с 01.03.2013 по состоянию на 01.10.2013, нарушающим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», результатом которого явилось ущемление интересов ТСЖ «Элита».

2. Выдать ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» предписание о  прекращении нарушения антимонопольного законодательства с требованием:

1) не позднее 10 дней с момента получения настоящего предписания   предоставить ТСЖ «Элита» сведения о поступивших платежах за оказанные Обществом услуги теплоснабжения собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Аксакова, д. 12, ул. Аксакова, д. 14, к. 1, ул. Аксакова, д. 14, к. 2, с 01.03.2013 по состоянию на 01.10.2013;

2) в срок не позднее 5 рабочих дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания сообщить в Астраханское УФАС России о его исполнении, представив подтверждающие исполнение данного пункта предписания документы.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для иных принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

 

 

Председатель комиссии                      ___________________                «.....»

 

Члены комиссии                                  ___________________                  «.....»

 

                                                                                                                          «.....»

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны