Решение б/н Решение №17-НТ-04-17 от 17 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел (851-2) 39-05-80 e-mail: to30@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ №17-НТ-04-17

по делу о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

 

15 февраля 2017 года г. Астрахань

 

Комиссия Астраханского УФАС России по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров в соответствии со ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», созданная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее – Комиссия), в составе:

председатель комиссии:

<...> – руководитель Астраханского УФАС России (далее также - Управление);

члены комиссии:

<...> – начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;

<...> - ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

в присутствии представителя заявителя – ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» <...> (доверенность №МСС-Д-162/2015 от 12.12.2016), в присутствии представителя заказчика — Астраханского филиала ФГУП «РОСМОРПОРТ» <...> (доверенность 41 от 10.06.2015), рассмотрев жалобу ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» на действия заказчика – Астраханского филиала ФГУП «РОСМОРПОРТ» (далее также — Организатор торгов) (юр. адрес: 414016, г. Астрахань, ул. Капитана Краснова, 31) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме № АСТР 092-16 на право заключения договора по обеспечению аварийно-спасательной готовности, локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на объектах Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт» в 2017 году (реестровый номер <...> ), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России 06.02.2017 поступила жалоба ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» (далее - Заявитель) на действия организатора торгов – Астраханского филиала ФГУП «РОСМОРПОРТ» (далее – организатор торгов) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме № АСТР 092-16 на право заключения договора по обеспечению аварийно-спасательной готовности, локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на объектах Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт» в 2017 году (реестровый номер <...> ) (далее – запрос предложений).

По мнению Заявителя, Организатором торгов неправомерно отказано ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» в допуске к участию в закупке.

Представитель Организатора конкурса не согласился с доводами жалобы.

Изучив документы, представленные сторонами, а также документы, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт), выслушав доводы присутствующих сторон и оценив их, Комиссия установила следующее.

Астраханский филиал ФГУП «Росморпорт» является самостоятельным юридическим лицом, которое в соответствии с п.1 ч.2 ст.1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) обязано совершать закупки в соответствии с правилами и общими принципами, установленным Законом о закупках.

Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках, при покупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч.3 ст.2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

30.12.2016 на официальном сайте Организатор торгов разместил извещение о проведении запроса предложений, документацию для проведения открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по обеспечению аварийно-спасательной готовности, локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на объектах Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт» в 2017 году (реестровый номер <...> ) (далее – Документация) (последние изменения от 12.01.2017).

В п. 14 ч. 4 раздела 1 документации установлено, что заявка, которую представляет участник закупки, должна быть подготовлена по формам, представленным в разделе 2 документации, и содержать копию действующей лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности.

Согласно п. 11 раздела 1 документации участник закупки не допускается к участию в запросе предложений в случае:

1) непредоставления документов, определенных п. 4 настоящего Раздела, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или об услугах на оказание которых размещается заказ;

2) несоответствия требованиям, установленным в пункте 1 настоящего раздела;

3) если предложение о цене Договора превышает начальную (максимальную) цену договора;

4) несоответствия Заявки требованиям настоящей Документации, в том числе если:

а) несоответствие формы заявки, представленной в Документации, и (или) отсутствие в содержании обязательной информации согласно требованиям Запроса.

5) наличия неурегулированных в судебном порядке претензий с участниками закупки по ранее проведенным процедурам закупок;

6) документы не подписаны должным образом.

В разделе 3 документации «Техническое задание (заказ на оказание услуг)» указано, что местом оказания услуг являются следующие объекты:

1) объект № 1 - склад ГСМ на участке № 2 службы навигационно-гидрографического обеспечения Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт», 117 км Волго-Каспийского морского судоходного канала;

2) объект № 2 - склад ГСМ с насосной станцией на участке № 3 службы навигационно-гидрографического обеспечения Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт», 145 км Волго-Каспийского морского судоходного канала (пункт 3.1).

В пункте 3.3 раздела 3 документации содержатся следующие сведения о нефтепродуктах, которые необходимо локализовать и ликвидировать в случае разлива победителю закупки:

1) на объекте № 1 - дизельное топливо в объеме 30 тонн;

2) на объекте № 2 - дизельное топливо в объеме 20 тонн.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление таких видов деятельности, как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности.

Как следует из ч. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее Положение) лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

в) для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;

д) для работ по размещению отходов I - IV классов опасности - проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I - IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Согласно п. 1 Положения деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.

В приложении указан следующий перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности: сбор отходов I класса опасности; сбор отходов II класса опасности; сбор отходов III класса опасности; сбор отходов IV класса опасности; транспортирование отходов I класса опасности; транспортирование отходов II класса опасности; транспортирование отходов III класса опасности; транспортирование отходов IV класса опасности; обработка отходов I класса опасности; обработка отходов II класса опасности; обработка отходов III класса опасности; обработка отходов IV класса опасности; утилизация отходов I класса опасности; утилизация отходов II класса опасности; утилизация отходов III класса опасности; утилизация отходов IV класса опасности; обезвреживание отходов I класса опасности; обезвреживание отходов II класса опасности; обезвреживание отходов III класса опасности; обезвреживание отходов IV класса опасности; размещение отходов I класса опасности; размещение отходов II класса опасности; размещение отходов III класса опасности; размещение отходов IV класса опасности.

Пунктом 1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - Каталог).

Исходя из положений Каталога, код отхода имеет 11-значную структуру, в котором одиннадцатый знак кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I класс опасности; 2 - II класс опасности; 3 - III класс опасности; 4 - IV класс опасности; 5 - V класс опасности.

Из содержания Каталога следует, что дизельное топливо, обеспечение готовности на локализацию и ликвидацию разливов которого является объектом закупки, не отнесено ко всем четырем классам опасности.

В этой связи установление Организатором торгов в документации требования о наличии у участника закупки лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов всех (I-IV) классов опасности (документация не конкретизирует классы опасности), не основано на положениях нормативных правовых актов, не отвечает целям удовлетворения потребностей заказчика и может повлечь ограничение количества участников закупки (не все участники имеют лицензию осуществление деятельности по обращению с отходами всех классов опасности).

Указанные действия заказчика нарушают часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Также Комиссией при рассмотрении дела было установлено следующие.

В п. 15 ч. 4 раздела 1 документации установлено, что заявка, которую представляет участник закупки, должна содержать копии действующих судовых регистровых документов, выданных Российским морским регистром судоходства или Российским речным регистром судоходства на судно, планируемое к использованию при оказании услуг в зимний период, а именно:

- копию классификационного свидетельства;

- копию свидетельства о праве собственности на судно для постановки боновых заграждений, либо копию договора аренды судна, срок аренды которого превышает дату окончания оказания услуг;

- копию акта ежегодного освидетельствования судна.

Согласно п. 9.4.3. Руководства по техническому наблюдению за судами в эксплуатации, утвержденного 30.12.2015 (далее — Руководство), инспектор Российского морского регистра судоходства по результатам освидетельствования оформляет Акт освидетельствования судна (форма 6.3.10) или Отчет об освидетельствовании судна (форма 6.1.03). К акту/отчету прилагается протокол (см. 9.1.7). К Акту прилагаются соответствующие фотографии, акты и другие (по усмотрению инспектора) документы, необходимые для более полной оценки технического состояния освидетельствованных объектов.

Согласно п. 6.8 Руководства для морских самоходных судов валовой вместимостью менее 100, а также всех морских несамоходных судов, прогулочных судов, судов внутреннего плавания применяется упрощенная документация: Классификационное свидетельство (форма 3.1.2); вместо свидетельства на оборудование и снабжение (форма 4.1.1) соответствующие сведения указываются в Свидетельстве о годности к плаванию (форма 1.1.2) для судов, эксплуатирующихся под флагами Азербайджана, Казахстана и Украины или в Свидетельстве на оборудование и снабжение (форма 4.1.1rf) для судов, эксплуатирующихся под флагом Российской Федерации; при ежегодных, очередных освидетельствованиях может оформляться один Акт ежегодного/внеочередного/ очередного освидетельствования судна (форма 6.4.6).

Таким образом, отчет и акт являются равнозначными документами, так как акт ежегодного освидетельствования судна предоставляется для морских самоходных судов валовой вместимостью менее 100, а также всех морских несамоходных судов, прогулочных судов, судов внутреннего плавания.

Организатор торгов, установив в документации требование к содержанию заявки о предоставлении копии акта ежегодного освидетельствования судна без возможности предоставить вместо него отчет об освидетельствовании судна, ограничил потенциальных участников торгов.

Такие действия заказчика также нарушают часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Поскольку допущенные организатором торгов нарушения прямым образом влияют на субъектный состав закупки и, как следствие, на результат торгов, Комиссия считает необходимым выдать организатору торгов предписание об аннулировании запроса предложений.

Что касается доводов Заявителя о том, что Организатором торгов неправомерно отказано ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» в допуске к участию в закупке, то Комиссия считает их необоснованными. Заявитель в своей заявки не представил лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов всех (I-IV) классов опасности, а также копию акта ежегодного освидетельствования судна, как того требует документация о закупке, в то время как комиссия Организатора закупки обязана руководствоваться документацией о закупке и требованиями, которые заказчик включил в документацию.

На основании вышеизложенного, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» на действия организатора торгов – Астраханского филиала ФГУП «РОСМОРПОРТ» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме № АСТР 092-16 на право заключения договора по обеспечению аварийно-спасательной готовности, локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на объектах Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт» в 2017 году (реестровый номер <...> ) необоснованной.

Признать организатора торгов – Астраханский филиал ФГУП «РОСМОРПОРТ» нарушившим ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Выдать организатору торгов – Астраханскому филиалу ФГУП «РОСМОРПОРТ» предписание об аннулировании открытого запроса предложений в электронной форме № АСТР 092-16 на право заключения договора по обеспечению аварийно-спасательной готовности, локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на объектах Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт» в 2017 году (реестровый номер <...> ).

Председатель комиссии <...>

 

Члены комиссии <...>

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны