Решение б/н Решение и предписание по делу в отношении админ. Староосколь... от 2 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Администрация Старооскольского городского округа

309514, Белгородская область,

г. Старый Оскол, ул. Ленина, д. 46/17

 

 

ООО «ТрансАльянс»

309514, Белгородская область,

г. Старый Оскол, пр.Алексея Угарова, 3

 

 

Старооскольская городская прокуратура

309530, Белгородская область,

г. Старый Оскол,

ул. Комсомольская, д. 48

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение «Пассажирское»

309516, Белгородская область,

г. Старый Оскол, пр.Алексея Угарова, 3

 

 

ООО «Оскольский пассажирский транспорт»
309508, Белгородская область,

г. Старый Оскол,

ул. Архитектора Бутовой, 12

 

 

Индивидуальный предприниматель

В.Т. Бесараб

309500, г. Старый Оскол,

м-н Солнечный, д. 5 А, кв. 98

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 19.07.2017

Решение в полном объеме изготовлено 31.07.2017 г. Белгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Белгородского УФАС России), в составе:

в присутствии на заседании представителей администрации Старооскольского городского округа – <> (доверенность от 15.04.2016 № 1-1-20/1131); МБУ «Пассажирское» -<> (доверенность от 05.04.2017 № 06); ООО «Оскольский пассажирский транспорт» -<> (доверенность от 30.01.2017); ИП Бесараб В.Т.,

в отсутствие представителей ООО «ТрансАльянс», Старооскольской городской прокуратуры,

рассмотрев дело № 002-17-АЗ по признакам нарушения администрацией Старооскольского городского округа (309514, Белгородская область, г. Старый Оскол, ул. Ленина, д. 46/17), ООО «ТрансАльянс» (309514, Белгородская область, г. Старый Оскол, пр.Алексея Угарова, 3, ИНН 3128098355) п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Белгородского УФАС России поступили материалы Старооскольской городской прокуратуры, содержащие указание на наличие признаков нарушения ст. ст. 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях администрации Старооскольского городского округа и ООО «ТрансАльянс» при организации и осуществлении пассажирских перевозок по регулярным маршрутам.

Прокуратурой установлено, что при заключении между администрацией Старооскольского городского округа и ООО «ТрансАльянс» договора на осуществление пассажирских перевозок по регулярным маршрутам от 24.08.2016, должностными лицами органа местного самоуправления среди иных перевозчиков распространялись уведомления, содержащие сведения о необходимости заключения перевозчиками (индивидуальными предпринимателями) договоров на обслуживание муниципальных маршрутов с ООО «ТрансАльянс» в срок до 27.08.2016 года.

При указанных обстоятельствах, прокуратура полагает, что администрацией Старооскольского городского округа необоснованно создавались преференции ООО «ТрансАльянс», которое не имело необходимых ресурсов для осуществления пассажирских перевозок в требуемом объеме.

Приказом Белгородского УФАС России от 09.01.2017 № 01 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено настоящее дело по фактам совершения ответчиками совместных действий, ограничивающих доступ иных хозяйствующих субъектов на рынок услуг пассажирских перевозок Старооскольского городского округа, что указывает на наличие между ними антиконкурентного соглашения, запрещенного п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела представители ответчиков по делу – администрации Старооскольского городского округа и ООО «ТрансАльянс» нарушение антимонопольного законодательства не признали, указали, что материалами дела не подтверждается наличие между ними антиконкурентного соглашения, полагали, что законодательство в сфере пассажирских перевозок позволяет заключать срочные договора на право осуществления пассажирских перевозок без проведения торгов, отмечали, что ООО «ТрансАльянс» осуществляет перевозки без нарушений и качественно, считают, что оснований для их прекращения не имеется, полагали, что не препятствовали иным хозяйствующим субъектов в доступе на рынок услуг пассажирских перевозок.

Кроме того, представители администрации Старооскольского городского округа сообщили, что в настоящее время разработан проект конкурсной документации для проведения конкурса, предполагающего получение права на осуществление пассажирских перевозок на территории Старооскольского городского округа, отмечали, что планируется его проведение в ближайшее время.

Присутствующий на заседании Комиссии представитель администрации Старооскольского городского округа, изложенную ранее позицию по делу поддержал, сообщил, что с выводами Комиссии Белгородского УФАС России, изложенными в Заключении об обстоятельствах настоящего дела от 20.06.2017 (исх. № 2228/5 от 27.06.2017), не согласен, указал, что рассматриваемый по делу договор от 24.08.2016 имеет безвозмездный характер, что позволяет на основании статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключить его с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без проведения торгов.

Пояснил, что в настоящее время ООО «ТрансАльянс» продолжает осуществление пассажирских перевозок, не смотря на формальное истечение срока действия соответствующего договора от 24.08.2016 стороны – ответчики по делу продолжают его исполнение.

В ходе рассмотрения дела, представители МБУ «Пассажирское» позицию ответчиков поддержали, указали на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в их действиях.

Представитель ООО «Оскольский пассажирский транспорт» и ИП Бесараб В.Т. указали на наличие нарушения антимонопольного законодательства в действиях ответчиков по делу, поддержали ранее изложенную позицию, полагали, что на момент заключения между ответчиками по делу договора на осуществление пассажирских перевозок по регулярным маршрутам от 24.08.2016 ООО «ТрансАльянс» не имело ресурсов для его надлежащего исполнения.

Отмечали, что администрация Старооскольского городского округа не предоставила иным участникам рынка, в том числе ИП Бесараб В.Т., возможность подготовить и подать свои заявки на заключение соответствующего договора транспортного обслуживания на равных условиях с ООО «ТрансАльянс», осуществив в течение одного дня все действия по отбору нового перевозчика и заключению с ним договора.

Кроме того, указали, что ООО «ТрансАльянс» и лица, осуществляющие пассажирские перевозки в его интересах, допускают многочисленные нарушения законодательства в сфере пассажирских перевозок, Правил дорожного движения, что является основанием для их прекращения.

Рассмотрев материалы настоящего дела, Комиссия Белгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Между администрацией Старооскольского городского округа и ООО «Оскольский пассажирский транспорт» 31.08.2012 по результатам проведенного конкурса заключен договор на осуществление пассажирских перевозок по регулярным маршрутам.

Администрацией Старооскольского городского округа 23.08.2016 в адрес ООО «Оскольский пассажирский транспорт» направлено уведомление о досрочном расторжении договора от 31.08.2012 на осуществление пассажирских перевозок по регулярным маршрутам в одностороннем порядке.

На следующий день 24.08.2016 между администрацией Старооскольского городского округа и ООО «ТрансАльянс» заключен договор аналогичного содержания на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, ранее обслуживавшимся ООО «Оскольский пассажирский транспорт».

Указанный договор заключен без проведения торгов.

Согласно п. 1.1, п. 1.2 указанного Договора Заказчик – администрация Старооскольского городского округа, руководствуясь п. 6 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, поручает, а Перевозчик - ООО «ТрансАльянс» принимает на себя обязательство осуществлять временные (не более 180 дней) перевозки пассажиров по муниципальным городским маршрутам №№ 2, 10, 11, 13, 14, 20, 21, 27, 27 А, 34, 35, 36, 38, 120, 333.

Перевозки осуществляются транспортными средствами Перевозчика, находящимися в его собственности, на праве аренды, либо ином законном основании, по графикам (расписаниям), утвержденным заказчиком.

Согласно п. 5.1 указанного Договора он действует с 24 августа 2016 года по 19 февраля 2017 года.

Общественные отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ).

При этом, в силу п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) является лицензируемым видом деятельности.

Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 настоящего закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 настоящего Федерального закона, регулирующих порядок осуществления закупки иными конкурентными способами, и статьей 93 настоящего Федерального закона, регулирующей осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Статья 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает случаи осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), к которым не относится случай заключения договора, рассматриваемый по делу.

Так, основанием для заключения договора явилась иное правовое основание, а именно п. 6 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, что прямо указано в п. 1.1 Договора.

Кроме того, в силу ч.ч. 6, 7 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, не может иметь безвозмездный характер.

Согласно бюджетам Старооскольского городского округа на организацию проезда льготной категории граждан и пенсионеров в общественном транспорте на территории Старооскольского городского округа предусмотрены расходы на 2016 год в сумме 65 649 000 рублей, на 2017 год - 62 572 000 рублей.

Таким образом, только компенсационные выплаты перевозчикам по выпадающим доходам в связи с перевозками льготной категории граждан, что предусмотрено рассматриваемым по делу договором от 24.08.2016, составляют значительные суммы, что само по себе исключает возможность заключения договора с единственным перевозчиком без проведения торгов.

В ходе рассмотрения дела администрацией Старооскольского городского округа не доказано, что компенсационные выплаты ООО «ТрансАльянс» по выпадающим доходам в связи с выполнением работ по организации перевозок льготной категории граждан составили менее 100 000 рублей, что предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Следовательно, положения ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ в рассматриваемом по делу случае предусматривают отбор перевозчика для выполнения, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, путем проведения публичной, конкурентной процедуры торгов (открытый конкурс либо аукцион), и не допускают заключения соответствующего контракта в двухстороннем порядке (по соглашению сторон).

Кроме того, в рассматриваемом по делу случае между ответчикам заключен не муниципальный контракт, а гражданско-правовой договор, что также не предусмотрено ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации;

2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

3) в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса, а в случае, если этот конкурс был признан не состоявшимся в связи с тем, что только одна заявка на участие в этом конкурсе была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному участнику договора простого товарищества, подавшим такую заявку на участие в открытом конкурсе.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок:

1) после наступления предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса;

2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

В силу ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство;

2) вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства.

В силу ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ по обстоятельствам, предусмотренным пунктами 1, 2 части 1 настоящей статьи, действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается с момента наступления данных обстоятельств.

Согласно ч. 5 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ установлен перечень обстоятельств, при наступлении которых орган местного самоуправления обязан обратиться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В ходе рассмотрения дела установлено, что обстоятельства, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015№ 220-ФЗ, не наступили, поскольку судебных актов, вступивших в законную силу, об аннулировании лицензии прежнего перевозчика - ООО «Оскольский пассажирский транспорт», а также о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного прежнему перевозчику - ООО «Оскольский пассажирский транспорт», не имеется (в том числе не имелось на момент заключения ответчиками рассматриваемого договора от 24.08.2016) .

Указанных судебных процессов администрация Старооскольского городского округа не инициировала.

Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В ходе рассмотрения дела также установлено, что случаев установления администрацией Старооскольского городского округа маршрутов регулярных перевозок в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации не имеется.

Кроме того, и сама чрезвычайная ситуация на территории Старооскольского городского округа, требующая установления соответствующих маршрутов, в период с 24.08.2016 по настоящее время, не наступила.

Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

При этом, следует учитывать, что в силу ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации к чрезвычайной обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Следовательно, положения ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ предусматривают отбор перевозчика для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам путем проведения публичной, конкурентной процедуры торгов (открытый конкурс), и не допускают заключения соответствующего договора в двухстороннем порядке (по соглашению сторон).

Таким образом, учитывая положения ст.ст. 14, 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, оснований для заключения между администрацией Старооскольского городского округа и ООО «ТрансАльянс» договора от 24.08.2016 на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок без проведения обязательных торгов не имелось.

Заключение рассматриваемого договора от 24.08.2016 без проведения обязательных торгов само по себе свидетельствует о недопущении, ограничении, устранении конкуренции, в том числе, об ограничении доступа на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, занятых в соответствующей сфере и имеющих разрешительные документы.

Вместо проведения обязательных торгов по отбору перевозчика, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ, администрация Старооскольского городского округа предприняла самостоятельные действия по заключению договора на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам.

Согласно ответу Управления транспорта и связи Департамента по строительству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Старооскольского городского округа от 09.11.2016 № 04-04/01-1481 (вх. № 2353 от 11.11.2016), направленному на запрос Белгородского УФАС России, 24.08.2016 на сайте администрации Старооскольского городского округа www.oskolregion.ru в разделе Транспортное обслуживание была размещена информация о том, что принимаются заявки на обслуживание высвободившихся маршрутов с указанием конкретных их номеров.

Согласно п. 4 Извещения о необходимости заключения временного договора на обслуживание пассажирских перевозок по городским муниципальным маршрутам, размещенному на указанном ресурсе 24.08.2016, для заключения временного договора претенденту необходимо подать заявление с приложением перечня автотранспортных средств, заявляемых к осуществлению пассажирских перевозок в количестве 100 автобусов, класса не менее Евро – 4; копии свидетельств о регистрации автотранспортных средств; копии лицензии претендента на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров в городском и пригородном сообщении.

Согласно п. 6 указанного Извещения временный договор заключается с первым подавшим заявление с приложением всех документов в соответствии с п. 4 указанного Извещения.

Заявка ООО «ТрансАльянс» на обслуживание высвободившихся маршрутов с приложением пакета документов получена администрацией Старооскольского городского округа 24.08.2016 года.

Таким образом, в один день - 24.08.2016 публично сообщено о возможности заключения договоров на транспортное обслуживание населения, подана заявка на его заключение и в тот же день заключен договор.

Согласно ответу ООО «ТрансАльянс» от 08.11.2016 № 96 (вх. № 2355 от 11.11.2016), направленному на запрос Белгородского УФАС России, в распоряжении ООО «ТрансАльянс» по состоянию на 23.08.2016 имелось 72 автобуса (на различных видах права использования), что не соответствует требованиям указанного Извещения, распространенного администрацией Старооскольского городского округа.

Таким образом, на момент подачи заявки на заключение соответствующего договора ресурсов, необходимых для выполнения пассажирских перевозок в полном объеме, ООО «ТрансАльянс» не имело, о чем было известно администрации Старооскольского городского округа из поданной заявки на заключение договора, что предполагает принятие администрацией Старооскольского городского округа решения об отказе в его заключении.

Следовательно, администрацией Старооскольского городского округа не выполнены самовольно установленные (в нарушение Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ) правила отбора перевозчика.

Опрошенная помощником Старооскольского городского прокурора директор ООО «ТрансАльянс» <>., о чем в материалах дела имеется соответствующее объяснение от 07.10.2016, показала, что в конце августа 2016 года начальник Управления транспорта и связи Департамента по строительству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Старооскольского городского округа <> обратился к ней и предложил заключить договор с большим количеством транспортных средств ввиду расторжения договора с ООО «Оскольский пассажирский транспорт».

Далее директор ООО «ТрансАльянс» <> пояснила¸ что безусловно согласилась, так как понимала специфику работы, указала, что сразу была подана заявка в Управление транспорта и связи Департамента по строительству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Старооскольского городского округа на имя <> о желании заключить договор. Сообщила, что с ней в этот же день (24.08.2016) заключили договор о транспортном обслуживании. К этому моменту уже были частично готовы документы на некоторое количество транспортных средств. В течение нескольких дней иные перевозчики, число которых не хватало для обслуживания муниципальных маршрутов, заключили с ООО «ТрансАльянс» договоры.

От самих перевозчиков директору ООО «ТрансАльянс» <> стало известно, что большинство из них перешли на работу с ООО «ТрансАльянс» после работы с ООО «Оскольский пассажирский транспорт» (после расторжения договора).

Как установлено Старооскольской городской прокуратурой должностные лица Управления транспорта и связи Департамента по строительству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Старооскольского городского округа в 05 часов 00 минут (утра) 24.08.2016 по месту нахождения ООО «Оскольский пассажирский транспорт» распространяли среди водителей (предпринимателей), осуществлявших пассажирские перевозки в интересах ООО «Оскольский пассажирский транспорт», уведомления, выполненные на листе формата А 4, содержащие сведения о расторжении договора между администрацией Старооскольского городского округа и ООО «Оскольский пассажирский транспорт» и о заключении договора на обслуживание городских маршрутов с ООО «ТрансАльянс», а также необходимости заключения перевозчиками (индивидуальными предпринимателями) новых договоров на обслуживание муниципальных маршрутов с ООО «ТрансАльянс» в срок до 27.08.2016 года. Также в указанной информации приводился перечень документов, необходимых для заключения новых договоров, и указывались контактные телефоны нового перевозчика ООО «ТрансАльянс».

Согласно ответу ООО «ТрансАльянс» от 08.11.2016 № 96 (вх. № 2355 от 11.11.2016), направленному на запрос Белгородского УФАС России, в распоряжении ООО «ТрансАльянс» по состоянию на 01.10.2016 имелось 145 транспортных средств, привлеченных им для осуществления перевозок на основании гражданско-правовых договоров.

Согласно упомянутым объяснениям директора ООО «ТрансАльянс» <>. от 07.10.2016 в настоящее время в интересах ООО «ТрансАльянс» по муниципальным маршрутам осуществляют перевозки более 200 транспортных средств. Количество водителей достаточное.

При этом, согласно материалам дела ООО «ТрансАльянс» не имело в собственности транспортных средств как по состоянию на 24.08.2016, так и на 19.06.2017 года.

Таким образом, должностные лица Управления транспорта и связи Департамента по строительству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Старооскольского городского округа своими действиями по распространению среди водителей (предпринимателей), осуществлявших пассажирские перевозки в интересах ООО «Оскольский пассажирский транспорт», указанных уведомлений о необходимости заключения договоров с новым перевозчиком в короткий срок обеспечили ООО «ТрансАльянс» получение необходимых ресурсов для выполнения пассажирских перевозок в полном объеме (соответствующее количество транспортных средств).

Кроме того, администрация Старооскольского городского округа не предоставила иным участникам рынка возможность подготовить и подать свои заявки на заключение соответствующего договора транспортного обслуживания, осуществив в течение одного дня все действия по отбору нового перевозчика - ООО «ТрансАльянс» и заключению с ним договора.

ООО «ТрансАльянс», заведомо не соответствуя требованиям администрации Старооскольского городского округа по наличию транспортных средств, подает заявку на заключение договора, а администрация Старооскольского городского округа обеспечивает его заключение и получение ООО «ТрансАльянс» соответствующих ресурсов.

При таких обстоятельствах, материалы дела свидетельствует о том, что соответствующий исполнитель - ООО «ТрансАльянс» был совместно определен ответчиками по делу не публично и заранее – до подачи ООО «ТрансАльянс» заявки на заключение договора и до заключения договора на транспортное обслуживание от 24.08.2016 года.

В силу п. 5.2.2 Договора от 24.08.2016, заключенного между администрацией Старооскольского городского округа и ООО «ТрансАльянс», на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок указанный договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по решению Заказчика – при систематическом нарушении Перевозчиком условий договора. Систематическим нарушением договора стороны признают неоднократное нарушение его условий (более двух раз за период действия договора), в том числе: несанкционированное изменение схемы движения маршрута; выход на линию водителя без предрейсового медицинского осмотра; выход на линию транспортного средства без технического контроля; нарушение графика движения на маршруте; факты нетактичного обращения или поведения (курение, грубое отношение к участникам движения, пассажирам или иным лицам, выражение нецензурной лексикой); отсутствие исправно работающей навигационной системы ГЛОНАСС.

Факт нарушения устанавливается: в результате контрольной проверки Заказчиком (оформляется Актом); по обоснованным жалобам пассажиров или иных участников движения; по информации ОГИБДД, УГАДН, налоговых органов иных лиц.

Согласно сведениям УГАДН по Белгородской области, представленным в материалы дела (вх. № 908 от 10.05.2017), в отношении лиц, осуществляющих перевозки от имени ООО «ТрансАльянс», начиная с 24.08.2016 составлено 18 протоколов об административных правонарушениях за нарушения в области транспортного обслуживания, указанные сведения направлены в адрес администрации Старооскольского городского округа.

Также, администрация Старооскольского городского округа письмом за вх. № 551э от 05.05.2017, сообщила о выявленных нарушениях и жалобах граждан на качество транспортного обслуживания ООО «ТрансАльянс», копии соответствующих обращений представлены в материалы дела.

При таких обстоятельствах, возникли основания для одностороннего расторжения указанного Договора в связи с систематическим нарушении Перевозчиком условий договора (п. 5.2.2 Договора от 24.08.2016).

При этом, договор на обслуживание пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок от 31.08.2012, заключенный с прежним перевозчиком - ООО «Оскольский пассажирский транспорт», был расторгнут администрацией Старооскольского городского округа в одностороннем порядке по аналогичным основаниям при систематическим нарушении Перевозчиком условий договора.

Таким образом, администрация Старооскольского городского округа, не инициировав процедуру одностороннего расторжения Договора от 24.08.2016 в связи с систематическим нарушением Перевозчиком его условий, создает не равные, дискриминационные условия осуществления деятельности иным перевозчикам, одновременно предоставляя ООО «ТрансАльянс» преимущественные условия коммерческой деятельности.

После истечения 180 дней действия рассматриваемого Договора от 24.08.2016, администрация Старооскольского городского округа и ООО «ТрансАльянс» Дополнительным соглашением от 20.02.2017 № 1 к нему в нарушение приведенных положений Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, без проведения обязательных торгов продлевают действие договора по 28.04.2017, что сохраняет ограничение доступа иных перевозчиков на рынок пассажирских перевозок Старооскольского городского округа.

В последствие, после 28.04.2017 срок действия рассматриваемого Договора от 24.08.2016 истек, и ООО «ТрансАльянс» продолжило осуществление пассажирских перевозок фактически без законных на то оснований, не имея ни какого права на их осуществления, при одновременном бездействии администрации Старооскольского городского округа по их прекращению и организации проведения обязательных торгов, что не соответствует Федеральному закону от 13.07.2015 № 220-ФЗ, и также препятствует иным перевозчикам легально выйти на рынок пассажирских перевозок Старооскольского городского округа.

На основании изложенного, Комиссией установлено, что приведенными положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ предусмотрен специальный порядок допуска юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок пассажиров, предусматривающий публичную процедуру получения такого права по результатам проведения торгов в форме открытого конкурса или аукциона.

Между тем, совместные действия администрации Старооскольского городского округа и ООО «ТрансАльянс» позволили последнему приступить к осуществлению пассажирских перевозок, продолжающихся значительный промежуток времени, минуя обязательную процедуру проведения торгов, предусмотренную Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ, а также получить необходимые для этого ресурсы.

В силу п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно п. 18 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В ходе рассмотрения дела ИП Бесараб В.Т., сообщила, что имела намерение получить право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам, обслуживаемым ООО «ТрансАльянс».

Кроме того, согласно материалам дела, заявку на заключения аналогичного договора в администрации Старооскольского городского округа, наряду с ИП Бесараб В.Т. и ООО «ТрансАльянс», подавало ООО «ОсколАвтоТранс».

Отчетом (обзор) по результатам анализа состояния конкуренции на рынке регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в пределах административных границ Старооскольского городского округа от 15.05.2017 установлено, что указанный рынок находится в состоянии конкуренции.

Таким образом, совместные действия ответчиков по делу привели к незаконному получению ООО «ТрансАльянс» права на осуществление пассажирских перевозок на территории Старооскольского городского округа без проведения обязательных торгов и приобретению необходимых для их осуществления ресурсов, что ограничивает доступ иных хозяйствующих субъектов на рынок регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в пределах административных границ Старооскольского городского округа и, свидетельствует о наличии между ответчиками по делу антиконкурентного соглашения, которое достигнуто в устной форме и реализовывается ими в период начинания с 24.08.2016 по настоящее время.

Следовательно, материалами дела № 002-17-АЗ установлено наличие соглашения между администрацией Старооскольского городского округа и ООО «ТрансАльянс», которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

При таких обстоятельствах, Комиссия Белгородского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия администрации Старооскольского городского округа и ООО «ТрансАльянс» по п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Доводы ответчиков о правомерности рассматриваемых по делу действий не соответствуют требованиям приведенных правовых норм и обстоятельствам дела, доказательств, опровергающих выводы Комиссии, в материалы дела не предоставлено.

Таким образом, в связи с установлением нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия считает необходимым выдать ответчикам по делу предписания: администрации Старооскольского городского округа предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство, ООО «ТрансАльянс» предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а именно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем прекращения совместной деятельности по организации и осуществлению пассажирских перевозок без контракта (договора), заключенного согласно требованиям Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 23, ч.ч.1-4 ст. 41, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1) Признать администрацию Старооскольского городского округа и ООО «ТрансАльянс» (ИНН 3128098355) нарушившими п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и реализации соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

2) Выдать администрации Старооскольского городского округа предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство.

  1. Выдать ООО «ТрансАльянс» (ИНН 3128098355) предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а именно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Администрация Старооскольского городского округа

309514, Белгородская область,

г. Старый Оскол, ул. Ленина, д. 46/17

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 80

 

31 июля 2017 года г. Белгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Белгородского УФАС России), в составе:

руководствуясь статьей 23, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 31.07.2017 по делу № 002-17-АЗ о нарушении администрацией Старооскольского городского округа и ООО «ТрансАльянс» (309514, Белгородская область, г. Старый Оскол, пр.Алексея Угарова, 3, ИНН 3128098355) п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

предписывает:

 

      1. Администрации Старооскольского городского округа в срок не позднее 31 октября 2017 года прекратить соглашение, нарушающее антимонопольное законодательство, путем прекращения совместной деятельности с ООО «ТрансАльянс» по организации и осуществлению пассажирских перевозок по муниципальным городским маршрутам №№ 2, 10, 11, 13, 14, 20, 21, 27, 27 А, 34, 35, 36, 38, 120, 333 без контракта (договора), заключенного согласно требованиям Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2) О выполнении настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области в срок не позднее 31 октября 2017 года с представлением письменных доказательств.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение, предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ООО «ТрансАльянс»

309514, Белгородская область,

г. Старый Оскол,

пр. Алексея Угарова, 3

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 81

 

31 июля 2017 года г. Белгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Белгородского УФАС России), в составе:

руководствуясь статьей 23, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 31.07.2017 по делу № 002-17-АЗ о нарушении администрацией Старооскольского городского округа и ООО «ТрансАльянс» (309514, Белгородская область, г. Старый Оскол, пр.Алексея Угарова, 3, ИНН 3128098355) п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

предписывает:

 

      1. ООО «ТрансАльянс» (309514, Белгородская область, г. Старый Оскол, пр.Алексея Угарова, 3, ИНН 3128098355) в срок не позднее 31 октября 2017 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно нарушение п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем прекращения совместной деятельности с администрацией Старооскольского городского округа по организации и осуществлению пассажирских перевозок по муниципальным городским маршрутам №№ 2, 10, 11, 13, 14, 20, 21, 27, 27 А, 34, 35, 36, 38, 120, 333 без контракта (договора), заключенного согласно требованиям Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2) О выполнении настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области в срок не позднее 31 октября 2017 года с представлением письменных доказательств.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение, предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны