Решение б/н Решение по жалобе ООО «БМ корпорация» от 18 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

18 апреля 2018 год г. Белгород

 

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее соответственно — Комиссия; Закон о защите конкуренции) в составе:

в присутствии представителя АО «Белгородская ипотечная корпорация» <> (доверенность от 13.04.2018); в отсутствии представителя заявителя,

рассмотрев материалы дела № 246-18-И по жалобе ООО «БМ корпорация» на действия аукционной комиссии заказчика - АО «Белгородская ипотечная корпорация» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку Ротоватора (фреза для корчевания) AHWI RF800-2300 или эквивалента, согласно документации об открытом аукционе в электронной форме (извещение № 31806207498, размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru),

установила:

В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО «БМ корпорация» на действия аукционной комиссии заказчика - АО «Белгородская ипотечная корпорация» (далее – аукционная комиссия).

Из жалобы следует, что 02.03.2018 ООО «БМ корпорация» подало заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме (далее – аукцион).

Протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 27.03.2018 №31806207498-01 заявка ООО «БМ корпорация» была отклонена по следующим причинам:

«Сведения, представленные в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме, не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме.

Пояснение: В соответствии с разделами 3, 7 и 19 документации об открытом аукционе в электронной форме (далее – документация об аукционе), Закупочная комиссия не допустила к участию в открытом аукционе в электронной форме заявку ООО «БМ корпорация», так как заявка не соответствует требованиям, установленным в документации об открытом аукционе в электронной форме».

Заявитель полагает, что Заказчиком в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме не была указана конкретная причина (основание), по которой заявка ООО «БМ корпорация» не соответствует установленным Заказчиком требованиям, что противоречит п. 7.2.4.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Белгородская ипотечная корпорация», утвержденному Наблюдательным советом ОАО «Белгородская ипотечная корпорация» (далее - Положение).

Как указал заявитель, в процессе телефонных переговоров, Заказчик сообщил, что отклонение произошло в результате указания в критериях «Срок гарантийного обслуживания не менее срока действия гарантии производителя данного товара» - показателя «Наличие». Заказчик утверждал, что заявителю необходимо было указать конкретный срок гарантии, вместе с тем закупочной документацией таких требований не установлено.

Заявитель отметил, что именно такой показатель данного критерия и был указан Заказчиком в форме «Технические характеристики» (Приложения 6) Извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме (Заказчик просил указать «наличие» или отсутствие», не требовав указания конкретного срока гарантийного обслуживания, исчисляемого периодом времени или наработкой в моточасах).

В соответствии с разделом 7 Извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме (Требования к оформлению заявки на участие в аукционе), «Участник закупки представляет в составе заявки подробное описание поставляемого товара, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией об открытом аукционе в электронной форме, по форме Приложения № 6 к Документации об открытом аукционе в электронной форме «Форма предложения о функциональных или качественных характеристиках товаров, работ, услуг» настоящей документации об открытом аукционе в электронной форме». Товарная позиция должна строго соответствовать наименованию, комплектации, техническим и функциональным показателям. К поставке не будут приниматься позиции, не соответствующие требованиям заказа.

Таким образом, по мнению заявителя, им полностью были соблюдены требования Заказчика к оформлению заявки на участие в аукционе, при этом заявка была необоснованно и незаконно отклонена.

Заявитель полагает, что в действиях Заказчика, необоснованно отклонившего заявку ООО «БМ корпорация», содержатся нарушения основополагающих принципов закупочной деятельности, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках № 223-ФЗ), а именно, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также ст. 17 Закона о защите конкуренции, гласящей о том, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Представитель ответчика (далее - представитель) с указанными в жалобе доводами не согласен, считает их необоснованными, представил письменные возражения и пояснил следующее.

Пункт 7.2.4.3 Положения не содержит требования к указанию Заказчиком в протоколе рассмотрения заявок на участие в закупке «конкретной причины (основания)», по которой заявка участника не соответствует установленным Заказчиком требованиям.

Так же отметил, что Законом о закупках № 223-ФЗ не установлена унифицированная форма протокола.

По мнению представителя, в соответствии с п. 2.5 раздела 3, раздела 7 и раздела 19 Документации об аукционе, участник закупки должен был указать конкретные показатели (сведения и документы), а именно конкретные сроки гарантийного обслуживания и гарантии качества товара, поскольку они являются существенными условиями договора. При этом, согласно Положению, заказчик передает победителю закупки проект договора, который составляется в соответствии с предложенными победителем закупки условиями в заявке на участие в закупке.

Представитель указал, что запрос на разъяснение сведений указанных в абзаце 8 п. 1.4 жалобы от участника закупки не поступал. Участник закупки, понимал, что конкретные сроки гарантийного обслуживания и гарантии качества товара исчисляются периодом времени или наработкой в моточасах, но в составе заявки на участие в закупке конкретные сроки не указал.

Таким образом, представитель полагает, что заявка ООО «БМ корпорация» на участие в аукционе была обоснованно и законно отклонена от участия в аукционе, поскольку сведения, представленные в заявке на участие в аукционе, не соответствовали требованиям, установленным в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об аукционе.

Отметил, что 09.04.2018 АО «Белгородская ипотечная корпорация» заключило договор купли-продажи товара (далее - договор), на закупку ротоватора (фреза для корчевания) AHWI RF800-2300.

Кроме того, представитель указал, что предоставленные в заявке ООО «БМ корпорация», являющегося официальным дилером «AGRI WOLD SRL» на территории РФ, технические характеристики товара не соответствуют официальным техническим характеристикам товара производителя, размещенным по адресу в сети «Интернет»: http://www.agri-world.it/it/macchine-agricole-forestali/21-fresa-trincia-ceppi.html.

Комиссия, изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав ответчика, приходит к следующим выводам.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 02.03.2018 была опубликована информация о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку Ротоватора (фреза для корчевания) AHWI RF800-2300 или эквивалента, согласно документации об открытом аукционе в электронной форме. Дата и время начала приема заявок: 02.03.2018 20:00. Дата и время окончания приема заявок: 26.03.2018 10:00. Дата и время проведения аукциона: 02.04.2018 10:00.

Указанный аукцион осуществлялся на Электронной торговой площадке на официальном сайте - http://otc.ru/tender, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с протоколом открытого аукциона в электронной форме (итоговый протокол) от 02.04.2018 № 31806207498-02 для участия в аукционе поданы заявки от двух претендентов. Решением закупочной комиссии АО «Белгородская ипотечная корпорация» отказано в допуске к участию в аукционе ООО «БМ корпорация» на основании:

«Сведения, представленные в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме, не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме.

Пояснение: В соответствии с разделами 3, 7 и 19 документации об открытом аукционе в электронной форме (далее – документация об аукционе), Закупочная комиссия не допустила к участию в открытом аукционе в электронной форме заявку ООО «БМ корпорация», так как заявка не соответствует требованиям, установленным в документации об открытом аукционе в электронной форме».

По результатам проведения аукциона, закупочной комиссией принято решение заключить договор с единственным допущенным к аукциону участником - ООО «СМАРТ-М».

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии п. 2 ч. 10 ст. 4 Законом № 223-ФЗ, установлены требования о наличии в документации о закупке сведений, определенных положением о закупке, в том числе к содержанию, форме, оформлению и составе заявки на участие в закупке.

Согласно п. 7.4.6 и п. 7.4.5 Положения установлено следующее: для участия в аукционе участник закупки подает заявку на участие в аукционе. Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе указываются в аукционной документации с учетом положений настоящего раздела Положения о закупке. Во всем, что не оговорено в настоящем подразделе, к проведению аукциона применяются положения о проведении открытого одноэтапного конкурса .

Согласно разделу 6 Документации об аукционе участник закупки подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме с приложением сведений и документов согласно документации об открытом аукционе в электронной форме.

В соответствии с разделом 7 Документации об аукционе участник закупки представляет в составе заявки подробное описание поставляемого товара, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией об открытом аукционе в электронной форме, по форме Приложения № 6 к Документации об открытом аукционе в электронной форме «Форма предложения о функциональных или качественных характеристиках товаров, работ, услуг» настоящей документации об открытом аукционе в электронной форме. Товарная позиция должна строго соответствовать наименованию, комплектации, техническим и функциональным показателям. К поставке не будут приниматься позиции, не соответствующие требованиям заказа.

Формой предложения о функциональных или качественных характеристиках товаров, работ, услуг АО «Белгородская ипотечная корпорация» (Приложение № 6 к Документации об открытом аукционе в электронной форме) (далее – Предложение), требуемой к предоставлению участником в составе аукционной заявки, установлены показатели и требуемые значения, в соответствии с которыми участник закупки формирует свое предложение.

Так, формой Предложения установлены показатели с требуемым значением «Наличие», в том числе:

«Срок гарантийного обслуживания не менее срока действия гарантии производителя данного товара»;

«Срок гарантии качества: Требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара (при необходимости): установлены следующие требования:

- о предоставлении гарантии производителя данного товара, и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром;

- о предоставлении гарантии поставщика на данный товар и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром и срок действия такой гарантии должен быть не менее чем срок действия гарантии производителя данного товара».

Предложение ООО «БМ корпорация» содержало предложение по показателю «Срок гарантии качества: Требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара»: «…о предоставлении гарантии поставщика на данный товар и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром и срок действия такой гарантии должен быть не менее чем срок действия гарантии производителя данного товара».

Следовательно, предложение участника по указанному показателю заполнено некорректно. В данном случае Предложение в составе заявки участника должно содержать конкретное предложение. Применение заявителем термина «должен быть не менее» не является конкретным предложением.

Таким образом, отсутствие конкретных предложений о функциональных или качественных характеристиках товара указывает на несоответствии заявки требованиям документации об аукционе, что привело к правомерному отказу в допуске заявки заявителя к участию в указанном аукционе.

Согласно п. 7.2.4.3 Положения, на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе закупочной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами закупочной комиссии и представителем Заказчика. Протокол должен содержать сведения об участниках закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, решение о допуске участника закупки к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника закупки к участию в конкурсе с обоснованием такого решения и с указанием положений конкурсной документации, которым не соответствует участник закупки, которым не соответствует заявка на участие в конкурсе этого участника закупки, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации. Указанный протокол размещается Заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола.

В соответствии с разделом 19 Документации об аукционе при рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме участник закупки не допускается Закупочной комиссией к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае несоответствия заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям настоящей документации об открытом аукционе в электронной форме.

Согласно указанному итоговому протоколу, закупочной комиссией были указаны положения Документации об аукционе в соответствии, с которыми заявка заявителя была отклонена. При этом итоговый протокол не содержал обосноване такого отклонения с указанием на положения заявки ООО «БМ корпорация», не соответствующих требованиям Документации об аукционе.

Основания для отклонения заявки в итоговом протоколе приведены формально и не раскрыты.

Следовательно, закупочной комиссией при составлении указанного итогового протокола был нарушен п. 7.2.4.3 Положения.

Таким образом, Комиссия Белгородского УФАС России приходит к выводу, что закупочной комиссией был нарушен порядок проведения торгов.

В указанной части, жалобу следует признать обоснованной. Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты аукциона, поскольку заявка ООО «БМ корпорация» была отклонена обоснованно.

Согласно материалам настоящего дела, между АО «Белгородская ипотечная корпорация» и ООО «СМАРТ-М» по результатам проведения указанного аукциона заключен договор купли-продажи на поставку Ротоватора (фреза для корчевания) AHWI RF800-2300 от 09.04.2017. При этом итоговый протокол составлен 02.04.2018.

В соответствии с п. 8.2 Положения договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор, по результатам проведения торгов должен быть заключен Заказчиком не позднее двадцати дней, а по результатам неторговых процедур – не позднее десяти дней со дня подписания итогового протокола.

Согласно разделу 49 Документации об аукционе договор заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме в соответствии с формой (Приложение № 7 к Документации об открытом аукционе в электронной форме «Проект договора»), включенной в состав документации об открытом аукционе в электронной форме, с учетом предложений победителя. Договор с победителем по результатам проведения торгов должен быть заключен Заказчиком не позднее 20 (двадцати) дней со дня подписания итогового протокола.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках №223-ФЗ, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Следовательно, установленный заказчиком срок для заключения договора не учитывает срок для подачи жалобы, предусмотренный ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Заказчик допустил сокращение законодательно установленного десятидневного срока, до истечения которого договор не может быть заключен, что является нарушением ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и ч. 10 ст. 3 Закона о закупках № 223-ФЗ.

Аналогичная правовая позиция о недопустимости сокращения срока на возможное обжалование действий Заказчика, Закупочной комиссии по определению победителя закупки приводится в «Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16.03.2016.

Верховный Суд Российской Федерации указал на следующее: установление в положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупках и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Установление в Извещении о проведении Запроса котировок срока заключения договора, не соответствующего части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «БМ корпорация» на действия аукционной комиссии заказчика - АО «Белгородская ипотечная корпорация» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку Ротоватора (фреза для корчевания) AHWI RF800-2300 или эквивалента, согласно документации об открытом аукционе в электронной форме, обоснованной.
  2. Признать в действиях АО «Белгородская ипотечная корпорация» нарушение ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Предписание АО «Белгородская ипотечная корпорация» не выдавать, в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты проведенного открытого аукциона в электронной форме.
  4. Передать должностному лицу Белгородского УФАС России материалы жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны