Решение б/н Решение по жалобе ООО «Пилат» от 14 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 269-17-Т (от 19.07.2017 исх.№2646/2)

 

 

 

Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 11.07.2017 № 245 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО «Пилат», при участии представителей заказчика – ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области», уполномоченного органа – управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, в отсутствие представителей заявителя ООО «Пилат» (о дате и месте заседания Комиссии надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела №269-17‑Т по жалобе ООО «Пилат» на положения документации об электронном аукционе: «Выполнение работ по строительству наружного освещения автомобильной дороги по ул.Дорошенко г. Короча Корочанского района Белгородской области» (закупка № 0126200000417001423) (далее – Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Белгородское УФАС России 10.07.2017 по электронной почте поступила жалоба ООО «Пилат»  на положения документации об  Электронном аукционе.

В  жалобе ООО «Пилат» указано, что в пункте 16 документации об Электронном аукционе установлено требование согласно которому вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 15 настоящего раздела документации, а именно:выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 февраля 2017 г. N 58 (срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи)»

По мнению заявителя, вышеуказанное требование не в полной мере соответствует Градостроительному кодексу РФ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.07.2017), а именно:

1. Не указано исключение предусмотренное  пунктом 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.

2. Не установлено требование о том, какие виды договоров может выполнять подрядчик  исходя из пункта 4 выписки, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 февраля 2017 года № 58:

 а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);

б) в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);

в) в отношении объектов использования атомной энергии.

3. Не установлено требование к сведениям об ответственности подрядчика по пунктам 5 и 6 выписки (соответствие их начальной (максимальной) цене контракта) или предложению сделанному в ходе проведения аукциона), утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 февраля 2017 г. № 58, с учетом особенностей, установленных статьей 55.8 Градостроительного кодекса РФ.

Так же не установлено требование о том, что компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, который, как следует из разъяснений Ассоциации «Национальное объединение строителей», может быть увеличен подрядчиком на момент заключения контракта, и на момент подачи заявки он может быть меньше.

4. В документации об Электронном аукционе установлено, что возможные виды и объемы работ по строительству объекта капитального строительства из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 года № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств:

1. Подготовительные работы.

2. Устройство наружных электрических сетей и линий связи.

Участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона или участник закупки, с которым заключается контракт в течение одного рабочего дня с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе с целью включения в проект государственного контракта предоставляет заказчику по адресу электронной почты Ьеluрrdоr@уапdех.гu , или с нарочным по адресу г. Белгород, ул.Преображенская, д.l9, каб. 321, перечень конкретных видов и объемов работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных настоящим приложением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту. В совокупном стоимостном выражении такие работы должны составлять не менее 15 процентов цены государственного контракта. Указанные сведения предоставляются в табличной форме согласно Приложению №27 к проекту государственного контракта.

При этом в нарушение постановления Правительства РФ от 15 мая 2017 года №  570 не указаны объемы работ.

Заказчик и уполномоченный орган представили письменные возражения на жалобу ООО «Пилат» из которых следует, что положения документации об Электронном аукционе  соответствуют нормам Закона о контрактной системе, в связи с чем жалобу просят признать необоснованной.

На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражениях на жалобу ООО «Пилат». 

Комиссия, рассмотрев жалобу ООО «Пилат», письменные возражения на жалобу,  заслушав доводы представителей заказчика, уполномоченного органа, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере  закупок www.zakupki.gov.ru  (далее – Официальный сайт) 04.07.2017 размещены извещение и документация об Электронном аукционе. 11.07.2017 и 17.07.2017 размещены извещение и документация об Электронном аукционе с изменениями.

Объект закупки – выполнение работ по строительству наружного освещения автомобильной дороги по ул.Дорошенко г. Короча Корочанского района Белгородской области.

Начальная (максимальная) цена контракта – 14 619 240, 00 рублей.    

На момент рассмотрения жалобы договор по результатам Электронного аукциона не заключен.

I. Первый довод жалобы ООО «Перспектива» является обоснованным по следующим основаниям.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе  требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать среди прочего документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 15 раздела 2 «Информационная карта электронного аукциона» документации об Электронном аукционе установлены, в том числе следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно: членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением лиц, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации

(в соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ; Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Вместе с тем, частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ определен круг лиц и условия, при которых членство в саморегулируемой организации при выполнении работ по договорам строительного подряда с 1 июля 2017 года не требуется. При этом норма части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в соответствии с которой при заключении договоров строительного подряда с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, размер обязательств по каждому из которых не превышает трех миллионов рублей, членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется, распространяется только на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выполняющих работы по таким договорам.

Таким образом, заказчик, определяя единые требования к участникам закупки, не предусмотрел исключение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса, что указывает на несоблюдение заказчиком части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Кроме того, из подпункта 2 пункта 16 раздела 2 «Информационная карта электронного аукциона» документации об Электронном аукционе» следует, что вторая часть заявки на участие в Электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 15 настоящего раздела документации, а именно:  выписку из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 февраля 2017 г. N 58 (срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи).

При этом заказчиком не установлено в документации об Электронном аукционе исключение, предусмотренное частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, что указывает на несоблюдение заказчиком требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

При указанных обстоятельствах первый  довод жалобы ООО «Пилат» является обоснованным.

Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.           

 2. Второй довод жалобы является необоснованным по следующим основаниям.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 февраля 2017 года № 58 утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее – Выписка).

Согласно пункту 4 Выписка должна содержать сведения о наличии у члена саморегулируемой организации права соответственно выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров:

а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);

б) в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);

в) в отношении объектов использования атомной энергии.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 6 раздела 2 «Информационная карта электронного аукциона» документации об Электронном аукционе описание объекта закупки, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам работ, максимальные и минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться материалов, используемых при выполнении работ, приведены в Приложении №1 «Описание объекта закупки»» к настоящей документации об электронном аукционе.

Согласно части 7 раздела 2 «Информационная карта электронного аукциона» документации об Электронном аукционе  объем выполняемых работ согласно сметной документации (Приложение №1 «Описание объекта закупки» к документации об электронном аукционе) (далее – Приложение №1).

Согласно Приложению №1 объем выполняемых работ определен сметной документацией (сводный сметный расчет прилагается), утвержденный приказом №78 от 24.05.2017.

На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что согласно сводному сметному расчету объект капитального строительства не является особо опасным, технически сложным и уникальным объектом, а также не является объектом использования атомной энергии.

Следовательно, если в Выписке по пункту 4 заполнены только один из подпунктов «а», «б» или «в», то участник закупки, представивший такую Выписку вправе заключить договор по результатам проведения Электронного аукциона.

Комиссией установлено, что на адрес электронной площадки от участников закупки запросов о даче разъяснений положений документации об Электронном аукционе по рассматриваемой части не поступало.

Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обратное,  не представил.

При указанных обстоятельствах второй довод жалобы является необоснованным.

 3. Согласно части 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.

В силу части 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса РФ в случае, если не менее чем тридцать членов некоммерческой организации, указанной в части 3 настоящей статьи, подали в саморегулируемую организацию заявления о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, такая некоммерческая организация на основании заявлений указанных членов по решению ее постоянно действующего коллегиального органа управления обязана дополнительно сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Размер данного компенсационного фонда рассчитывается как сумма определенных для каждого уровня ответственности по обязательствам членов саморегулируемой организации произведений количества членов некоммерческой организации, указавших в заявлении о намерении одинаковый уровень ответственности по обязательствам, и размера взносов в данный компенсационный фонд, установленного в соответствии со статьей 55.16 настоящего Кодекса для данного уровня ответственности по обязательствам.

Таким образом, учитывая изложенные выше нормы Градостроительного кодекса РФ, полномочия по определению уровня ответственности члена саморегулируемой организации и внесение таких сведений в Выписку возложены на саморегулируемую организацию на основании обращения ее члена.

При указанных обстоятельствах участник закупки самостоятельно определяет возможность участия в Электронном аукционе согласно соответствующему уровню ответственности по обязательствам, определенным в реестре членов саморегулируемой организации (подтверждается Выпиской).

Кроме того, законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика по включению в документацию об Электронном аукционе разъяснения о том, что компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств может быть увеличен подрядчиком на момент заключения контракта.

Доказательств обратного, заявителем не представлено.

Таким образом, третий довод жалобы не нашел своего подтверждения.

4.   В соответствии постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 года № 570 заказчиком в документации об Электронном аукционе установлены виды и объемы работ по строительству объекта капитального строительства,  которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств:

l. Подготовительные работы.

2. Устройство наружных электрических сетей и линий связи.

Аналогичные виды работ определены в Приложении №1. Кроме того, в Приложении №1 указано, что в совокупном стоимостном выражении такие работы должны составлять не менее 15 процентов цены государственного контракта.

Таким образом, во исполнение постановления Правительства РФ от 15 мая 2017 года   № 570 заказчик установил в документации об Электронном аукционе виды и объемы работ, что позволит участнику закупки   определить перечень конкретных видов и объемов работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных Приложением №1, и указанных в документации об Электронном аукционе, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.

Представитель заказчика пояснил, что подготовительные работы и работы по устройству наружных электрических сетей и линий связи составляют около 90% от общего объема требуемых к выполнению работ, являющихся объектом закупки, что подтверждается сметной документацией, в том числе  сводным сметным расчетом.

При указанных обстоятельствах четвертый довод жалобы является необоснованным.   

При проведении внеплановой проверки соблюдения заказчиком Закона о контрактной системе при проведении Электронного аукциона Комиссия установила, что вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе устранены до рассмотрения жалобы ООО «Пилат» по существу (извещение и документация об Электронном аукционе с изменениями размещены на Официальном сайте 17.07.2017).  

При указанных  обстоятельствах, Комиссия приняла решение предписание об устранении выявленных нарушениях не выдавать.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Пилат» обоснованной в части установления заказчиком требования к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе

2. Признать в действиях заказчика – ОГКУ «УпрДорТранс Белгородской области» нарушение части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3.Предписание об устранении выявленных нарушениях не выдавать, в связи с их устранением до рассмотрения жалобы ООО «Пилат» по существу.     

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны