Решение б/н Решение по жалобе ООО «СИРИУС-АБ» от 24 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

24 октября 2018 год г. Белгород

 

Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее соответственно — Комиссия; Закон о защите конкуренции) в составе: <…>, в присутствии представителей ГУП «Белводоканал», в отсутствии представителя ООО «СИРИУС-АБ» (уведомлен надлежащим образом),

рассмотрев жалобу ООО «СИРИУС-АБ» (дело 651-18-И) на действие организатора торгов – ГУП БО «Белгородский водоканал» при проведении закупки на оказание услуг по охране объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения и материально-технических ценностей ГУП «Белводоканал» (извещение №31807021877, размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru),

установила:

В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО «СИРИУС-АБ» на действие организатора торгов – ГУП БО «Белгородский водоканал» при проведении закупки на оказание услуг по охране объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения и материально-технических ценностей ГУП «Белводоканал».

В жалобе указано, что положения конкурсной документации в части установления требований к участникам закупки иметь штат сотрудников не менее 99 человек с приложением поименного списка (п. 5.7) и опыт работы исполнителя по охране объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения не менее 4-х лет с приложением справки о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров на рынке охранных услуг не менее 10 лет (п.5.8) нарушают требования Федерального закона от 18.07.2011г. №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), ограничивают конкуренцию и могут применяться только как квалификационные критерии.

По мнению Заявителя, наличие подобного штата сотрудников не является обязательным для качественного оказания услуг, так как штат можно набрать до момента заключения договора.

Кроме того, специфика охраны объектов закупки не является особенной. Частная охранная деятельность может быть ограничена в случаях, установленных в приложении № 1 постановления Правительства Российской Федерации» от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» под который объект закупки не попадает.

Представители ГУП «Белводоканал» с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения и пояснили следующие.

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

В соответствии со ст. 8 Положения о закупках товаров, работ, услуг для ГУП «Белводоканал» в документации о закупке, помимо прочего, должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Положения о закупках товаров, работ услуг для ГУП «Белводоканал», участник процедур закупки должен обладать профессиональной компетентностью, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, а также людскими ресурсами, опытом и репутацией, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, системой управления охраной труда, если указанные требования содержатся в документации процедуры закупки.

При этом в документации процедуры закупки должны быть установлены четкие параметры оценки обладания участниками указанными ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие или несоответствие участника процедуры закупки установленным требованиям.

Приложение №3 к Документации содержит четкие критерии оценки заявок участников конкурса, их содержание, значимость и порядок оценки. При этом, стоимостные критерии оценки имеют 60 % значимости, нестоимостные критерии оценки - 40 % значимости.

Установление требования к минимальной штатной численности сотрудников исполнителя обусловлено количеством постов охраны (27 объектов) и режимом охраны, являющимся круглосуточным.

Установление требования к опыту работы Исполнителя, обусловлено социальной значимостью охраняемых объектов, обеспечивающих бесперебойное снабжение холодной питьевой водой населения города Белгорода, а также то, что к объектам водоснабжения и водоотведения постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1467 «Об утверждении требовании к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, форме паспорта безопасности объектов водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1467) установлены особые требования к антитеррористической защищенности.

Кроме того, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, бизнес - справке, заявитель - ООО «Сириус-АБ» создано лишь 01.06.2018г., оказание охранных услуг не входит в перечень основного и дополнительных видов его деятельности. Также, ООО «Сириус-АБ» с запросом о разъяснении положений документации в адрес ГУП «Белводоканал» не обращалось.

Указанные обстоятельства могут свидетельствовать о заведомо недобросовестном осуществлении ООО «Сириус-АБ» своих прав, направленном на незаконное воспрепятствование осуществлению ГУП «Белводоканал» данной закупки (ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), отсутствия объективного намерения участвовать в закупке.

 

Комиссия, изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав представителей ГУП «Белводоканал», приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Целью Закона N 223-ФЗ является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. Положение должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные положения, связанные с обеспечением закупки (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Согласно ст. 8 Положения о закупках товаров, работ, услуг для ГУП «Белводоканал», утвержденного приказом генерального директора ГУП «Белводоканал» № 185 от 12.07.2018, в документации о закупке, помимо прочего, должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Положения о закупках товаров, работ услуг для ГУП «Белводоканал», участник процедур закупки должен обладать профессиональной компетентностью, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, а также людскими ресурсами, опытом и репутацией, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, системой управления охраной труда, если указанные требования содержатся в документации процедуры закупки.

При этом в документации процедуры закупки должны быть установлены четкие параметры оценки обладания участниками указанными ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие или несоответствие участника процедуры закупки установленным требованиям.

Закон N 223-ФЗ не содержит закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам закупки, либо прямого запрета на применение какого-либо требования, следовательно, Заказчик вправе самостоятельно определять требования к участникам закупки в соответствии с собственными потребностями.

В силу Постановления № 1467 объекты водоснабжения и водоотведения отнесены к объектам антитеррористической защищенности, к которым установлены особые требования обеспечения безопасности, в том числе путем, реализации режимно-охранных мероприятий.

Опыт работы это совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений в данной профессиональной деятельности, его наличие позволяет определить профессиональные качества претендента.

Учитывая особый статус объектов водоснабжения и водоотведения, установленный Правительством РФ повышенные требования к организации их охраны, требование к наличию опыта работы, связанного с предметом закупки, соответствует удовлетворению потребности заказчика в услугах с необходимыми показателями качества.

Кроме того, Комиссия учитывает, что количество объектов охраны составляет - 27, а режим охраны является круглосуточным.

В рассматриваемом деле наличие кадровых ресурсов у участника позволяет судить о его способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названного критерия допуска к участию в закупке является обоснованным.

Требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, и не приводят к нарушению положений Закона№ 223-ФЗ.

Установление спорных требований в документации об открытом аукционе способствует в данном случае удовлетворению потребностей заказчика в услугах с необходимыми показателями качества и надежности.

Установленные требования к участникам закупки сообщаются заказчиком неограниченному кругу лиц, к участникам закупки предъявляются единые требования и победитель закупки определяется из числа участников закупки, обладающих необходимыми штатом сотрудников и опытом работы.

Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции (Обзор судебной практики, связанный с применением Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 года).

Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в конкурсной документации требования к участникам закупки, создают одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а действия Заказчика направлены на ограничение количества участников закупки, материалы жалобы не содержат.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушения Закона № 223-ФЗ.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «СИРИУС-АБ» на действие организатора торгов – ГУП БО «Белгородский водоканал» при проведении закупки на оказание услуг по охране объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения и материально-технических ценностей ГУП «Белводоканал», необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны