Обобщенные итоги анкетирования участников публичных обсуждений за 1 квартал (15.03.2018 г.)

Тип документа:
Анкеты
Дата публикации:
19.03.2018
Управление:
Белгородское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:

ОБОБЩЁННЫЕ ИТОГИ

рассмотрения специальных анкет,

распространённых при проведении Белгородским УФАС

публичного обсуждения результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора)

за 1-й квартал 2018 года

 

В целях подведения итогов проведения публичных обсуждений, определения их эффективности и полезности на официальном сайте Белгородского УФАС создан сервис для сбора обратной связи посредством размещения специальной анкеты http://belgorod.fas.gov.ru/news/14483

 

При проведении 15 марта 2018 года в Выставочно - конгрессном центре Торгово - промышленной палаты Белгородской области «Белэскспоцентр» (г.Белгород, ул. Победы, 147А) публичного обсуждения результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора) за 1-й квартал 2018 года, всем присутствующим на публичном обсуждении были розданы специальные анкеты для их заполнения письменной форме.

 

Всего по итогам публичного обсуждения его участниками было заполнено и получено Белгородским УФАС 9 (девять) специальных письменных анкет, в том числе:

 

6 анкет заполнены гражданами - студентами АНО ВО "Белгородский университет кооперации, экономики и права".

В 3-х из них граждане - студенты поставили и внесли следующие вопросы и предложения:

 

  • "Часто ли будут проходить подобного рода конференции?" Ответ: Такого рода мероприятия являются не "конференциями", а публичными обсуждениями публичного результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), в нашем случае Белгородского УФАС России. Подобные публичные обсуждения планируется проводить один раз в квартал. На 2018 год запланировано проведение таких публичных обсуждений за 2-й квартал 2018 года: 28 июня 2018 года в 10-00, место проведения Выставочно - конгрессный центр Торгово - промышленной палаты Белгородской области «Белэскспоцентр» (г. Белгород, ул. Победы, 147А); за 3-й квартал 2018 года: 28 сентября 2018 года в 10-00, место проведения Выставочно - конгрессный центр Торгово - промышленной палаты Белгородской области «Белэскспоцентр» (г. Белгород, ул. Победы, 147А); за 4-й квартал 2018 года: 25 декабря 2018 года в 10-00, место проведения Выставочно - конгрессный центр Торгово - промышленной палаты Белгородской области «Белэскспоцентр» (г. Белгород, ул. Победы, 147А).
  • "Сколько сотрудников УФАС занимается вопросами надзорных мероприятий в области рекламы?" Ответ: В том числе, вопросами надзорных мероприятий в области рекламы в Белгородском УФАС занимаются 7 сотрудников.

 

  • "Контролируется ли СМС-рассылка?" Ответ: Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Для установления нарушения указанной нормы антимонопольному органу необходимо обладать достаточными доказательствами. К таким доказательствам относятся: заявление абонента о получении им рекламы посредством электронной связи (с указанием номера телефона, на который поступило СМС-сообщение, а также номера телефона или буквенного обозначения, с которого поступила реклама), изображение рекламы, поступившей абоненту (фотография, скан-копия СМС-сообщения и т.п.), подтверждение факта поступления рекламы абоненту (например, детализация услуг связи от оператора, содержащая указание на факт соответствующего соединения), информация об отсутствии согласия абонента на получение такой рекламы, сведения о лице (лицах), распространивших указанную рекламу. При этом согласно пункту 13 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, в случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства. В силу специфики нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган не может самостоятельно получить информацию о поступлении абоненту СМС-сообщения и изображение такого сообщения, а также об отсутствии согласия абонента на его получение. При этом сведения, подтверждающие факт поступления рекламы абоненту (детализацию услуг связи от оператора, содержащую указание на факт соответствующего соединения), а также сведения о лице (лицах), распространивших указанную рекламу, антимонопольный орган вправе установить самостоятельно, запросив сведения у соответствующих лиц. Вместе с тем, поскольку сведения о соединениях конкретного абонента определенного номера телефона по сетям электросвязи составляют тайну связи, для направления соответствующих запросов и получения необходимой информации антимонопольному органу требуется получение согласие абонента на получение антимонопольным органом необходимых сведений от оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи, о факте поступления нежелательного СМС-сообщения и о лице, его направившем, следующего содержания: "Я, ФИО, серия и номер паспорта, даю согласие на получение ФАС России информации о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных на/от абонентский номер телефона в сети оператора сотовой связи название оператора сотовой связи.". В случае отсутствия в приложении к заявлению гражданина детализации от оператора связи, оказывающего ему услуги связи, об оказанных услугах, в том числе о получении рекламного СМС-сообщения, указанного в обращении гражданина, антимонопольный орган может запросить у оператора связи, указанного в обращении, информацию о том, с какого номера и от какого лица (в случае нахождения данного номера в объеме нумерации, выделенной данному оператору связи) поступило СМС-сообщение, или о том, какому оператору связи принадлежит номер, с которого поступило СМС-сообщение (для дальнейшего запроса у данного оператора связи сведений о лице, которому был передан данный номер). При отсутствии в заявлении гражданина указания оператора связи данную информацию можно получить на сайте Россвязи по адресу http://www.rossvyaz.ru/activity/num_resurs/registerNum/. В случае отсутствия в приложении к заявлению гражданина детализации от оператора связи об оказанных услугах, или согласия гражданина на получение информации о его телефонных соединениях, антимонопольный орган будет лишен возможности направить соответствующий запрос оператору связи, в связи с чем в ответ на такое заявление гражданину готовится разъяснение о порядке подачи в антимонопольный орган заявления о признаках нарушения статьи 18 Федерального закона "О рекламе".

 

  • "Обратить внимание на летние оздоровительные лагеря области" Ответ: Приведённое предложение не конкретизирует в чём заключается "обращение внимание", что за "оздоровительные лагеря области" имеются ввиду. В связи с этим у Белгородского УФАС нет возможности надлежащим образом реализовать приведённое предложение. Белгородское УФАС предлагает гражданке, внёсшей упомянутое предложение дополнительно конкретизировать его.

 

1 анкета заполнена доцентом АНО ВО "Белгородский университет кооперации, экономики и права". В ней она поставила и внесла следующие вопросы и предложения:

 

  • "Насколько реклама в Интернете регулируется УФАС?" Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Вместе с тем согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. По мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Следовательно, на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются. Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой. Кроме того, выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.) не является рекламой, поскольку выдача такого перечня является результатом обработки поискового запроса пользователя. При размещении подобных информационных сведений (результатов поискового запроса) такая задача, стоящая перед рекламой, как формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, услуге, не выполняется, поскольку однородная информация, размещенная среди таких же, однородных, сведений о различных товарах, не позволяет выделить какой-либо отдельный товар и сформировать к нему интерес. Следовательно, предоставляемая поисковой системой по запросу пользователя информация (за исключением, информации, размещенной на странице с результатами поиска, посредством использования системы контекстной рекламы) не подпадает под понятие рекламы, так как целью распространения данной информации является непосредственный ответ системы на запрос о ее предоставлении, и на такую информацию не распространяются требования Федерального закона "О рекламе". Вместе с тем при выявлении признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудники антимонопольных органов для целей дальнейшего применения административного воздействия вправе зафиксировать факт выявления рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона "О рекламе", любыми способами. Для этих целей может быть составлен акт осмотра сайта, по аналогии с осмотром сайта нотариусом, либо могут быть сделаны принт-скрины страниц сайта. Кроме того, могут быть использованы результаты поиска в архиве Интернета (https://archive.org/web/). При этом данные доказательства подлежат оценке при рассмотрении дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и дел об административных правонарушениях, в том числе с учетом иных имеющихся доказательств по делу.

 

 

  • Какой принцип выявления нарушения законод-ва РФ "О рекламе"используется УФАС по г. Белгороду" Ответ: Порядок осуществления государственного надзора в области рекламы (далее - государственный надзор). Задачами государственного надзора являются выявление, предупреждение и пресечение нарушения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями, а также их руководителями, иными должностными лицами и их уполномоченными представителями (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели) требований, установленных Федеральным законом "О рекламе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы (далее - обязательные требования), посредством:

а) организации и проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

б) проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

в) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

г) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности в области рекламы.

 

1 анкета заполнена представителем ОГБУЗ "Белгородская ЦРБ". В ней она поставила следующий вопрос:

 

  • "Принимает ли УФАС к рассмотрению жалобы, подаваемые участниками закупок "малого объёма", проводимых заказчиком через электронный маркет? Заказчики при размещении заказов на ЭМ руководствуются Регламентом ЭМ, участники часто путают положения регламента и требования 44-ФЗ и 223-ФЗ в части проведения конкурентных процедур". Ответ: В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Белгородской области от 21 октября 2013 года № 421-пп (в ред. от 22.05.2017 № 178-пп) установлено, что закупки малого объема осуществляются с использованием Электронного маркета (магазина) Белгородской области для "малых закупок" (https://belgorodmarket.rts-tender.ru). К «малым закупкам» относят закупки, осуществляемые на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе). Статья 105 Закона о контрактной системе содержит перечень оснований для подачи жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего. Указанный перечень не включает в себя порядок обжалования процедуры отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, т.е. по «малым закупкам». Закон о контрактной системе не регулирует действия заказчиков при определении поставщика при совершении закупок «малого объема». Данные закупки не включаются в реестр контрактов (часть 1 статьи 103 Закона) и в отчет об исполнении контракта (часть 9 статьи 94 Закона). Поскольку законодательство Российской Федерации не регулирует данные правоотношения, все заявления, поступающие в Белгородское УФАС России на действия заказчиков при осуществлении закупок «малого объема», остаются без рассмотрения, о чем мотивировано в письменной форме уведомляется заявитель.

 

1 анкета заполнена представителем Информационного агентства "Бел.Ру". В анкете представитель поставила следующий письменный вопрос:

 

  • На портале "Ростейдер" публикуется витрина торгов фонда реформирования ЖКХ по белгородской области. Для участников торгов, кто собирается заниматься капремонтом в многоквартирном доме, а именно - менять лифт, "обеспечение заявки"составляет от 4,3 до 5 млн. рублей. Является ли это ущемлением интересов представителей малого бизнеса? Для сравнения, чтобы сделать обычный кап. ремонтмногоквартирного дома участник торгов за "обеспечение заявки должен заплатить от 5000 рублей до 200 тыс. рублей." Ответ:

В соответствии с п. 5 ст. 182 Земельного кодекса Российской Федерации привлечение региональным оператором, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.206 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

Указанным постановлением также утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение).

В соответствии с требованиями Федерального закона №44 заказчик, объявляя торги, обязан установить требование к обеспечению заявки. Не выполнить данный пункт он не может. Никаких исключений это правило не предусматривает.

Обеспечение заявки — это установленное в закупке количество денежных средств, которое участник вносит в качестве гарантии его участия и достоверности предоставляемой информации.

Обеспечение заявки на участие в торгах необходимо заказчику, как гарантия того, что участник является благонадежным и не отзовет свое предложение в процессе проведения закупки, а также не откажется от подписания контракта в случае, если станет победителем.

Согласно подпункта «и» п. 129 Положения размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены договора или, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 3 миллионов рублей, - один процент начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении электронного аукциона.

Следователь, размер обеспечения заявки зависит от объявленной заказчиком цены контракта.

Факт невозможности участия конкретного участника в аукционе, в связи с отсутствием у него необходимой суммы для внесения в качестве обеспечения заявки, не влечет нарушение его прав.

 

Обо всех приведённых вопросах и предложениях Белгородское УФАС проинформирует ФАС России и разместит информацию на своём официальном сайте. На все вопросы и предложения даст ответы заполнившим анкеты.