Решение б/н РЕШЕНИЕ от 13 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                      

РЕШЕНИЕ

по жалобе №43  индивидуального предпринимателя на действия заказчика  и организатора в одном лице – ГБУЗ «Брянская ЦРБ» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку биохимического анализатора  (извещение № 31705185180), в части: установления в документации об открытом аукционе в электронной форме требований, которые ограничивают конкуренцию между участниками торгов, путем включения в состав лотов товаров, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом аукциона (п.2.44, п.2.46, п.2.47, п.2.49).

 

«10»  июля 2017 года                                                                                                        г. Брянск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия)  в составе:

В присутствии:

рассмотрев жалобу  №43  индивидуального предпринимателя на действия заказчика  и организатора в одном лице – ГБУЗ «Брянская ЦРБ» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку биохимического анализатора  (извещение № 31705185180),

установила:

 

26.06.2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области поступила жалоба индивидуального предпринимателя. на действия заказчика  и организатора в одном лице – ГБУЗ «Брянская ЦРБ» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку биохимического анализатора  (извещение № 31705185180), (далее открытый  аукцион в электронной форме).

Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области: www.bryansk.fas.gov.ru.

Как следует из жалобы, заказчиком ГБУЗ «Брянская ЦРБ» в ЕИС размещено извещение и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку биохимического анализатора  (извещение № 31705185180 (далее - Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:

дата и время окончания подачи заявок—26.06.2017 в 11:00;

дата и время рассмотрения заявок — 29.06.2017;

дата и время подведения итогов — 03.07.2017 в 09:00.

13.06.2017 в ЕИС Заказчиком были размещены две действующие документации с изменениями.

со сроками подачи до 26.06.17г. и измененным техническим заданием

со сроками подачи до 29.06.17г. и не измененным техническим заданием

В связи с чем, невозможно определить потребность заказчика о поставляемом товаре и об окончании срока подачи заявок, так же данное нарушение привело к сокращению срока на подачу разъяснений.

Заказчиком опубликована документация о закупке после вступления постановления №1355 от 14.12.2016года, согласно требованиям документации, участниками могут быть любые лица, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства, однако срок оплаты, указанный в документации (Информационная карта и п.4.5 контракта) нарушает данное постановление, а именно:

 Расчеты за поставленный Товар производятся Заказчиком по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика, четырьмя равными платежами в следующие сроки:

- первый платеж по 30.09.2017 г.;

- второй платеж по 31.12.2017 г.;

- третий платеж по 31.03.2018 г.;

- четвертый платеж по 30.04.2018 г., с правом досрочного платежа.

П.28 информационной карты срок рассмотрения заявок на участие комиссией составляет не более 3-х рабочих дней со дня окончания подачи заявок, однако согласно п.22 устанавливается другой срок:

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме  12.07.17г. в 09 часов 00 минут.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме «13»  июля 2017 года в 13 часов 00 минут.

Заявитель  считает незаконным требование заказчика к предоставлению сертификата соответствия ГОСТ РФ на всю закупаемую продукцию, так как Сертификат соответствия и декларация соответствия по закону «О техническом регулировании» являются двумя формами обязательной сертификации продукции на исполнение требований национальных стандартов, Технических регламентов, правил или других нормативных документов. Оба документа имеют на территории РФ равную юридическую силу в течение времени действия того и другого документа. Таким образом, указав требования к предоставлению только сертификата соответствия, заказчиком был ограничен круг участников.

Заявитель считает, что внесение в техническое задание аукционной документации указанных пунктов является излишним, нарушает ГОСТ и Закон о закупках.

 

2.12

Независимая система охлаждения для реагентов с возможностью круглосуточного хранения реактивов при температуре 2-12 градусов

Наличие

2.13

Количество манипуляторов не менее

2

2.16

Датчик столкновения пробоотборника с твердой поверхностью.

Наличие

2.17

Подогрев пробоотборника

Наличие

2.18

Промывка пробоотборника внутри и снаружи

Наличие

2.19

Карусель для реакционных кювет не менее

80

2.20

Защитная крышка для реакционных кювет

Наличие

2.22

Длина оптического пути, не менее

5 мм

2.23

Автоматическая система промывки кювет на борту анализатора

Наличие

2.24

Устройство для получения монохроматического света

Дифракционная решетка

2.28

Диапазон поглощения не менее -0 — 3.0 Abs

Наличие

2.29

Разрешающая способность фотометра не менее 0,0001 Abs

Наличие

Заявитель считает,  что Заказчиком нарушены требования п.1 ч.10 ст.4 Закона о закупках, в части установления в техническом задании технических характеристик поставляемого товара, таких как:

-  п. 2.6 программируемый объем образца - не уже от 02 до 45 мкл;

- п. 2.17 подогрев пробоотборника – наличие (без указания способа подогрева и температурного режима).

Данные технические характеристики уменьшают круг возможных участников, а так же заказчик не указал обоснование необходимости в них. 

Согласно ч.2 ст. 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее, чем за тридцать дней до их проведения.

Дата размещения данной закупки на сайте: 26.06.2017г. в 20:21 Дата проведения торгов: 14.07.2017г. в 9:00, что составляет 17 дней от даты публикации до даты проведения торгов.

Заказчиком неправомерно объединены в один лот оборудование, не связанное друг с другом по функциональным и техническим признакам, а именно: предметом закупки является поставка биохимического анализатора.

Однако, согласно технического задания Заказчик требует в составе технических характеристик еще и осуществить поставку:

П. 2.44 лицензионное программное обеспечение;

П.2.46 внешний компьютер в составе: системный блок, монитор, принтер;

П.2.47 источник бесперебойного питания;

П.2.49 установка для получения очищенной воды.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Заявитель считает, что  оргтехника и программное обеспечение не является составной частью биохимического анализатора, относится к отдельному коду ОКПД2, не имеет регистрационного удостоверения Минздрава России (п. 1.1 технического задания) и свидетельства об утверждении типа средств измерений (п. 1.2 технического задания).

Заказчик ГБУЗ «Брянская ЦРБ» не согласно с доводами жалобы.

При подготовке открытого аукциона в электронной форме на закупку биохимического анализатора в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Источником финансирования закупки биохимического анализатора должны стать средства от приносящей доход деятельности.

Применение ЛИС в лаборатории приводит к существенному повышению эффективности операционной деятельности. Повышается производительность труда, упрощается взаимодействие лаборатории со смежными подразделениями лечебного учреждения.

Следовательно, установленные требования в п.2.40, п. 2.41 технического задания входят в состав автоматического биохимического анализатора и его работа не возможна без данного оборудования. Касаемо п. 2.38 аукционной документации в соответствии с действующим российским законодательством за применение, равно как и за осуществление распространения не лицензионного программного продукта предусмотрены следующие виды ответственности: гражданско-правовая, административная, уголовная ответственность. Поэтому требования Заказчика о наличии в Лицензионного программного обеспечения правомерно.

Кроме того, требования п. 2.38 обоснованы тем, что любая электронно- вычислительная машина (системный блок) не может работать с оборудованием, особенно специализированным, без установки необходимого программного обеспечения (драйверов, набора программ). Положения данного пункта аукционной документации касаются лицензионного программного обеспечения, выпускаемого производителем биохимического анализатора для работы с ним.

Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 2769-р утверждена концепция региональной информатизации, согласно п. 15 раздела II которой оперативность принятия управленческих решений рекомендуется достигать путем развития аналитических инструментов, опирающихся на сведения, содержащиеся в региональном компоненте единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Целесообразно создание эргономичных автоматизированных рабочих мест, снижающих число ручных операций, отнимающих значительное время. В частности, рекомендуется внедрение систем электронных назначений лекарственных препаратов, интегрированных с системами поддержки принятия решений в области рациональной фармакотерапии, ведения электронной медицинской карты пациента и электронной истории болезни. Закупка биохимического анализатора работающего совместно с ПК позволит выполнить поставленные Правительством РФ задачи.

Биохимический анализатор и ПК взаимосвязаны единой технологией - выполнением лабораторных исследованием и их обработкой.

В соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития РФ (письмо от 3 августа 2016 г. N ОГ-Д28-9745) "Заказчиком при составлении описания объекта закупки используются, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Кроме того, согласно абзацу п. 5 ГОСТ Р 55991.1-2014 при формировании техническою задания для целей государственных закупок к автоматическим анализаторам заказчик руководствуется настоящим ГОСТом и в зависимости от целей, стоящих перед медицинской лабораторией, использует необходимые позиции технических требований.

Заказчик не согласен с доводами жалобы в части нарушения срока оплаты поставленного товара, установленного в п. 4.5 договора.

В  соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Правительством РФ утверждено названное Постановление. Однако, как следует из п. 1 Положения оно устанавливает особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - закупки), годовой объем закупок, который такие виды юридических лиц обязаны осуществить у указанных субъектов, а также порядок расчета годового объема закупок. Перечень таких лиц установлен п. 2 Положения. Государственные учреждения здравоохранения, с объемом закупок до в год до 2 млрд. рублей, в него входят.

Кроме того, в аукционной документации об открытом аукционе в электронной форме на поставку биохимического анализатора Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Брянская ЦРБ" не содержится указания на то, что закупка производится только у субъектов малого и среднего предпринимательства. Следовательно, положения документации об оплате поставленного товара не нарушают действующее законодательство.

Доводы жалобы о наличии в документации противоречий между п. 28 и п.21. 22 информационной карты не состоятельны, так как сроки, установленные пунктами 21 и 22 не выходят за предельный трехдневный срок, установленный пунктом 28.

Заказчик не согласен с доводом представителя ИП о нарушении заказчиком ч. 2 ст. 448 ГК РФ ввиду следующего.

Согласно названной нормы, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее, чем за тридцать дней до их проведения. Из нормы следует, что она носит общий характер и по отношению к ней может быть принята специальная норма, т.е. устанавливающая иное правило.

В силу ч. 2 ст. 3 Закона о закупках, извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.

Как следует из извещения о закупке № 31705185180 оно размещено 02.06.2017 г. т.е. за 42 дня до дня проведения аукциона. 26.06.2017 г. в аукционную документацию, в порядке ч. 11 ст. 4 Закона о закупках, были внесены изменения, т.е. соблюден установленный 15дневный срок.

По итогам закупки договор заказчиком не заключен.

Рассмотрев материалы жалобы, представленные документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

В соответствии с Уставом, учреждение осуществляет приносящую доход деятельность. Доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ и правовым актом, принятым бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-Ф3), ГБУЗ «Брянская ЦРБ» вправе осуществлять закупки с соблюдением требований Закона № 223-Ф3.

Заказчиком и организатора в одном лице – ГБУЗ «Брянская ЦРБ» 02.06.2017 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение и документация о проведении открытого  аукциона в электронной форме на поставку биохимического анализатора  (извещение № 31705185180).

Заказчиком были внесены изменения в документацию о закупке от 13.06.2017 года.

Согласно пояснений представителя заказчика ГБУЗ «Брянская ЦРБ» заказчиком внесены изменения в документацию о закупке от 26.06.2017 года, редакция от 13.06.2017 года является не действующей. На момент рассмотрения жалобы действует редакция от 26.06.2017 года.

В соответствии  с п.2.ч. 8 ст. 3 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе установить: особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 20.05.2017), закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом (далее - положение о закупке), торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу п.28 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки, должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора).

П.1 Инструкции участника проведения процедуры закупки установлено, что в настоящем открытом аукционе в электронной форме может принять участие любой участник проведения процедуры закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке ko@rts-tender.ru.

На основании вышеизложенного установлено, что заказчик разместил извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку биохимического анализатора  (извещение № 31705185180) не для субъектов малого и среднего предпринимательства;

П.28 информационной карты заказчиком установлен срок рассмотрения заявок на участие комиссией не более 3-х рабочих дней со дня окончания подачи заявок.

Согласно п.21 информационной карты установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме  12.07.17г. в 09 часов 00 минут.

Согласно п.22 информационной карты  установлен срок  окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме «13»  июля 2017 года в 13 часов 00 минут.

На основании вышеизложенного установлено, что заказчиком установлен срок рассмотрения заявок на участие в закупке в соответствии с П.28 информационной карты, а именно не более трех рабочих дней.

Заказчиком в п. 2.45 технического задания документации о закупке предусмотрены документы, подтверждающие соответствие товаров требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ: сертификат соответствия ГОСТ РФ, регистрационного удостоверение Миздравсоцразвития России.

Данные требования установлены для установки получения воды.

Получить сертификат соответствия на территории РФ может как российский производитель, так и зарубежный изготовитель продукции, указанной либо в Постановлении Правительства, либо в Техническом регламенте, регулирующих безопасность конкретного товара. Если продукция подлежит декларированию по российскому законодательству, то оформить декларацию о соответствии может только российский налогоплательщик.

Таким образом, заказчик установив требования к поставляемому товару как сертификат соответствия ГОСТ РФ, не ограничивает круг участников закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, в открытом аукционе в электронной форме заказчик обязан указать требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Как следует из Приложения №1 Техническое задание на поставку автоматического биохимического анализатора, заказчиком указано наименование товара и его характеристики, соответствующие потребностям заказчика. При этом каких-либо не измеряемых требований к участникам открытого аукциона в электронной форме,  не установлено.

Предметом закупки является поставка автоматического биохимического анализатора, а не производство.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Поэтому включение в документацию закупки требований к качеству, техническим характеристикам товара, соответствующим потребностям заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.

В соответствии с ч. 11 ст.4 Закона о закупках, в случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее, чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

26.06.2017 года заказчиком  ГБУЗ «Брянская ЦРБ» размещены внесенные изменения в документацию о закупке от 13.06.2017 года и продлен (установлен) срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 12.07.2017 года, что составляет 16 календарных дней.

На основании изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также  при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

решила:

Жалобу индивидуального предпринимателя на действия заказчика  и организатора в одном лице – ГБУЗ «Брянская ЦРБ» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку биохимического анализатора  (извещение № 31705185180), признать необоснованной.

 

Председатель комиссии:                                                                                         Н.Н. Селянина

 

Члены комиссии:                                                                                                             И.В. Лагунова

 

М.О. Заварзина

 

Е.В. Симонова

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны