Решение и предписание по результатам рассмотрения жалобы частного лица  № 04-32/43-2018

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
11.07.2018
Управление:
Бурятское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - в агропромышленном комплексеАнтимонопольное регулирование - контроль проведения торговАнтимонопольное регулирование
Номер дела:

Решение по результатам рассмотрения жалобы

 № 04-32/43-2018

         

«9» июля 2018 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                  город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<…>. – заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, председателя Комиссии,

<…>. – заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,

<…>. – главного специалиста–эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,

В отсутствие Чернышова, представителей Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению имуществом Прибайкальского района Республики Бурятия» (далее – Заказчик, Комитет), надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу Чернышова  (вх. от 28.06.2018 № 4034) на Извещение о приеме заявлений граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе № 010618/0041514/01 по предоставлению в аренду земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, из категории земель –земли населенных пунктов, форма собственности на которые не разграничена, номер извещения – 010618/0041514/01  (далее – прием заявлений) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

В жалобе указано, что установив способ подачи заявок «при личном обращении в многофункциональном центре по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с.Турунтаево, ул.Комарова,14», организатор торгов ограничил участие в торгах, поскольку заявки поступившие почтовым способом не учитываются.  

Из письменного отзыва Заказчика следует, что на сайте www.torgi.gov.ru размещена информация о возможном предоставлении земельных участков и данная информация не является решением о проведении аукциона по продаже земельных участков в порядке, установленном статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная процедура предоставления земельных участков  основывается на принципе публичности и исходит из необходимости оглашения информации о возможном предоставлении  земельного участка без проведения торгов, а также выявления реальных претендентов на земельный участок, которые впоследствии готовы принять непосредственное участие в аукционе. 

Заявления поданные в электронном виде и почтовыми отправлениями зачастую подаются потенциальными мошенниками, которые преследуют цель не приобрести законным путем земельный участок, а усложнить процедуру его предоставления реальным участникам и более того получить от них материальную выгоду.

Между Прибайкальской районной администрацией Республики Бурятия и Многофункциональным центром Республики Бурятия заключено соглашение по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Считают, что указывая способ подачи заявлений через МФЦ, не только не ограничили реально заинтересованных в приобретении законным способом земельных участков, лиц, но и защитили их права от потенциальных мошеннических действий.

Считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.  

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов, Комиссия Бурятского УФАС России установила:

 Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно­телекоммуникационной сети «Интернет».

01.06.2018 Заказчик разместил на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет: www.torgi.gov.ru, а также в газете «Прибайкалец» извещение о приеме заявлений граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе № 010618/0041514/01, лоты с 1 по 14:

- с кадастровым номером 03:16:000000:10154, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с.Турка, ул. Лесная, участок №66, общей площадью – 1597 кв.м. с видом разрешенного использования – под строительство индивидуального жилого дома;

- с кадастровым номером 03:16:300109:202, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, ст. Таловка, ул. Юбилейная, участок №12, общей площадью – 1600 кв.м. с видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство;

- с кадастровым номером 03:16:300109:197, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, ст. Таловка, ул. Новый микрорайон, участок №44, общей площадью – 1600 кв.м. с видом разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство;

- с кадастровым номером 03:16:300108:75, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, ст. Таловка, ул. Серова, участок №26, общей площадью – 1500 кв.м. с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства;

- с кадастровым номером 03:16:060111:78, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Гремячинск, мкр. Байкальский, участок №52, общей площадью – 700 кв.м. с видом разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома;

- с кадастровым номером 03:16:340165:154, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турунтаево, мкр. Сосновый, участок №10А, общей площадью – 1500 кв.м. с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства;

- с кадастровым номером 03:16:540101:1216, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турунтаево, мкр. Заречный, участок №92, общей площадью – 1500 кв.м. с видом разрешенного использования – строительство индивидуального жилого дома;

- с кадастровым номером 03:16:340167:140, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турунтаево, ул. Сосновая, участок №12Б, общей площадью – 1600 кв.м. с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства;

- с кадастровым номером 03:16:340155:193, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турунтаево, мкр. Черемшанский, участок №205А, общей площадью – 1250 кв.м. с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства;

- с кадастровым номером 03:16:340159:121, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турунтаево, мкр. Заречный, участок №14Б, общей площадью – 5401 кв.м. с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства;

- с кадастровым номером 03:16:020101:128, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Батурино, ул. Св. Георгия Победоносца, участок №9, общей площадью – 1400 кв.м. с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства;

- с кадастровым номером 03:16:020101:129, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Батурино, ул. Св. Георгия Победоносца, участок №11, общей площадью – 1400 кв.м. с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства;

- с кадастровым номером 03:16:020101:127, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Батурино, ул. Св. Георгия Победоносца, участок №13, общей площадью – 1539 кв.м. с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства;

- с кадастровым номером 03:16:290102:68, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Таловка, ул. Комарова, участок №14, общей площадью – 1940 кв.м. с видом разрешенного использования – ведение огородничества;

Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1. осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2. принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений” иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи, 39.18 ЗК РФ установлено, что в извещении указываются адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта.

Комитетом в извещении указано: «Граждане или крестьянские (фермерские) хозяйства, заинтересованные в предоставлении земельного участка, вправе в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. Заявления принимаются при личном обращении в многофункциональном центре по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с.Турунтаево, ул.Комарова, 14. Данное извещение в соответствии с п.1 ч.7 ст.39.18 Земельного кодекса РФ не является извещением о проведении аукционов».

Поскольку Земельным кодексом РФ не установлен запрет на подачу заявлений о намерении участвовать в аукционе иным путем, кроме личного обращения, и в соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе, то в действиях Комитета, установившего требование подачи заявления «при личном обращении в МФЦ» усматривается нарушение пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ.

Более того, Комитет, указав в извещениях, что заявления о намерении участвовать в аукционе могут быть поданы исключительно лично, а поступившие иными способами заявления, не учитываются, ограничила возможность участия в аукционе лиц, которые территориально удалены от места подачи заявлений или не имеют возможности обеспечить личное участие в подаче заявления по иным причинам.

Установив способ подачи заявлений при личном обращении в многофункциональном центре Заказчик тем самым установил приоритет лиц, имеющих возможность подать заявку лично  и создал препятствия и ограничил возможность участия неопределенного круга лиц в проведении процедуры участия в подаче заявок претендентов на участие в аукционе, что привело к недопущению и ограничению конкуренции.

Установление единственного способа подачи указанных заявлений при личном обращении в многофункциональном центре является нарушением порядка предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установленного статьями 39.14 и 39.18 Земельного кодекса РФ.

Нарушение, допущенное Комитетом при размещении извещений, ограничило возможность участия неопределенного круга лиц в аукционе, привело к недопущению, ограничению и устранению конкуренции при предоставлении в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Из взаимосвязанных целей регулирования Земельного кодекса Российской Федерации и Закона о защите конкуренции следует, что орган местного самоуправления при размещении извещений, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, должен таким образом зафиксировать соответствующие требования, в том числе к способу предоставления заявлений о намерении участвовать в аукционе, чтобы, с одной стороны, это способствовало достижению эффективного предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а с другой стороны - не ограничивало количество участников аукциона.

По доводу Заказчика, что в электронном виде и почтовыми отправлениями заявления зачастую подаются потенциальными мошенниками, которые преследуют цель не приобрести законным путем земельный участок, а усложнить процедуру его предоставления реальным участникам и более того получить от них материальную выгоду, у Комиссия Бурятского УФАС России отсутствуют полномочия по их рассмотрению. В случае возникновения таких действий со стороны недобросовестных участников такие материалы следует направлять в правоохранительные органы.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Бурятского УФАС России  

р е ш и л а:

1. Признать жалобу  Чернышова  обоснованной;

2. Признать Муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению имуществом Прибайкальского района Республики Бурятия» нарушившим требования пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, выразившегося в установлении способа подачи заявлений который ограничивает граждан, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок ;

3. Выдать Муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению имуществом Прибайкальского района Республики Бурятия» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения;

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                           

 

 

Члены комиссии

 

 

 

Предписание № 04-32/43-2018

 

 «9» июля  2018 года                                                                                                                                                                                                                                                                                     город Улан-Удэ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

<…> – заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, председателя Комиссии,

<…>– заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,

<…>- главного специалиста – эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,

на основании своего решения от 09.07.2018 № 04-32/43-2018 по результатам рассмотрения жалобы Чернышова  (вх. от 28.06.2018 № 4034) на Извещение о приеме заявлений граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе № 010618/0041514/01 по предоставлению в аренду земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, из категории земель –земли населенных пунктов, форма собственности на которые не разграничена, номер извещения – 010618/0041514/01  (далее – прием заявлений),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Муниципальному казенному учреждению «Комитет по управлению имуществом Прибайкальского района Республики Бурятия» в срок не позднее 19.07.2018 устранить выявленные нарушения пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, а именно:

- внести изменения в Извещение о приеме заявлений граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе  по предоставлению в аренду земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, из категории земель –земли населенных пунктов, форма собственности на которые не разграничена, номер извещения – 010618/0041514/01, в части указания способа подачи заявок с учетом решения Комиссии Бурятского УФАС России;

- продлить  срок подачи заявлений в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.

2. Уведомить Бурятское УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок не позднее 20.07.2018, с приложением подтверждающих документов.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.