Решение б/н Решение и предписание по делу № 04-34/30-2014 в отношении ФГ... от 25 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-34/30-2014

о нарушении антимонопольного законодательства

«24» марта 2015 г.                                                                           г. Улан-Удэ                                                                       

Резолютивная часть решения объявлена 10.03.2015

Решение в полном объеме изготовлено   24.03.2015

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

рассмотрев дело № 04-34/30-2014 по признакам нарушения ФГБУ «Национальный парк «Тункинский»  (671010, Республика Бурятия, Тункинский район, с. Кырен, ул. Ленина, 69) пункта 2 части 1статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

представителя заявителя - ООО «Фортуна» (далее – Заявитель, Общество) <…>  (доверенность от 10.12.2014),

представителя ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» <…>   (доверенность  от 12.11.2014),   

у с т а н о в и л а:

В Бурятское УФАС России 21.10.2014 поступила жалоба ООО «Фортуна» (вх. № 6919 от 21.10.2014), в которой  указано на то, что ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» (далее- в т.ч. Учреждение) в нарушение требований Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) осуществляет заключение договоров об оказании услуг по охране, защите, воспроизводству лесов с продажей древесины по своему усмотрению, не предоставляя возможности для ООО «Фортуна» заключить договоры. Вместе с тем, с другими заявителями договоры заключаются без проведения закупочных процедур.

По результатам рассмотрения поступившего заявления Бурятским УФАС России 21.11.2014 возбуждено дело № 04-34/30-2014  по признакам нарушения ФГБУ «Национальный парк «Тункинский»  пункта 2 части 1 статьи 15  Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Фортуна» путем необоснованного отказа в заключении договора  о выполнении работ по  охране, защите, воспроизводству лесов с продажей древесины, что приводит или может привести к ограничению конкуренции. 

При рассмотрении дела представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, считает, что ответчиком по делу создаются необоснованные препятствования в осуществлении деятельности ООО «Фортуна».   В дополнение к заявлению представитель Заявителя указал на нарушение ФГБУ «Национальный парк «Тункинский»  антимонопольного законодательства в части отсутствия информации, доступной неограниченному количеству лиц: о возможности заключения договоров о выполнении работ по  охране, защите, воспроизводству лесов с продажей древесины; объемах необходимых работ; критериях отбора исполнителей работ; основаниях отказа для заключения договора.

Представитель ответчика по делу не согласился с нарушением антимонопольного законодательства, пояснив следующее. ФГБУ «Национальный парк «Тункинский»  в границах предоставленного земельного участка выполняет возложенные на него задачи, в том числе по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с проектом освоения лесов, уставом и положением о ФГБУ «Национальный парк «Тункинский». При заключении гражданско-правовых договоров по охране, защите, воспроизводству лесов с продажей древесины ФГБУ «Национальный парк «Тункинский»   исходит из принципов приобретения, осуществления гражданских прав своей волей, в своем интересе и свободы в установлении своих прав и обязанностей на основе договора. Правовой основой для заключения договоров является Гражданский кодекс РФ, Лесной кодекс РФ. Согласно части 2 статьи 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса. 

С целью выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов ФГБУ «Национальный парк «Тункинский»   заключает договоры с лесохозяйственными организациями, индивидуальными предпринимателями о выполнении работ по охране, защите, воспроизводству лесов  с продажей древесины. При этом проводится предварительная переписка с контрагентом с одновременной проверкой контрагента на правоспособность и добросовестность. В случае заключения договора по инициативе ФГБУ «Национальный парк «Тункинский»    основаниями для не заключения договора  может послужить отсутствие информации о наличии правоспособности у хозяйствующего субъекта, подтверждение полномочий лица, действующего от его имени, а также технической, организационной возможности выполнить работы в определенные сроки, с высоким качеством и без нарушения лесного законодательства. При обращении хозяйствующего субъекта по вопросу заключения договора основанием для отказа также может являться  отсутствие требуемого объема древесины, задекларированных лесных участков и иные причины, наличие которых создает угрозу для выполнения работ. Заключение вышеуказанного договора не является  государственной  услугой, в связи  с чем отсутствует административный регламент.

ФГБУ «Национальный парк «Тункинский»  не допускает необоснованного отказа в заключении договора, нарушение антимонопольного законодательства отсутствует.

Комиссия, выслушав доводы сторон, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришла к следующему выводу:

В соответствии с частью 2 статьи 19 Лесного кодекса РФ  мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Частью 3 статьи 19 Лесного кодекса РФ  установлено, что при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в части 2 настоящей статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с Уставом ФГБУ «Национальный парк «Тункинский», утвержденным приказом Минприроды России от 23.05.2011 № 386, Учреждение является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским  учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов  и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти.

Предметом деятельности Учреждения является осуществление работ и оказание услуг, направленных на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территории национального парка в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Минприроды России, положением о национальном парке, иными  нормативными правовыми актами и настоящим Уставом.

Учреждение осуществляет основные виды деятельности, в т.ч. выполнение мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов, противопожарные и биотехнические мероприятия, мероприятия по охране и защите лесов.

Учреждение для достижения целей вправе осуществлять приносящие доход виды деятельности, не противоречащие законодательству Российской федерации и настоящему уставу, в т.ч. реализацию древесины, полученной при проведении мероприятий по уходу за лесами, и продукции деревообработки.

В соответствии с государственным заданием на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов ФГБУ «Национальный парк «Тункинский»  в рамках государственных работ на 2014 год: Выполнение мероприятий по сохранению в естественном состоянии природных комплексов   предстояло провести мероприятия по охране и защите лесов, включающие сплошные санитарные рубки, очистку леса от захламления, выборочные рубки в целях ухода за лесом,  рубки реконструкции, рубки переформирования.

ФГБУ «Национальный парк «Тункинский», получив государственное задание по проведению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, заключил договоры с хозяйствующими субъектами о выполнении работ по охране, защите, воспроизводству лесов  с одновременной продажей древесины.

Всего по Туранскому лесничеству в 2014 году заключено пять договоров о выполнении работ по охране, защите, воспроизводству лесов  с продажей древесины (далее – Договор):

Договор от 23.05.2014 № 19/01-09 с ООО «Виктория» с объемом древесины – 3306 м3,

Договор от 12.08.2014 № 34/01-09 с ООО «Виктория» с объемом древесины – 2511 м3,

Договор от 16.09.2014 № 37/01-09 с ООО «Виктория» с объемом древесины – 1300 м3;

Договор от 25.08.2014 №35/01-09 с КФХ <…>   с объемом древесины – 106 м3;

Договор от 10.10.2014 № 38/01-09 с ИП <…>  с объемом древесины – 100 м3.

14.08.2014 ООО «Фортуна» обратилось с заявлением в ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» (вх. № 144 от 14.08.2014)  о выделении участка для проведения работ по охране, защите, воспроизводству лесов  с продажей древесины в Туранском инспекторском участке в объеме 1000 м3.

ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» письмом от 17.09.2014 № 559 отказало Обществу в заключении договора в связи с тем, что на лесные участки, предусмотренные Лесной декларацией на 2014 год, в Туранском инспекторском участке заключены договоры на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов  с продажей древесины.

Вместе с тем, после обращения Заявителя, ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» заключило Договор от 10.10.2014 №38/01-09 с ИП <…>   Установлено, что заявление ИП <…>   в ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» датировано 13.03.2014, заявление не зарегистрировано в журнале учета, договор заключен по истечении  шести месяцев со дня обращения.

Кроме того, согласно Лесной декларации от 26.12.2013 по Туранскому лесничеству в рамках мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов объем использования лесов, связанных с заготовкой древесины при проведении рубок ухода за лесом и проведение санитарно-оздоровительных мероприятий  превышает объем проданной древесины по заключенным договорам.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  установлен запрет  организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Учитывая заинтересованность хозяйствующих субъектов заключить с Учреждением договоры на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, поскольку одновременно осуществляется  продажа древесины, организация, участвующая в предоставлении государственных услуг (ФГБУ «Национальный парк «Тункинский») не должна необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

 Порядок заключения договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов  с продажей древесины должен быть публичным и доступным для заинтересованных лиц, исключающим возможность избирательного  предоставления права на заключение договора по произвольному усмотрению ФГБУ «Национальный парк «Тункинский».

Материалами рассмотрения дела установлено, что порядок заключения договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов  с продажей древесины в ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» отсутствует.

Таким образом, в действиях ФГБУ «Национальный парк «Тункинский»,  выразившихся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Фортуна» путем необоснованного отказа в заключении договора  о выполнении работ по  охране, защите, воспроизводству лесов с продажей древесины, что приводит или может привести к ограничению конкуренции, усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 15  Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

1.  Признать ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось  в  необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Фортуна» путем необоснованного отказа в заключении договора  о выполнении работ по  охране, защите, воспроизводству лесов с продажей древесины, что приводит или может привести к ограничению конкуренции. 

2. Выдать ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: в срок до 30.04.2015 разработать локальный акт, регулирующий порядок  заключения договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов  с продажей древесины.

3. Передать материалы дела №04-34/30-2014  для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии                                              

Члены Комиссии   

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.  

ПРЕДПИСАНИЕ

№ 04-34/30-2014

«24» марта 2015 г.                                                                           г. Улан-Удэ                                                                       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от «24» марта 2015 г. по делу № 04-34/30-2014 о нарушении ФГБУ «Национальный парк «Тункинский»  (671010, Республика Бурятия, Тункинский район, с. Кырен, ул. Ленина, 69) пункта 2 части 1статьи 15 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ФГБУ «Национальный парк «Тункинский»   прекратить  нарушение   пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся   в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО «Фортуна» путем необоснованного отказа в заключении договора  о выполнении работ по  охране, защите, воспроизводству лесов с продажей древесины, что приводит или может привести к ограничению конкуренции   и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно:

 в срок до 30.04.2015 разработать локальный акт, регулирующий порядок  заключения договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов  с продажей древесины.

О  выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде с приложением подтверждающих документов в адрес Бурятского УФАС России в срок не позднее 06.05.2015.

Председатель Комиссии                                                  

Члены Комиссии:

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны