Решение б/н Решение и предписание по жалобе № 04-50/252-2017 на действия... от 27 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

           № 04-50/252-2017

 

 «24» июля 2017 года                                                                   город Улан-Удэ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>  ,

в присутствии:

представителей Администрации МО «Тарбагатайский район»: <…>, доверенность от 24.07.2017, <…>., доверенность от 24.07.2017,

представителя ООО «Вертикаль» <…>, доверенность от 24.07.2017,     

в отсутствие <…>, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу <…> (далее – Заявитель) (вх. от 17.07.2017 № 4350) на действия заказчика – МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район» (далее – Заказчик, Администрация) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству универсального открытого плоскостного спортивного сооружения в с. Тарбагатай Тарбагатайского района Республики Бурятия (№ 0102300001217000016) (далее – Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

Заявитель считает, что отдельные положения документации о закупке нарушают требования, установленные законодательством о контрактной системе:

1. В нарушение части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Примечания к пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ, СЛУЧАЕВ ОТНЕСЕНИЯ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ К ТОВАРАМ, РАБОТАМ, УСЛУГАМ, КОТОРЫЕ ПО ПРИЧИНЕ ИХ ТЕХНИЧЕСКОЙ И (ИЛИ) ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ, ИННОВАЦИОННОГО, ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ИЛИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА СПОСОБНЫ ПОСТАВИТЬ, ВЫПОЛНИТЬ, ОКАЗАТЬ ТОЛЬКО ПОСТАВЩИКИ (ПОДРЯДЧИКИ, ИСПОЛНИТЕЛИ), ИМЕЮЩИЕ НЕОБХОДИМЫЙ УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ, А ТАКЖЕ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ СООТВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ УКАЗАННЫМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ» (далее – Постановление № 99) в документации об аукционе отсутствует информация о документах, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

2. В нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 закона в документации об аукционе не установлены требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а также информация о документах, подтверждающих такое соответствие.

3. В нарушение пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в документации не содержится требование о предоставлении декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (САНКО), тогда как Заказчик установил требование, что участниками могут быть только СМП, САНКО.

4. В нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в документации об аукционе установлено требование ог предоставлении декларации о соответствии участника требованиям, установленным пунктом 10 части 1 статьи 31 закона.

Просит провести проверку, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

 Заказчик не согласен с доводами Заявителя, представил пояснения согласно отзыву на жалобу от 19.07.2017 № 2524. Полагает, что требования документации об аукционе разработаны в соответствии с нормами действующего законодательства о контрактной системе.

Указывает, что в извещении о проведении аукциона содержится перечень документов, которые участникам необходимо представить в составе заявки в качестве подтверждения опыта выполнения работ по Постановлению №99.

Требование о предоставлении Свидетельства СРО не устанавливалось, так как в соответствии с приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Приказ № 624)  виды работ указанные в локально-сметном расчете не требуют документов, подтверждающих членство саморегулируемой организации. Предусмотренные виды работ являются завершающим этапом строительства, начатого в 2016 году.

Заказчик ссылается на норму части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе и указывает, что участники закупки обязаны декларировать в заявках принадлежность к СМП, САНКО.

В части установления требования о декларировании, что участники закупки не являются офшорной компанией, Заказчик полагает, что данное требование не ограничивает круг участников торгов.

Просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:

16.06.2017 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона № 0102300001217000016 и документация об аукционе. Изменения внесены 29.06.2017. Начальная (максимальная) цена контракта – 17 590 793,03 рублей.

1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования (часть 2 статьи 31 закона).

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Постановлением № 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, предъявляются дополнительные требования - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.

Согласно примечанию к пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 для подтверждения наличия опыта участник необходимо представить в составе вторых частей заявок документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

         В извещении о проведении Аукциона установлено требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) и перечень документов, подтверждающих такой опыт в соответствии с Постановлением № 99.

В документации об аукционе в разделе 17 «Предъявляемые к участникам аукциона требования» установлено требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Вместе с тем, в документации об аукционе такие требования в отношении подтверждающих опыт работы документов, не установлены, следовательно, Заказчиком нарушены положения пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

2. Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) (в ред. действовавшей на момент размещения закупки) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Приказом № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее – Перечень).

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.

Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительного свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

Предметом закупки является выполнение работ по строительству универсального открытого плоскостного спортивного сооружения в с. Тарбагатай Тарбагатайского района Республики Бурятия.

Установлено, что указанные в локальном сметном расчете работы включены в вышеуказанный Перечень (например: работы по устройству круглых бетонных монолитных канализационных колодцев соответствуют пункту 17.4 раздела 3 "Устройство канализационных и водосточных колодцев" Перечня).

Таким образом, Заказчик должен был установить в документации об аукционе требование о наличии у участника закупки соответствующего допуска СРО (в соответствии с законодательством, действовавшем на момент осуществления закупки).

Следовательно, Заказчик нарушил положения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не установив в документации о закупке требование о наличии у участника закупки соответствующего свидетельства СРО.  

3. Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об аукционе при проведении данной закупки Заказчиком установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Вместе с тем, документации об Аукционе данного требования не содержит, в связи с чем, Заказчиком нарушены положения пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

4. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, указанные в данной части. В том числе в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - участник закупки не является офшорной компанией.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с требованием пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в разделе 13 «Требования к составу заявки на участие в аукционе» документации указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе декларацию о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе устанавливает, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Таким образом, в нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчик в документации установил требование о декларировании соответствия участника пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, тогда как закон устанавливает право заказчика требовать от участников аукциона декларировать только соответствие пунктам 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признан обоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

р е ш и л а:

                     1. Признать жалобу <…> обоснованной.  

                     2.  Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункты 2, 7 части 5 статьи 66, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

          3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

            4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Предписание 04-50/252-2017

об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

«24» июля 2017 года                                                                    город Улан-Удэ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>  ,

на основании своего решения от 24.07.2017 по результатам рассмотрения жалобы <…> на действия заказчика – МКУ Администрация МО «Тарбагатайский район» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству универсального открытого плоскостного спортивного сооружения в с. Тарбагатай Тарбагатайского района Республики Бурятия (№ 0102300001217000016) (далее – Аукцион), в соответствии с частями  22, 23 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

п р е д п и с ы в а е т:

1. Заказчику в срок не позднее 07.08.2017 устранить выявленные нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 2, 7 части 5 статьи 66, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно:

- внести изменения в документацию об аукционе в соответствии с законодательством о контрактной системе и с учетом решения от 24.07.2017 №  04-50/252-2017;

- продлить срок подачи заявок в соответствии с законодательством о контрактной системе;

- возвратить поданные заявки (при наличии);

- отменить протоколы заседаний аукционной комиссии (при наличии).

2. Заказчику в срок не позднее 08.08.2017 уведомить Бурятское УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением документального подтверждения исполнения предписания.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке  в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Неисполнение в установленный срок предписания влечёт административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны