Решение и предписание ООО «СтройЛес» № 04-50/317-2018 на положения документации Администрациии МО ГП «Каменское» Кабанского района

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
28.06.2018
Управление:
Бурятское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:
№ 04-50/317-2018

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 04-50/317-2018

«22» июня 2018 года                                                                город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<…>, председателя Комиссии,

<…>, члена Комиссии, 

<…>, члена Комиссии, 

в присутствии представителей Администрация муниципального образования городское поселение «Каменское» Кабанского района (далее – Заказчик) – <…> (доверенность от 21.06.2018), <…> (доверенность от 21.06.2018),

в отсутствие ООО «СтройЛес» (далее _ Заявитель), надлежащим образом уведомленного о  месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «СтройЛес» (вх. от 15.06.2018 № 3802)  на положения документации при размещении заказа в форме электронного аукциона: «Формирование современной городской среды: общественные территории: пешеходная зона ул. Школьная; пешеходная зона ул. Сухомлина; пешеходная зона ул. Кирова; зона отдыха ул. Советская, ул. Кирова, 1 квартал, д.25 и дворовые территории: 1 квартал №№ 24,25,61,62; переулок Почтовый, 5, ул. Прибайкальская №№ 10,12.»,  реестровый номер – 0102300008318000002 (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2012 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:       

ООО «СтройЛес» полагает, что документация об аукционе не соответствует  требованиям законодательства о контрактной системе, по следующим основаниям: извещении о проведении аукциона не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта, что является нарушением ст. 42 Закона о контрактной системе. Заказчиком нарушены сроки предоставления разъяснений участникам аукциона: дата окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации об аукционе – 16.06.2018, полагает, что следовало установить на следующий день, после выходного дня. В нарушение ч.6 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено неправомерное требование о декларировании во второй части заявки сведений о том, что участник закупки не является офшорной компанией. Установленное в п. 5.1.11 проекта контракта условие о том, что подрядчик обязан осуществлять фотофиксацию всех видов работ противоречит ч.3 ст. 33 Закона. В п. 3.1 Технического задания установлена марка бетона не в соответствии с ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия». В п. 3.2 Технического задания установлена фракция щебня не в соответствии с ГОСТ 8267-93. В п. 3.3 установлена единица измерения, не соответствующая ГОСТ 8.417-2002. Кроме того, Заказчик установил требования к химическому составу и (или) компонентам товара, а также к показателям, значения которых становятся известны при испытании определенной партии товара после его производства, что нарушает п.2 ч. 1 ст. 64 Закона. Просит признать жалобу обоснованной.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, дали пояснения в соответствии с представленным письменным отзывом. Заказчиком установлен порядок внесения денежных средств, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта в извещении, которое опубликовано в ЕИС разделе «перечень прикрепленных документов». Установленный Заказчиком срок предоставления разъяснений участникам аукциона не противоречит требованиям Закона  о контрактной системе. Декларирование участником своего соответствия п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона не повлияло на результаты закупки. Условие о фотофиксации работ относится к приемке работ с целью проверки качества и не является требованием к участнику закупки. Допущенная техническая ошибка при указании марки бетона, фракции щебня, единицы измерения  не может оказать влияния на выполнение работ по контракту. Требования к материалам установлены в соответствии с показателями, указанными в ГОСТ. Просят признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

01.06.2018 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона (номер извещения –0102300008318000002) и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта 4 570 596,85 рублей. На участие в Аукционе было подано две заявки (протокол рассмотрения заявок от 20.06.2018).

1. Согласно пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

 Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В извещении о проведении электронного аукционе, размещенном в ЕИС в разделе «Перечень прикрепленных документов» формате pdf, содержится информация, предусмотренная пунктами 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 18.06.2018 08:00 ч. по местному времени. Дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 01 июня 2018 года. Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 16 июня 2018 года.

Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе надлежащим образом установлена дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе.

3. В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В разделе 13 Информационной карты (приложение №1 к документации) установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе   должна содержать, в т.ч.  декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Закон о контрактной системе не возлагает на участников закупки обязанность декларировать либо иным образом подтверждать свое соответствие пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (участник закупки не является офшорной компанией).

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к составу заявки участника закупки, а именно предоставление декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

4. Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Оспариваемый Заявителем пункт 5.1.11 проекта муниципального контракта о том, что Подрядчик обязан осуществлять фотофиксацию всех видов работ, сведения о которых заносятся в Общий журнал работ с приложением фотоматериалов в бумажной и (или, по согласованию с Заказчиком) электронной форме к направляемой Заказчику информации о ходе выполнения работ, а также с приложением фотоматериалов в бумажной и (или, по согласованию с Заказчиком) электронной форме к исполнительной документации, относится к исполнению контракта и  не устанавливает требование к участнику закупки. В связи с чем довод заявителя является необоснованным.

5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В Техническом задании в пункте 3.1 . Устройство бетонных дорожек: Бетон тяжелый.  указана Марка морозостойкости бетона от F50.   В соответствии с ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» по показателям качества  бетоны подразделяют по морозостойкости на марки: F1 50 и т.д. В пункте 3.2. Устройство дорожного покрытия из щебня Заказчиком установлено: «Фракции щебня не менее  20 не более  40». Согласно  ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия   фракция щебня  бывает  св. 20 до 40 мм. Указание в пункте 3.3. Устройство асфальтобетонного покрытия единицы измерения – 0 град.С не соответствует ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин.

Таким образом, Заказчик, установив характеристики товара, используемого при выполнении работ, не соответствующие действующему ГОСТ, допустил нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

6. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с  пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п. 3 письма ФАС России № ИА/44536/16 от 01.07.2016 г. «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

При изучении описания объекта закупки  установлено, что  в Техническом задании установлены излишние требования к товарам, так например, в пункте 3.1. Устройство бетонных дорожек: Бетон тяжелый. Класс по прочности  не менее  В 15. Максимальная крупность заполнителя двадцать миллиметров. Цемент может быть нормально твердеющий либо  быстротвердеющий. Гидрофобизированный цемент не должен впитывать воду в течении пяти минут от момента нанесения капли воды на поверхность цемента. Прочность цемента на сжатие в возрасте 28 суток требуется не менее тридцать две целых пять десятых мегапаскалей. Цемент должен выдерживать испытания на равномерность изменения объема. Расширение образцов не должно быть более десять миллиметров. В качестве минеральных добавок для цемента возможно применение доменного гранулированного шлака. Содержание вспомогательных компонентов в цементе может отсутствовать. При помоле в цемент могут быть введены пластифицирующие и/или гидрофобизирующие добавки в количестве превышающем 0,2% массы цемента в пересчете на сухое вещество добавки. Марка морозостойкости бетона от F50.  Отношение R2/R28 (где R2 прочность бетона в возрасте двух суток, a R28- прочность бетона в возрасте двадцать восемь суток) требуется не менее 0,3. В качестве крупного заполнителя бетона требуется щебень или гравий из плотных горных пород . Щебень или гравий должен соответствовать ГОСТ 8267-93. Содержание зерен слабых пород (в зависимости от применяемого в качестве крупного заполнителя материала): в щебне должно быть не более чем пятнадцать процентов по массе; в гравии не более чем десять процентов по массе. Класс цемента требуется 32,5/42,5. Фракции крупного заполнителя в бетоне требуются от 5(3) до 10мм и св. 10 до 20мм.  Содержание в крупном заполнителе бетона зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы более чем тридцать пять процентов по массе не допускается. Марка по дробимости щебня или гравия должна быть одна из (в ’зависимости от применяемого в качестве крупного заполнителя материала ): щебня из изверженных пород должна быть не ниже 800, щебня из метаморфических пород - не ниже 600, щебня из осадочных пород - не ниже 300, гравия - не ниже 600).  При этом потеря массы при испытании: щебня из изверженных пород - не более чем двадцать пять процентов, потеря массы при испытании в сухом состоянии в щебне из осадочных или метаморфических пород не более чем двадцать восемь процентов, потеря массы при испытании гравия не более чем шестнадцать процентов. Марка по истираемости щебня или гравия требуется ИЗ либо И2(потеря массы при испытании, % He более чем сорок пять).Содержание в щебне или в 1равии глины в комках допускается не более 0,5% по массе. Бетон может быть средней либо низкой морозостойкости. Средняя прочностью на осевое растяжение не более 17,5 кгс/см2. Для приготовления бетона должна применяться вода одного из следующих видов: естественная поверхностная вода/грунтовая вода/ техническая вода / комбинированная вода (представляющая собой смесь воды из двух или трех указанных выше источников). В воде могут содержаться пенообразующие поверхностно-активные вещества . Вода не должна содержать химических соединений и примесей в количествах, которые могут повлиять на скорость твердения, прочность, морозостойкость и водонепроницаемость бетона. Допускается к применению вода при наличии на поверхности только следов (радужной пленки) нефтепродуктов, масел и жиров. В качестве мелкого заполнителя для бетона необходимо использовать песок. Модуль крупности песка (Мк) требуется св.2,0 до 2,5. Содержание пылевидных и глинистых частиц (в процентах по массе) не должно превышать десять процентов. Содержание глины в комках не должно превышать два процента по массе . Полный остаток на сите с сеткой №063, % по массе нужен св.30 до 45. Допустимое содержание, % по массе, не более, зерен крупностью св. 10мм - 2; св.5мм -12; менее 0,16мм -15. Марка по дробимости песка должна быть не ниже 600. Песок должен представлять собой неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5, получаемый из отсевов дробления горных пород (например из изверженных или метаморфических) при производстве щебня. Песок должен быть обогащенный или необогащенный (изготовлен без применения либо с применением специального обогатительного оборудования). Песок должен соответствовать государственному стандарту, регламентирующему данный вид продукции. В качестве вяжущего для бетона должен быть применен сульфатостойкий портландцемент  либо сульфатостойкий шлакопорландцемент. Содержание клинкера в цементе необходимо не менее чем тридцать пять процентов массы цемента Содержание доменного гранулированного шлака в цементе требуется не более шестьдесят пять процентов массы цемента Прочность цемента на сжатие в возрасте 2/7 суток требуется не менее десять мегапаскалей. Начало схватывания цемента должно наступать не ранее 1,0 часа от начала затворения. Тонкость помола цемента, определяемая по удельной поверхности методом воздухопроницаемости должна быть не менее 250м2   / кг. При изготовлении цемента должен быть применен гипсоангидритовый камень. Сорт гипсоангидритового камня требуется 1-3. Фракция гипсоангидритового камня необходима 0-60 мм. Фракция размером 0-60 мм не должна содержать камня размером 0-5 мм более 30%. Цемент должен соответствовать государственному стандарту, регламентирующему данный вид товара .Группа крупного заполнителя в зависимости от содержания зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы 1 -4.Водонепронецаемость бетона требуется выше W2. Содержание фракций в крупном заполнителе должно быть от 25 до 75% по массе. Бетон должен быть быстротвердеющий либо медленнотвердеющий. Бетон должен быть изготовлен в соответствии с государственными стандартами, регламентирующими данный вид товара.

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки объекта закупки, в том числе, сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений.

Таким образом, действия Заказчика, установившего излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64, пункт  1 части  1 статьи  33 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2012 № 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России    

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «СтройЛес» обоснованной (частично).
  2. Признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 66, пункт 2 части 1 статьи 33, пункты 1, 2 части 1 статьи 64, пункт  1 части  1 статьи  33 Закона о контрактной системе. 
  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
  4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Предписание № 04-50/317-2018

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе

«22» июня 2018 года                                                                город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<…> , председателя Комиссии,

<…>, члена Комиссии, 

<…>, члена Комиссии, 

на основании своего решения от 22.06.2018 по результатам рассмотрения жалобы ООО «СтройЛес» (вх. от 15.06.2018 № 3802)  на положения документации при размещении заказа в форме электронного аукциона: «Формирование современной городской среды: общественные территории: пешеходная зона ул. Школьная; пешеходная зона ул. Сухомлина; пешеходная зона ул. Кирова; зона отдыха ул. Советская, ул. Кирова, 1 квартал, д.25 и дворовые территории: 1 квартал №№ 24,25,61,62; переулок Почтовый, 5, ул. Прибайкальская №№ 10,12.»,  реестровый номер – 0102300008318000002 (далее – Аукцион), и в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику в срок не позднее 06.07.2018 устранить выявленные нарушения части 6 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта  1 части  1 статьи  33 Закона о контрактной системе, а именно:

- внести изменения в документацию об электронном аукционе в соответствии с законодательством о контрактной системе;

-  возвратить поданные заявки на участие в электронном аукционе;

- продлить  срок подачи заявок в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Аукционной комиссии заказчика отменить все протоколы, составленные в ходе размещения закупки

2. Уведомить Бурятское УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок не позднее 09.07.2018.

Неисполнение в установленный срок предписания влечёт в соответствии с частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – в размере пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.