Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-11/05-2017 в отношении АО... от 22 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-11/05-2017

                                                                                                          г. Улан-Удэ   
                                                                                                         

Резолютивная часть решения оглашена 10 мая 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 11 мая 2017 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: <…>,

Членов Комиссии: <…>,  <…>,

рассмотрев дело № 05-11/05-2017 по признакам нарушения АО «Оборонэнерго» (119160, г. Москва, ул. Знаменка, 19) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с ПАО «МРСК Сибири»,

в отсутствие надлежаще извещенного ответчика АО «Оборонэнерго», от ПАО «МРСК Сибири» - представителя по доверенности <…>,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) 09.12.2016 поступило заявление филиала ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» на предмет выявления признаков нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) в действиях АО «Оборонэнерго».

Из заявления следует, что АО «Оборонэнерго» уклоняется от подачи заявки на технологическое присоединение в адрес вышестоящей сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» в связи с обстоятельствами превышения максимальной мощности значениям максимальной мощности, согласованной сторонами в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Бурятское УФАС России  на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции 02.02.2017 вынесло в отношении АО «Оборонэнерго» предупреждение о необходимости прекращения указанных действий, а именно в связи с превышением значений максимальной мощности, согласованной сторонами в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, в срок до 06.03.2017 подать заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (фидер Н-7 от ПС 35/10 кВ Николаевская и фидер Т-5 от ПС 35/10 кВ Телемба) в вышестоящую сетевую организацию ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» и заключить договор технологического присоединения с ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» в соответствии с действующим законодательством.

Исх. от 01.03.2017 АО «Оборонэнерго» сообщило в адрес Бурятского УФАС России о невыполнении вынесенного предупреждения.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия 16.03.2017 возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Оборонэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с ПАО «МРСК Сибири».

Пунктом 41  Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861, (далее - Правила) установлена обязанность   сетевой организации подать заявку  на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случаях, если:

максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций;

сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, и объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее сетевым объектам, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями;

для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость усиления электрической сети смежных сетевых организаций и (или) установки нового оборудования на принадлежащих таким лицам энергопринимающих устройствах и (или) генерирующих объектах.

При присоединении объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию, электрические сети которой в данной точке присоединения имеют более высокий класс напряжения (пункт 42 Правил).

При присоединении объектов электросетевого хозяйства сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, имеющим такой же класс напряжения, заявка на технологическое присоединение подается той сетевой организацией, которой требуется увеличение перетока электрической энергии (мощности).

Для целей настоящих Правил под вышестоящей смежной сетевой организацией понимается смежная сетевая организация, электрические сети которой имеют более высокий класс напряжения. В случае если все смежные сетевые организации имеют одинаковый класс напряжения, вышестоящей смежной сетевой организацией признается сетевая организация, присоединенная к электрической сети более высокого класса напряжения. Сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора (пункт 43 Правил).

Частью 3    статьи  5  ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

В соответствии с пунктом 6.2.8. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229, контрольные измерения потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения в электрических сетях энергосистем, объединенных и единой энергосистем должны производиться 2 раза в год - в третью среду июня и декабря. Эти данные должны использоваться для расчетов электрических режимов, при долгосрочном и краткосрочном планировании и при составлении перспективных, на несколько лет, планов и балансов.

По результатам контрольных замеров от 16.12.2015 (третья среда декабря) установлен факт превышения величины фактической потребляемой    мощности  энергопринимающими устройствами    АО «Оборонэнерго» относительно величины максимальной мощности, согласованной АО «Оборонэнерго» и ПАО «МРСК Сибири» в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а именно: 

- по фидеру Н-7 от ПС 35/10 кВ Николаевская на величину  превышения в размере 165 кВт;

-   по фидеру Т-5 от ПС 35/10 кВ Телемба на величину превышения в размере  53 кВт.

Актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон № 28 установлена максимальная мощность 471 кВт по границе балансовой принадлежности: контактные соединения на проходных изоляторах КРУН – 10 кВ ф. Т-5 «Полигон» от ПС – 35/10кВ «Телемба».

Актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон № 4 от 07.12.2011 установлена максимальная мощность 59 кВт, электроснабжение производится от ПС  35/10 «Николаевская» ВЛ-10 кВ фид. № Н-7.

Приложением № 2 к договору оказания услуг по передаче электроэнергии № 18.0300.588.12 от 25.09.2012 «Технические характеристики точек присоединения» установлены аналогичные размеры максимальной мощности для ПС – 35/10кВ «Телемба» ф. № Т-5 (0,471 МВт), ПС  35/10 «Николаевская» ВЛ-10 кВ фид. № Н-7 (0,059 МВт).

Указанные акты разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон и приложение к договору подписаны сторонами без разногласий. 

Данное обстоятельство является основанием для   подачи заявки на технологическое присоединение сетевой организацией АО «Оборонэнерго» в адрес смежной сетевой организации ПАО «МРСК Сибири».

По результатам контрольного замера от 21.12.2016 (третья среда декабря) также зафиксированы факты превышения  мощности:

-   по фидеру Н-7 от   ПС 35/10 кВ Николаевская на величину  превышения в размере  128 кВт.

-    по фидеру Т-5 от ПС 35/10 кВ Телемба на величину превышения в размере  135 кВт.

Задачей     любой   сетевой организации     является безусловная обязанность в поддержании эксплуатируемого электросетевого  оборудования в состоянии постоянной готовности   к  непрерывному несению нагрузки  и выдаче   потребителям необходимого объема электроэнергии и мощности в любое время при   обеспечении  требований безопасности и надежности оборудования,  обусловленная функциями и задачами сетевой организации и содержанием  услуг по передаче электрической энергии.  

В этой связи Правилами технологического присоединения  предусмотрена обязанность   сетевой организации  обратиться с заявкой на технологическое присоединение в адрес вышестоящей сетевой организации и заключить договор технологического присоединения.

Имеющаяся в материалах дела переписка свидетельствует об уклонении АО «Оборонэнерго» от исполнения  своих обязанностей, предусмотренных Правилами технологического присоединения. Так, ПАО «МРСК Сибири» неоднократно уведомляло АО «Оборонэнерго» о необходимости подачи заявки на технологическое присоединение в связи с увеличением максимальной мощности по ПС 35/10 кВ Николаевская,  ПС 35/10 кВ Телемба в соответствии с пунктом 41 Правил (исх. от 31.08.2016, 08.09.2016, 21.09.2016, 11.10.2016). АО «Оборонэнерго» направило исх. от 01.09.2016, 19.09.2016, 04.10.2016, 27.12.2016  ответы в адрес ПАО «МРСК Сибири», свидетельствующие об уклонении от подачи заявки и заключения договора на технологическое присоединение.

Факты превышения величины  присоединенной   мощности   относительно величины максимальной мощности, согласованной сторонами в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон и договоре оказания услуг по передаче электроэнергии,  имеются.

Доводы АО «Оборонэнерго» о необходимости переоформления документов о технологическом присоединении по ПС 35/10 кВ Николаевская,  ПС 35/10 кВ Телемба на основании пункта 76 Правил и увеличения максимальной мощности без подачи заявки на увеличение максимальной мощности необоснованны, и комиссией антимонопольного органа отклоняются в силу следующего. 

В соответствии с пунктом 76 Правил в случае если на основании сведений, содержащихся в имеющихся документах о технологическом присоединении или документах, указанных в подпунктах "д" и "е" пункта 62 настоящих Правил, не представляется возможным определить величину максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств (в том числе расчетным способом) и иное не установлено соглашением сторон, при этом в таких документах величина мощности указана в мегавольт-амперах, сетевая организация в новых документах о технологическом присоединении указывает величину максимальной мощности в киловаттах. Из содержания актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон возможно определить величину максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, ими установлена величина максимальной мощности в кВт.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.

В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Приказом Федеральной службы по тарифам № 104-э от 21.02.2012 АО «Оборонэнерго» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии». АО «Оборонэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение.

Обзор состояния конкуренции на рынке услуг передачи электрической энергии в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 05-11/05-2017 проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220. В качестве временного интервала исследования определен 2016 год, продуктовые границы рынка определены как услуги по передаче электрической энергии в точки поставки потребителей с уровнями напряжения НН и СН-2, географические границы рассматриваемого товарного рынка определены как территория нахождения объектов электросетевого хозяйства АО «Оборонэнерго», с использованием которых предприятие осуществляло передачу электрической энергии потребителям через ВЛ-10 кВ ф. Т-5 «Полигон» от ПС 35/10 кВ «Телемба» в Еравнинском районе Республики Бурятия, через ВЛ-10 кВ ф. Н-7 от ПС 35/10 кВ «Николаевская» в Тарбагатайском районе Республики Бурятия.

Заключение от 14.04.2017 об обстоятельствах дела № 05-11/05-2017 направлено лицам, участвующим в деле. АО «Оборонэнерго» 10.05.2017 представлены возражения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела. Однако представленные возражения не опровергают выводов, изложенных Комиссией антимонопольного органа в заключении об обстоятельствах дела.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьей 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать действия АО «Оборонэнерго», выразившиеся в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с ПАО «МРСК Сибири», нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

  2. Оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.

  3. Выдать АО «Оборонэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно подать заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (фидер Н-7 от ПС 35/10 кВ Николаевская и фидер Т-5 от ПС 35/10 кВ Телемба) и заключить договор технологического присоединения с ПАО «МРСК Сибири» в соответствии с действующим законодательством в срок до 20.06.2017.

  4. Направить настоящее решение Комиссии уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31. КоАП РФ.

Председатель Комиссии                                           

Члены Комиссии                                                       

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                      Дело № 05-11/05-2017

11 мая 2017 г.                                                             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…> ,

Членов Комиссии:

<…>,

<…>,

руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 11.05.2017 по делу № 05-11/05-2017 о нарушении АО «Оборонэнерго» (119160, г. Москва, ул. Знаменка, 19) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

АО «Оборонэнерго» (119160, г. Москва, ул. Знаменка, 19) в срок до 20.06.2017 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с ПАО «МРСК Сибири», а именно подать заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (фидер Н-7 от ПС 35/10 кВ Николаевская и фидер Т-5 от ПС 35/10 кВ Телемба) и заключить договор технологического присоединения с ПАО «МРСК Сибири» в соответствии с действующим законодательством.

О выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде в адрес Бурятского УФАС России до 23.06.2017 года. 

Председатель Комиссии                                                              

Члены Комиссии                                                                          

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны