Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы ООО «Товары для д... от 28 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

№ 05-32/26-2017

 

«22» марта 2017 года                                                                                                                                                                                                                     г. Улан-Удэ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<...>

в присутствии представителя заказчика <…> по доверенности,

в отсутствие представителя заявителя - извещен,

рассмотрев жалобу ООО «Товары для детей» (вх. от 14.03.2017 № 1527) на действия заказчика при проведении закупки на поставку канцелярских товаров на 2017 год для нужд ГАУЗ «Республиканский клинический лечебно-реабилитационный центр «Центр восточной медицины» (далее по тексту-ГАУЗ «РКЛРЦ «Центр восточной медицины», Заказчик),

УСТАНОВИЛА:

Из жалобы следует, что ГАУЗ «РКЛРЦ «Центр восточной медицины» объявлена закупка путем проведения запроса котировок на поставку канцелярских товаров на 2017 год, извещение № 31704872424. Пунктом 16 документации по проведению запроса котировок на поставку канцелярских товаров на 2017 год установлено требование к участникам закупки о предоставлении оригинала или нотариально заверенной копии справки из налогового органа, подтверждающей что у участника закупки отсутствует задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Налоговый орган не выдает подобного рода справки, а справка об отсутствии задолженности выдается в течение 10 рабочих дней.

Заявитель считает выставленные требования о предоставлении указанной справки ограничением конкуренции так, как только заранее информированные лица могли получить данную справку.

 ГАУЗ «РКЛРЦ «Центр восточной медицины» представлен отзыв на жалобу от 22.03.2017 № 123 из которого следует, что Заказчик не согласен с жалобой на основании следующего. 10.03.2017 на официальном сайте zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение № 31704872424. 15.03.2017 Заказчик отменяет запрос котировок на поставку канцелярских товаров на 2017 год, извещение № 31704872424. 15.03.3017 Заказчик размещает на официальном сайте извещение № 31704890905 о проведении запроса котировок на поставку канцелярских товаров на 2017 год в электронном виде, в документации отсутствует условие о предоставлении участниками закупки оригинала или нотариально заверенной копии справки из налогового органа, подтверждающей что у участника закупки отсутствует задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы № 05-32/26-2017 представитель Заказчика пояснила, что сразу после получения жалобы закупка № 31704872424 отменена и при объявлении закупки № 31704890905 требования о представлении справки из налогового органа не предъявляены.

В результате рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

С января 2014 г., если иной срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования, положения Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) распространяются на автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями.

Закон о закупках устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании пункта 3 части 3 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке утверждается наблюдательным советом автономного учреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 3 в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Во исполнение указанной части принято постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" (далее - Постановление N 616).

Таким образом, в случае закупки товаров, работ, услуг, перечисленных в Перечне товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утвержденном Постановлением N 616, заказчик должен проводить такую закупку в электронной форме. При этом способ осуществления такой закупки (конкурс, аукцион, запрос предложения и иные), а также порядок закупки указанным способом заказчик определяет самостоятельно в положении о закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Решением Наблюдательного совета ГАУЗ «РКЛРЦ «Центр восточной медицины» от 23.12.2016 № 8 утверждено Положение о закупках в новой редакции.

При анализе Положения ГАУЗ «РКЛРЦ «Центр восточной медицины» установлены следующие несоответствия данного Положения Закону о закупках, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно статье 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Пунктом 10 части 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Таким образом, налоговые органы являются уполномоченным лицом на выдачу документов, подтверждающих исполнение налоговых обязательств.

Приказом Федеральной налоговой службы от 21.07.2014 г. N ММВ-7-8/378@ утверждена форма справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, порядок ее заполнения и формат ее предоставления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Вместе с тем, пунктом 13.2.4 раздела 13 «Требования к участникам закупок» Положения ГАУЗ «РКЛРЦ «Центр восточной медицины» установлено, в том числе требование отсутствия у участника процедур закупок задолженности  по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Установленное в пункте 13.2.4 Положения требование к участникам закупок не соответствует пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку участники закупок лишены возможности подтвердить указанное требование соответствующей справкой налогового органа, который выдает исключительно справки по утвержденной форме, а именно: об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.

Кроме того, в разделе 6 Положения ГАУЗ «РКЛРЦ «Центр восточной медицины» перечислены применяемые способы закупок:

торги в форме открытого конкурса, в том числе в электронной форме; в форме открытого аукциона в электронной форме;

без проведения торгов: путем проведения запроса котировок, в том числе запроса котировок в электронной форме – при закупке товаров, работ, услуг, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пяти миллионов рублей с учетом налогов; путем проведения запроса предложений, в том числе запроса предложений в электронной форме – при закупке товаров, работ, услуг, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пяти миллионов рублей с учетом налогов.

Положение ГАУЗ «РКЛРЦ «Центр восточной медицины» не содержит критерии выбора Заказчиком способа закупки (торги или без проведения торгов: запрос котировок или запрос предложений).

Из Положения следует, что Заказчик при начальной (максимальной) цене договора, не превышающей пяти миллионов рублей, вправе применять способы закупки без проведения торгов, а проводить торги только при цене договора превышающей пять миллионов.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке должно содержать, в том числе и условия применения способов закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

На основании изложенного, для обеспечения конкуренции и достижения целей закона Заказчику при осуществлении закупочной деятельности необходимо исходить из следующего.

Для повышения прозрачности проводимых закупок Заказчику следует установить в Положении о закупке критерии выбора Заказчиком способа закупки товаров, работ, услуг в зависимости от предмета договора и или цены договора.

Запрос котировок, запрос предложений целесообразно применять в случае закупки с целью обеспечения срочных, неотложных нужд Заказчика при небольшой сумме начальной (максимальной) цены договора, порог которой установлен в положении о закупке.

При этом необходимо отметить, что наиболее предпочтительным способом определения победителя является проведение конкурса, аукциона в связи с тем, что за счет достаточных сроков подачи заявок и заключения договора указанные процедуры обеспечивают расширение числа участников закупок, а также минимизируют риски совершения согласованных действий заказчика и участника закупки.

В результате рассмотрения жалобы ООО «Товары для детей» Комиссия пришла к следующим выводам.

Установленное в пункте 13.2.4 Положения требование к участникам закупок не соответствует пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку участники закупок лишены возможности подтвердить указанное требование соответствующей справкой налогового органа, который выдает исключительно справки по утвержденной форме, а именно: об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.

Раздел 6 Положения ГАУЗ «РКЛРЦ «Центр восточной медицины» не содержит критерии выбора Заказчиком способа закупки (торги или без проведения торгов: запрос котировок или запрос предложений).

На основании изложенного и, руководствуясь статьей 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Бурятского УФАС России

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ООО «Товары для детей» обоснованной.

2.Выдать ГАУЗ «РКЛРЦ «Центр восточной медицины» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации закупок и порядка заключения договоров по результатам закупок, а именно внести изменения в Положение о закупке.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии     <...>                                              

Члены Комиссии <...>  <...>                                                                                                                            

                                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны