Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №102-135/з-17 о нарушении антимонополь... от 1 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чеченской Республике

----------------------------------------------------------------------------------------

364060, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. им. Умара А. Садаева, д. 13

 

 

                                                                  Военная прокуратура - Войсковая часть 20102

-------------------------------------------------------------------------------------364024, Чеченская Республика, г. Грозный,

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №102-135/з-17

о нарушении антимонопольного законодательства

г. Грозный

 

 Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2017 года

 В полном объеме решение изготовлено 31 июля 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (далее – Чеченское УФАС России) по рассмотрению дела №102-135/С-17 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:        

Председатель комиссии: «…………» – Зам. руководителя управления.

 

           Члены комиссии:  «…………»– Главный специалист-эксперт;

 

                                             «…………» – Ведущий специалист-эксперт,                                                                   

в присутствии представителя Заказчика – Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чеченской Республике (364060, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. им. Умара А. Садаева, д. 13, далее – ГУ МЧС России по Чеченской Республике), «…………» (Контрактный управляющий),

 

в отсутствии представителей Военной прокуратуры – Войсковой части 20102 (364024, Чеченская Республика, г. Грозный, далее – Военная прокуратура), надлежащим образом уведомлены, письменного ходатайства не представили,

 

рассмотрев дело №102-135/з-17 о нарушении Заказчиком - ГУ МЧС России по Чеченской Республике части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

       

        В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на подведомственной территории, в Чеченское УФАС России поступила информация от Военной прокуратуры о наличии в действиях Заказчика – ГУ МЧС России по Чеченской Республике признаков нарушения антимонопольного законодательства при, проведении процедуры определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в форме аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выборочный ремонт жилого дома в г. Грозный, по ул. Строителей, д. 1, на начальную (максимальную) цену контракта 1 500 000, 00 рублей (Реестровый номер <...> ) (далее – Электронный аукцион).

         В ходе проверки информации, полученной от Военной прокуратуры Чеченское УФАС России выявило в действиях Заказчика – ГУ – МЧС России по Чеченской Республике при проведении Электронного аукциона признаки нарушений антимонопольного законодательства, в части ограничения доступа к участию в торгах путем установления неправомерных требований к участникам Электронного аукциона.

На основании вышеизложенного, Приказом Чеченского ФАС России от 19.06.2017г., в отношение   Заказчика – ГУ МЧС России по Чеченской Республике было возбуждено дело №102-135/з-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 19.06.2017г., дело №102-135/з-17 было назначено к рассмотрению на 30.06.2017г..

На рассмотрении дела 30.06.2017г., представители Заказчика - ГУ МЧС России по Чеченской Республике не явились, надлежащим образом были уведомлены, письменного ходатайства не представили.

По результатам рассмотрения дела Комиссия Чеченского УФАС России по рассмотрению дела №102-135/з-17 о нарушении антимонопольного законодательства признала в действиях Заказчика - ГУ МЧС России по Чеченской Республике нарушения требований части 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем, руководствуясь частью 1 статьи 48.1. пунктом 2 части 1.1. статьи 47 Федерального закона «О защите конкуренции» было принято Заключение об обстоятельствах дела №102-135/з-17, при этом Определением об отложении рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 30.06.2017г., дело №102-135/з-17 было отложено и назначено к рассмотрению на 18 июля 2017 года.

На рассмотрение дела 18.07.2017г., явился представитель Заказчика – ГУ МЧС России по Чеченской Республике «…………»

Представитель ГУ МЧС России по Чеченской Республике на рассмотрении дела дал пояснения, согласно которым, процедура закупки была проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон «О контрактной системе …»). Каких-либо требований ограничивающих количество участников торгов не было установлено.

На основании вышеизложенного представитель Заказчика - ГУ МЧС России по Чеченской Республике просил прекратить дело в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства.

 

 Выслушав представителя стороны, исследовав полученные материалы, Комиссия Чеченского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам:

           Заказчиком -  ГУ МЧС России по Чеченской Республике в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru. (далее – Единая информационная система) было размещено извещение о проведении на электронной торговой площадке Акционерного Общества «Электронные торговые системы» на сайте www.etp-micex.ru (далее – Национальная электронная площадка) Электронного аукциона.

        Согласно извещения и документации об Электронном аукционе, предметом Электронного аукциона является выборочный ремонт жилого дома в г. Грозный, по ул. Строителей, д. 1, т.е., ремонт объекта капитального строительства, и исходя из видов работ, подлежащих выполнению, необходимо выполнить работы по капитальному ремонту.

       Кроме того, начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 500 000, 00 рублей.

        Статьей 31 Федерального закона «О контрактной системе …» установлены требования к участникам закупки.

        При этом, согласно части 6 статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе …» Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

         В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О контрактной системе …» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

        При этом, согласно части 1 статьи 27 Федерального закона «О контрактной системе …» участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом

В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ (далее – Градостроительный кодекс РФ) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

При этом, согласно части 3.1. статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Согласно части 1 статьи 55.8. Градостроительного кодекса Российской Федерации, Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличие выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

В силу части 4 статьи 55.8. Градостроительного кодекса Российской Федерации, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009г. №624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень).

Разделом II «Техническое задание» документации об Электронному аукционе, установлены требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ.

Приложением 1 «Дефектный акт», в составе документации об Электронном аукционе установлены виды работ необходимые к выполнению в ходе исполнения контракта, которые в соответствии с Перечнем отнесены к видам работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности: Позиция 9 «Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений» (п. 7.1. Перечня), Позиции 30, 31, 32, 33, 34 «Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации» (п. 15.1 Перечня); «Устройство и демонтаж системы газоснабжения» (п.15.3 Перечня) и т.д..

Таким образом, исходя из положений части 3.1. статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, для участия в Электронном аукционе, участник закупки должен был иметь в наличии, выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

При этом, согласно пункта 22 «Требования к участникам аукциона в электронной форме» документации об Электронном аукционе установлены требования к участникам Электронного аукциона, согласно которым, участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, которые являются предметом контракта, в частности: Наличие свидетельства о допуске к видам работ, относящимся к предмету данного аукциона, выданное саморегулируемой организацией (в соответствии с приказом от 30.12. 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»), что соответствует требованиям установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О контрактной системе …».

        В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона «О контрактной системе …» извещение о проведении Электронного аукциона, помимо прочего, должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

        Кроме того, согласно части 3 статьи 64 Федерального закона «О контрактной системе …» документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

        Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе …»  Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе о наличии финансовых ресурсов для исполнения контракта, о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015г., №99 установлены дополнительные требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, и случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее – Постановление Правительства РФ №99).

        Согласно пункта 2 Постановления Правительства РФ №99, в случае выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам аукциона устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

        Таким образом, установление дополнительных требований к участникам аукциона, о наличии опыта исполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства возможно только в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей. 

        Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ №99 установление требований о наличии, в том числе финансовых ресурсов, возможно при осуществлении закупок на Оказание транспортных услуг (выполнение работ), связанных с техническим обслуживанием, ремонтным монтажом и ремонтом железнодорожного подвижного состава, находящегося в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, с оформлением документов о возможности эксплуатации прошедшего техническое обслуживание (отремонтированного) железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования в составе пассажирских и грузовых поездов.

       Таким образом, при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства установление требований о наличии финансовых ресурсов неправомерно.

        Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона «О контрактной системе …» конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

        Частью 1 статьи 27 Федерального закона «О контрактной системе» участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

        В соответствии с извещением и документацией об Электронном аукционе предметом контракта является выборочный ремонт жилого дома в г. Грозный, по ул. Строителей, д. 1, т.е., ремонт объекта капитального строительства, и исходя из видов работ, подлежащих выполнению, необходимо выполнить работы по капитальному ремонту (Классификация по ОКВЭД2 41.20 40.00: «Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)» ( в редакции 2016года)).

         Кроме того, согласно извещение и документации, об Электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 500 000, 00 рублей.

         Таким образом, при проведение Электронного аукциона к участникам закупки установление дополнительные требований о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, деловой репутации и финансовых ресурсов в соответствии с Постановлением Правительства РФ №99 не правомерно и противоречит требованиям Федерального закона «О контрактной системе …».

        Однако, анализ извещения о проведении Электронного аукциона и документации об Электронном аукционе показал, что Заказчиком – ГУ МЧС России по Чеченской Республике установлены дополнительные требования к участникам аукциона о наличии финансовых ресурсов, о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, что противоречит требованиям установленным пунктами 2 и 4 Постановления Правительства РФ №99, частью 2 и частью 6 статьи 31 Федерального закона «О контрактной системе …» и ограничивает возможность участия в Электронном аукционе участников закупки не соответствующих указанным дополнительным требованиям, что в свою очередь противоречит требованиям установленным частью 1 статьи 8 и частью 1 статьи 27 Федерального закона «О контрактной системе …».

       Действия Заказчика – ГУ МЧС России по Чеченской Республике по организации и проведению Электронного аукциона создали видимость конкуренции при фактическом ее отсутствии и явном ограничении участников торгов, и в последствии обеспечили победу участнику по начальной (максимальной) цене контракта, что подтверждается Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электроном аукционе 0394100009616000008 от 02.06.2016г., согласно которому по окончания срока подачи заявок была подана одна единственная заявка участника закупки, в связи с чем руководствуясь частью 16 статьи 66 Федерального закона О контрактной системе …» Электронный аукцион был признан не состоявшимся.

       Кроме того, необоснованное ограничение участия в Электронном аукционе участников закупки содержит признаки нарушения требований части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.06.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), согласно которой при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

       Организатором Электронного аукциона является Заказчик – ГУ МЧС России по Чеченской Республике.

       Таким образом, действия (бездействия) Заказчика – ГУ МЧС России по Чеченской Республике по неправомерному установлению дополнительных требований к участникам Электронного аукциона о наличии финансовых ресурсов, о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, противоречат требованиям части 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

       На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 1 статьи 48.1. Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия Чеченского УФАС России по рассмотрению дела №102-135/з-17 по результатам рассмотрения дела 30.06.2017г., вынесла Заключение об обстоятельствах дела.

        Руководствуясь пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Определением об отложении рассмотрения дела №102-135/з-17 о нарушении антимонопольного законодательства от 30 июня 2017г. отложила рассмотрение дела №102-135/з-17 до 18 июля 2017г.

       Заказчик – ГУ МЧС России по Чеченской Республике в соответствии с частью 5 статьи 48.1. Федерального закона «О защите конкуренции» не представили Комиссии пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении об обстоятельствах дела №102-135/з-17 от 30.06.2017г., к окончанию рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашению резолютивной части решения по настоящему делу на заседании Комиссии Чеченского УФАС России.

         В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона «О защите конкуренции» Чеченским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, на рынке выполнения работ по строительству, капитальному ремонту объектов капитального строительства в Чеченской Республике в 2015г., в географических границах Чеченской Республики.

       Результаты проведенного анализа состояния конкуренции на рынке выполнения работ по строительству, капитальному ремонту объектов капитального строительства в Чеченской Республике, позволяют заключить, что рассматриваемый рынок относятся к рынку с развитой конкуренцией.

 

       Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

       Нарушение требований части 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

       В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

При этом, согласно части 3.1. статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Однако, согласно Единой информационной системы извещение о проведении Электронного аукциона и документация об Электронном аукционе, были размещены на официальном сайте в Единой информационной системе 24.05.2016г..

Кроме того, по результатам проведения Электронного аукциона 14.06.2016г., Заказчиком – ГУ МЧС России по Чеченской Республике был заключен Государственный контракт №3 на выполнения работ по выборочному ремонту жилого дома, по адресу: г. Грозный, ул. Строителей, 1 на сумму 1 500 000, 00 рублей, с Производственно-коммерческой фирмой «Партнер-И» (Общество с ограниченной ответственностью).

Таким образом, нарушение требований части 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» имело место в период с 24.05.2016г., по 14.06.2016г., т.е., в период проведения Электронного аукциона.

 

В связи с изложенным и руководствуясь ч.ч.2-4 ст.41, ст. 23, ч.1 ст.49, ч.1 ст.49, Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия,   

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Заказчика - Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чеченской Республике при проведении Электронного аукциона (Реестровый номер 0394100009616000008) нарушение части 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции»;
  2. В связи с тем, что нарушения имели место в период с 24.05.2016г. по 14.06.2016г., и невозможностью устранения, Предписание об устранении нарушении требований части 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» не выдавать;
  3. Передать материалы дела №102-135/з-17 должностному лица Чеченского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения в отношение виновного должностного лица Заказчика - Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чеченской Республике.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

 

 

 

           Председатель комиссии                                        «…………»

                  

 

 

                    Члены комиссии:                                         «…………»

 

 

 

                                                                                             «…………»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«…………»

(871-2) 22-22-91

Связанные организации

Связанные организации не указаны