Уведомление б/н Решение по делу № 81 -07/14 в отношении Администрации Соснов... от 30 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
 30 (4.00 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 81 -07/14 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» апреля 2015 года

В полном объеме решение изготовлено «29» апреля 2015 года

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

«< >» – руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

«< >» – начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

«< >» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 81-07/14, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Сосновского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района – частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) из Прокуратуры Челябинской области поступили материалы, указывающие на наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации Сосновского муниципального района по принятию Постановления № 5994 от 16.10.2014 о проведении открытого аукциона по продаже в собственность земельного участка из категории земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», кадастровый номер <...> :19:0000000:362 (далее - Аукцион, торги), части 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района по нарушению порядка организации и проведения Аукциона.

Основанием для обращения Прокуратуры Челябинской области явилось заявление ООО «Альфа-Стоун», являющегося арендатором земельного участка с кадастровым номером 74:19:0000000:362 на основании договора аренды от 24.08.2009, в котором общество указывает о преимущественном праве выкупа указанного земельного участка.

ООО «Альфа-Стоун» представлены документы и следующие письменные пояснения ( вх. № 1127 от 26.01.2015, 3584 от 11.03.2015).

На основании договора аренды от 24.08.2009 общество осуществляет владение земельным участком с кадастровым номером 74:19:0000000:362. Ранее указанный земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения и предоставлялся обществу на основании Постановления Главы Сосновского муниципального района от 18.07.2006 № 280 по договору аренды № 72/2006 от 18.07.2006 сроком до 18.06.2007.

На территории указанного земельного участка расположены база транспортных средств, дробильно-сортировочный комплекс (фабрика), принадлежащие обществу на праве собственности. Объекты недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 74:19:0000000:362 отсутствуют.

Общество на указанном земельном участке осуществляет на основании лицензии ЧЕЛ 01287 ТЭ от 05.10.2003 деятельность по добыче и переработке строительного камня.

Общество не было надлежащим образом извещено о проведении торгов, в связи с чем Администрацией нарушено право ООО «Альфа-Стоун» на участие в торгах.

09.03.2010 в договор аренды земельного участка № 215/2009 от 24.08.2009 внесены изменения (пункт 3.7 договора), согласно которым в случае если арендодатель с согласия арендатора предложит участок для продажи, преимущественное, по отношению к третьим лицам, право покупки имеет арендатор. В случае отказа арендатора от покупки, арендодатель вправе продать участок любому добросовестному приобретателю после окончания срока действия договора.

На момент принятия Администрацией решения о проведении торгов, земельный участок обременен договором аренды, заключенным с ООО «Альфа-Стоун». Следовательно, при проведении оценки для целей определения начальной стоимости земельного участка подлежат учету сведения о наличии обременений земельного участка. Вместе с тем, в отчете об оценке отсутствуют сведения об обременениях.

Отсутствие в опубликованном проекте договора купли-продажи земельного участка, заключаемого по результатам Аукциона, сведений об обременении земельного участка, по мнению ООО «Альфа-Стоун», создало условия для участия в торгах лиц (в частности физических лиц), у которых отсутствовала данная информация, что впоследствии могло повлиять на условия использования земельного участка.

Статьей 460 ГК РФ предусмотрена обязанность продавца по договору купли-продажи передать покупателю товар, свободный от прав третьих лиц, данное условие является существенным для договора купли-продажи, поскольку позволяет расторгнуть заключенный договор.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2014 в отношении ООО «Альфа-Стоун» введена процедура банкротства – наблюдение.

14.11.2014 ООО «Альфа-Стоун» заключено Соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 215/2009 от 24.08.2009, в соответствии с которым ООО СК «Каменный берег» переданы права и обязанности общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:19:0000000:362.

Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области 23.01.2014 принято распоряжение № 70-Р «О досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, по лицензии ЧЕЛ 01287 ТЭ». В настоящее время в производстве Арбитражного суда Челябинской области находится дело № А76-9338/2014 по заявлению ООО «Альфа-Стоун» к Министерству о признании недействительным распоряжения от 23.01.2014 № 70-Р, рассмотрение которого назначено на 03 июня 2015 года.

Таким образом, поскольку ООО «Альфа-Стоун» являлось арендатором земельного участка, Администрация при принятии решения о продаже земельного участка должна была реализовать преимущественное право общества на его приобретение, а также известить о дате проведения Аукциона.

Действия Администрации по неизвещению общества о дате проведения торгов могло привести к ограничению конкуренции ввиду невозможности приобретения ООО «Альфа-Стоун» земельного участка в собственность.

Администрация письменные пояснения в материалы дела не представила, участие в рассмотрении дела не принимала.

Комитетом представлены документы и следующие письменные пояснения ( вх. № 3349 от 05.03.2015, исх. № 147 от 14.04.2015).

На основании заявления ООО «Альфа-Стоун» о продлении договора аренды от 24.08.2009 № 215/2009 Администрацией принято Постановление от 06.05.2010 № 3859 «О внесении изменения в Постановление Главы Сосновского муниципального района Челябинской области от 24.08.2009 № 6747», в соответствии с которым срок предоставления земельного участка с кадастровым номером 74:19:0000000:362 установлен до 31.08.2058.

Извещение о проведении Аукциона содержит типовой проект договора купли-продажи земельного участка, в связи с чем в нем не указаны сведения об обременении. Однако данная информация содержится непосредственно в Извещении о проведении торгов.

В заключенном по результатам торгов договоре купли-продажи земельного участка от 28.11.2014 содержатся сведения об обременении правом аренды по договору аренды от 24.08.2009 № 215/2009 (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 указанного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Согласно статье 617 ГК РФ переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды, в связи с чем в действиях Администрации по принятию решения о проведении торгов по продаже земельного участка и Комитета по проведению торгов отсутствуют нарушения прав ООО «Альфа-Стоун».

К«< >» С.В., являющимся приобретателем земельного участка по результатам Аукциона, представлены документы и следующие письменные пояснения (вх. № 967 от 23.01.2015).

В извещении о проведении торгов, опубликованном в газете «Сосновская нива» № 18 от 18.10.2014, указано, что торги проводятся в соответствии с Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договора аренды таких участков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808.

Извещение о проведении Аукциона содержит сведения о документах, представляемых претендентами на участие в Аукционе, в том числе нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выписки из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 8 Правил извещение о проведении торгов должно содержать форму заявки на участие в торгах, порядок место, дату и время начала и окончания приема заявок на участие в торгах и прилагаемых к ним документов, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах. Правила не содержат требования об указании в форме заявки на участие в торгах перечня предоставляемых претендентами документов.

В извещении о проведении Аукциона указаны все сведения о земельном участке, в том числе о наличии обременений, в связи с чем оно соответствует требованиям, установленным Правилами.

Проект договора купли-продажи земельного участка, опубликованный в извещении о проведении торгов, является стандартной, типовой формой договора. Следовательно, он не может содержать сведения о конкретном отчуждаемом земельном участке, который будет являться предметом договора.

Сведения о порядке определения участников Аукциона изложены в пункте 14 Правил и содержатся в Извещении о проведении торгов.

Понятие «оформление заявок» предполагает выдачу организатором торгов бланков на участие в аукционе и принятие уже подготовленных претендентами заявок, их регистрацию. Указанное условие не препятствовало заинтересованным лицам оформить заявку самостоятельно и представить организатору торгов.

В соответствии с пунктом 26 Правил протокол о результатах торгов является основанием для заключения договора купли-продажи, содержащиеся в нем сведения являются существенными условиями договора купли-продажи.

Отсутствие в Протоколе о результатах Аукциона в нарушение Правил сведений о предложениях участников торгов не влияет на законность его проведения.

Принятие Администрацией решения о проведении Аукциона и его проведение Комитетом не повлияло на права арендатора земельного участка, поскольку в соответствии со статьей 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Кроме того, в соответствии со статьей 22 ЗК РФ и статьей 250 ГК РФ допускается продажа земельного участка, обремененного правом аренды.

Продажа земельного участка на торгах не влияет на обязательственные отношения арендатора земельного участка по договору аренды, поскольку смена собственника земельного участка не влечет прекращение договора аренды.

Действующее законодательство не содержит запрета для арендатора обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении участка в собственность. Вместе с тем, с соответствующим заявлением общество в адрес Администрации не обращалось.

В случае, когда орган местного самоуправления принимает решение о продаже земельного участка, у арендатора в данном случае возникает преимущественное право на его покупку по отношению к другим покупателям при прочих равных условиях. ООО «Альфа-Стоун» уведомлено Администрацией о проведении торгов (Уведомление № 4293 от 05.11.2014). Вместе с тем, общество участие в торгах не принимало, в связи с чем не могло реализовать преимущественное право на приобретение земельного участка в собственность на торгах.

Нарушение порядка проведения Аукциона не влияет на права общества, поскольку также не влечет смену арендатора.

В настоящее время с ООО «Альфа-Стоун» заключен договор аренды от 10.12.2014, который зарегистрирован в установленном законом порядке 18.12.2014, нормер записи государственной регистрации 74-74-19/165/2014-450.

В материалы дела представлен договор аренды земельного участка от 10.12.2014, заключенный К«< >» С.В. с ООО «Альфа-Стоун», сроком до 31.12.2015 (с отметкой о государственной регистрации).

Таким образом, смена собственника земельного участка не привела к прекращению договорных отношений с ООО «Альфа-Стоун». По мнению победителя Аукциона, отсутствие в проекте договора купли-продажи земельного участка сведений об обременениях не является нарушением антимонопольных требований к торгам, поскольку информация о наличии договорных отношений содержалась в извещении о проведении Аукциона.

По мнению К«< >» С.В., при проведении Аукциона Комитетом не допущено нарушений, которые могли бы ограничить количество участников торгов, в связи с чем отсутствует нарушение требований Закона о защите конкуренции.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Администрацией Сосновского муниципального района принято Постановление от 16.10.2014 № 5994, согласно которому принято решение о проведении открытого аукциона по продаже в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:19:0000000:362.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Администрацией ООО «Альфа-Стоун» по договору аренды № 215/2009 от 24.08.2009 предоставлено право пользования земельным участком с кадастровым номером 74:19:0000000:362 сроком до 23.08.2058. Указанный договор прошел государственную регистрацию Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (регистрационный номер <...> -74-29/133/2009-494). Регистрационная запись не прекращена.

Земельный участок с кадастровым номером 74:19:0000000:362 расположен в восточной части Полетаевского месторождения строительного камня. На момент принятия Постановления от 16.10.2014 № 5994 ООО «Альфа-Стоун» предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня на Полетаевском месторождении гранодиоритов по лицензии ЧЕЛ 01287 ТЭ от 05.10.2003.

Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В соответствии со статьей 617 ГК РФ переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Согласно части 1 статьи 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.

Частью 1 статьи 460 ГК РФ установлено, что продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.

Анализ законодательства показывает, что арендатор земельного участка не наделен исключительным правом на его приобретение в случае принятия собственником решения о его продаже.

Правила предусматривают обязанность для собственника (организатора торгов) реализовать земельный участок с соблюдением публичной процедуры Аукциона, в котором вправе участвовать арендатор земельного участка.

При условии, что смена собственника земельного участка не влечет смену арендатора, преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, установленное статьей 621 ГК РФ, учитывается при отношениях, связанных с арендой, в том числе при проведении торгов на право заключения договора аренды на новый срок, на которых указанное право арендатора, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности по договору аренды, может быть реализовано.

Каких-либо положений, обязывающих собственника земельного участка заключать договор купли-продажи с лицом, которому он предоставлен в аренду, либо принять решение о продаже земельного участка путем проведения торгов только в случае отказа арендатора заключить договор купли-продажи, действующее законодательство не содержит.

Кроме того, Правила позволяют продать земельный участок, обремененный арендой, поскольку такие сведения могут содержаться в извещении о проведении торгов, являющемся публичной офертой, и условия которой принимает потенциальный участник торгов, подавая заявку на участие в торгах. При этом часть 1 статьи 460 ГК РФ позволяет покупателю принять товар, обремененный правами третьих лиц, с его согласия, которые он фактически излагает при подаче заявки на участие в торгах и заключении договора купли-продажи по их итогам.

Действующим законодательством не предусмотрено согласование (заблаговременное уведомление) арендатора земельного участка о принятии органом местного самоуправления решения о проведении торгов по продаже земельного участка, в связи с чем довод о необходимости уведомления Администрацией ООО «Альфа-Стоун», как арендатора земельного участка, о принятии решения о продаже земельного участка не принят Комиссией антимонопольного органа.

На основании вышеизложенного не может быть принято во внимание указание ООО «Альфа-Стоун» об отсутствии у Администрации правовых оснований для принятия Постановления от 16.10.2014 № 5994 и проведении Комитетом торгов по продаже земельного участка.

Довод ООО «Альфа-Стоун» о нарушении Администрацией пункта 3.7 договора аренды земельного участка № 215/2009 от 24.08.2009 не может быть рассмотрен антимонопольным органом, поскольку споры, вытекающие из договорных отношений, подлежат разрешению в судебном порядке.

Включение в договор № 215/2009 от 24.08.2009 данного условия на основании Изменений № 1 от 09.03.2010 не исключает обязанности Администрации, Комитета по соблюдению действующего законодательства при организации торгов по продаже земельных участков, к которым отнесено направление каких-либо уведомлений о продаже земельного участка. В данном случае Правила устанавливают обязанность для организатора торгов опубликовать извещение в печатных средствах массовой информации (Постановление в редакции от 15.09.2011).

На основании вышеизложенного, в действиях Администрации Сосновского муниципального района по принятию Постановления от 16.10.2014 № 5994 не усматривается нарушение антимонопольного законодательства, в связи с чем Комиссия считает возможным прекратить рассмотрение дела в отношении Администрации.

2. На основании Постановления Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области № 5994 от 16.10.2014 «О проведении открытого аукциона по продаже в собственность земельного участка» Комитетом в газете «Сосновская нива» от 18.10.2014 № 118 (11092) опубликовано извещение о проведении Аукциона по продаже в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:19:0000000362.

Согласно протоколу приема заявок на участие в аукционе по продаже земельного участка от 25.11.2014 на участие в торгах подано три заявки.

В соответствии с протоколом о результатах аукциона по продаже земельного участка от 26.11.2014 победителем признан К«< >» С.В.

Порядок проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков определен Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» (далее – Правила).

2.1. В соответствии с подпунктом «в» пункта 8 Правил извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о границах земельного участка.

Частью 7 статьи 38 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В извещении о проведении Аукциона указана информация о том, что границы данного земельного участка определены.

Однако сведения о конкретных границах земельного участка (то есть сведения о местоположении границ земельного участка с указанием координат их точек) извещение о проведении Аукциона не содержит, что не соответствует подпункту «в» пункта 8 Правил.

 

2.2. В соответствии с подпунктом «в» пункта 8 Правил извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе сведения об обременениях земельного участка, а также иные, позволяющие индивидуализировать земельный участок данные.

В извещении о проведении торгов указано, что земельный участок обременен правом аренды по договору аренды от 24.08.2009 № 215/2009. Иные сведения об обременении земельного участка отсутствуют, в том числе о сроке договора аренды.

Из содержания статьи 8.1 ГК РФ следует, что обременение предполагает ограничение прав собственника.

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:19:0000000:362 установлено ограничение (обременение) правом аренды сроком с 23.11.2009 по 23.08.2058. Таким образом, организатором торгов не указана полная информация об обременениях земельного участка.

Согласно информации, представленной Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее – Министерство), привлеченным к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, земельный участок с кадастровым номером 74:19:0000000:362 расположен в восточной части Полетаевского месторождения строительного камня. На момент проведения торгов ООО «Альфа-Стоун» предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня на Полетаевском месторождении гранодиоритов по лицензии ЧЕЛ 01287 ТЭ от 05.10.2003.

Таким образом, данные сведения позволяют индивидуализировать конкретный участок, учитывать его особенности и условия дальнейшего использования (например, установление сервитута и т.д.).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Отсутствие в извещении о проведении Аукциона обязательных сведений об обременении земельного участка в части срока аренды земельного участка, а также об индивидуализирующих земельный участок данных, в частности о нахождении в его границах месторождения полезных ископаемых, право пользования которым предоставлено ООО «Альфа-Стоун» на основании лицензии, не позволяет определить установленные в отношении указанного земельного участка условия его использования лицом, победившим на Аукционе (собственником земельного участка), что может привести к созданию отдельным хозяйствующим субъектам преимущественных условий участия в торгах ввиду представления информации в приоритетном порядке, недопущению, ограничению, устранению конкуренции и противоречит антимонопольным требованиям к торгам.

Таким образом, действия Комитета по неуказанию обязательных сведений об обременениях земельного участка в части срока аренды земельного участка, а также о нахождении в его границах месторождения полезных ископаемых и пользователя недрами, предусмотренных пунктом 8 Правил, является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2.3. В соответствии с подпунктом «н» пункта 8 Правил извещение о проведении Аукциона должно содержать проект договора купли-продажи земельного участка.

Проект договора купли-продажи земельного участка является неотъемлемой частью документации по торгам, на условиях которого он заключается по результатам проведения Аукциона.

В проекте договора купли-продажи, опубликованном в Извещении о проведении Аукциона, указано об отсутствии обременений в отношении земельного участка (пункт 3.1).

Таким образом, сведения об обременениях, содержащиеся в проекте договора купли-продажи, являющегося неотъемлемой частью документации по торгам, не соответствуют аналогичным сведениям, содержащимся в извещении о проведении Аукциона.

Согласно части 1 статьи 435 ГК РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение.

Извещение о проведении торгов является публичной офертой.

Договор заключается на условиях, указанных в извещении о проведении торгов и в проекте договора.

Неуказание Комитетом в проекте договора купли-продажи земельного участка сведений о наличии обременения земельного участка могло привести к заключению договора не на условиях извещения (публичной оферты), что не соответствует части 1 статьи 435 ГК РФ.

Указание Комитета на то, что извещение о проведении Аукциона содержит типовой проект договора купли-продажи земельного участка, не может быть принято во внимание, поскольку в соответствии с подпунктом «н» пункта 8 Правил извещение о проведении торгов должно содержать проект договора.

Проект договора купли-продажи земельного участка на основании подпункта «и» пункта 4 Правил готовит организатор торгов, то есть определяет его условия и особенности, включая информацию о наличии обременений.

 

2.4. Подпунктом «ж» пункта 8 Правил установлено, что извещение о проведении торгов должно содержать форму заявки об участии в торгах.

Согласно пункту 10 Правил для участия в торгах претендент представляет организатору торгов заявку по форме, утверждаемой организатором торгов. При подаче заявки физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется доверенность.

Юридическое лицо дополнительно прилагает к заявке нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а также выписку из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент).

В форме заявления на участие в торгах в перечне необходимых документов Комитетом указаны:

- выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);

- копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей);

- платежное поручение с отметкой банка о его приеме к исполнению (о внесении задатка);

- квитанция с отметкой учреждения банка о приеме средств (о внесении задатка).

В форме заявки на участие в аукционе, опубликованной в извещении о проведении торгов, сведения о необходимости представления в составе заявки на участие в торгах юридическим лицом нотариально заверенных копий учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, выписки из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент) отсутствуют, что не соответствует пункту 10 Правил.

Отсутствие в утвержденной организатором торгов форме заявки на участие в Аукционе сведений о необходимости представления в составе заявки на участие в торгах юридическим лицом определенных организатором торгов документов могло привести к оформлению и подаче заявки не в соответствии с требованиями организатора торгов ввиду отсутствия в форме заявки сведений о необходимости представления в составе заявки на участие в торгах юридическим лицом соответствующих документов, что влечет отказ в допуске к участию в торгах по данному основанию, созданию определенным хозяйствующим субъектам преимущественных условий участия в торгах посредством представления информации в приоритетном порядке и является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в форме заявки на участие в торгах организатором неправомерно установлено требование о представлении в составе заявки выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), что не предусмотрено действующим законодательством.

Установление Комитетом требования к участникам Аукциона о представлении ими в составе заявки на участие в Аукционе документов, представление которых не предусмотрено действующим законодательством, могло привести к ограничению количества участников торгов ввиду сокращения срока оформления и подготовки заявки на участие в торгах, либо необоснованному отказу в допуске к участию в торгах ввиду непредставления таких документов, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

2.5. В соответствии с подпунктом «и» пункта 8 Правил извещение о проведении торгов должно содержать порядок определения их участников.

Согласно пункту 15 Правил претендент не допускается к участию в торгах по следующим основаниям:

а) заявка подана лицом, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;

в) заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В нарушение подпункта «и» пункта 8 Правил извещение о проведении торгов не содержит сведений о порядке определения участников торгов, что не позволяет ознакомиться с условиями участия в торгах и может привести к необоснованным отказам в допуске к участию в Аукционе, что влечет нарушение порядка определения победителя торгов ввиду создания возможности для организатора торгов определить его из числа лиц, допущенных (недопущенных) к участию в Аукционе без учета установленных требований, что противоречит части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

2.6. Согласно пункту 17 Правил претенденты, признанные участниками торгов, и претенденты, не допущенные к участию в торгах, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня с даты оформления данного решения протоколом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.

В нарушение пункта 17 Правил в извещении установлено условие о том, что для получения информации о допуске к участию в аукционе претенденты должны прибыть по указанному адресу 25 ноября 2014 года с 14 час.00 мин. до 17 час.00 мин, что не соответствует пункту 17 Правил, предусматривающему направление претендентам, признанным участниками торгов, и претендентам, не допущенным к участию в торгах, соответствующих уведомлений.

Правила не содержат ограничения по месту оформления претендентами заявок на участие в аукционе.

Вместе с тем, в извещении установлено условие о том, что оформление заявок на участие в аукционе и ознакомление с предметом аукциона производится в Комитете, что не предусмотрено Правилами.

2.7. Согласно пункту 25 Правил результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом (при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы) и победителем торгов в день проведения торгов. Протокол о результатах торгов составляется в 2 экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора торгов. В протоколе указываются:

а) регистрационный номер предмета торгов;

б) местоположение (адрес), кадастровый номер земельного участка, данные о государственной регистрации прав на земельный участок;

в) предложения участников торгов;

г) имя (наименование) победителя (реквизиты юридического лица или паспортные данные гражданина);

д) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы;

е) срок уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа);

ж) порядок, сроки и размеры платежей, если земельный участок продается в рассрочку (график платежей).

В нарушение подпункта «в» пункта 25 Правил Протокол о результатах Аукциона по продаже земельного участка от 26.11.2014 не содержит сведений о предложениях участников торгов.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Комитета по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Поскольку на момент рассмотрения дела по результатам Аукциона договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 74:19:0000000:362 заключен, прошел государственную регистрацию, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи Комитету предписаний, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, подпунктов «в», «ж», «и» пункта 8 Правил действия Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района по:

- неуказанию в извещении о проведении Аукциона обязательных сведений, о границах земельного участка, об обременении земельного участка в части срока его действия, сведений, индивидуализирующих земельный участок в части нахождения на нем месторождения полезных ископаемых, право пользование которым предоставлено на основании лицензии, порядке определения участников торгов;

- неуказанию в проекте договора купли-продажи земельного участка, заключаемого по результатам Аукциона, и являющегося неотъемлемой частью документации по торгам, сведений об обременении земельного участка арендой и сроке такого обременения;

- неуказанию в форме заявки на участие в Аукционе сведений о документах, представляемых в составе заявки на участие в торгах юридическим лицом;

- установлению в извещении о проведении Аукциона требования о представлении претендентами в составе заявки на участие в Аукционе документов, не предусмотренных действующим законодательством.

2. Прекратить рассмотрение дела № 81-07/14, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

3. Предписание в порядке пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции не выдавать.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

5. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны