Решение б/н Решение и предписание № 03-07/15 от 19 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» февраля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «18» марта 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 03-07/15 по признакам нарушения Администрацией Миасского городского округа (пр. Автозаводцев, 55, г. Миасс, 456300; далее - Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

  По результатам проведения Челябинским УФАС России плановой проверки в действиях Администрации при утверждении Постановлением Администрации от 31.01.2013 № 552 (в редакции Постановления от 23.04.2013 № 2444) муниципального задания МБУ «Архитектурно-планировочный центр Миасского городского округа» (далее – МБУ «АПЦ») на 2013 год, а также Постановлением Администрации от 13.01.2014 № 125  муниципального задания МБУ «АПЦ» на 2014 год были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Представителем Администрации на заседание Комиссии представлены письменные пояснения б/н от 12.02.2015 и отмечено следующее.

           

            В 2013, 2014 годах Администрацией были выданы муниципальные задания  для МБУ «АПЦ» на выполнение работ по подготовке проектов межевания земельных участков, в том числе под многоквартирными домами.

            В соответствии с частями 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004                   № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

            Потребителями данной услуги выступают конкретные физические и юридические лица, являющиеся собственниками помещений в многоквартирных домах, у которых после проведения межевания земельных участков и постановке их на кадастровый учет возникает право на благоустройство и формирование придомовой территории. В Постановлении Администрации от 14.02.2011 № 687 «Об утверждении реестра муниципальных функций и реестра муниципальных услуг, предоставляемых на территории Миасского городского округа в области территориального планирования» также отражено, что потребителями услуги «Подготовка проектов межевания земельных участков, в том числе под многоквартирными домами, являются физические и юридические лица.

          По мнению ответчика, в данном случае непосредственно у органа местного самоуправления отсутствует потребность в выполнении работ по подготовке проектов межевания земельных участков, в том числе под многоквартирными домами, в связи с этим отсутствуют квалифицирующие признаки, позволяющие отнести выполнение таких работ к муниципальным нуждам.

 

Представителем МБУ «АПЦ» на заседание Комиссии представлены письменные пояснения б/н от 12.02.2015, исх. № 171/19 от 20.02.2015 и отмечено, что в период 2013-2014 гг. муниципальным учреждением после выполнения топографо-геодезических изысканий, работ по межеванию земель подготовлены схемы расположения 341 земельного участка на кадастровом плане территории Миасского городского округа (под многоквартирными жилыми домами, для индивидуального жилищного строительства, под объектами инфраструктуры), проведены работы по подготовке проектов межевания территорий общей площадью 105 га.     

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

В соответствии с частью 1 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать «определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг».

Постановлением Администрации от 31.01.2013 № 552 (в редакции Постановления Администрации от 23.04.2013 № 2444) утверждено муниципальное задание на оказание муниципальной услуги «Подготовка проектов межевания земельных участков, в том числе под многоквартирными жилыми домами» МБУ «АПЦ» на 2013 год (далее – муниципальное задание на 2013 год).

Постановлением Администрации от 13.01.2014 № 125 утверждено муниципальное задание на оказание муниципальной услуги «Подготовка проектов межевания земельных участков, в том числе под многоквартирными жилыми домами» МБУ «АПЦ» на 2014 год. Указанное постановление признано утратившим силу Постановлением Администрации от 26.02.2014 № 1270.

Постановлением Администрации от 26.02.2014 № 1270 (в редакции  Постановления Администрации от 13.11.2014 № 6683) утверждено новое муниципальное задание МБУ «АПЦ» на 2014 год (далее – муниципальное задание на 2014 год).

Постановлением Администрации от 15.01.2015 № 89 утверждено муниципальное задание на оказание муниципальных услуг «Подготовка проектов межевания земельных участков, в том числе под многоквартирными жилыми домами» и «Подготовка и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане застроенных земельных участков и незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства» МБУ «АПЦ» на 2015 год (далее – муниципальное задание на 2015 год).

Предоставление названных услуг оказывается МБУ «АПЦ» за счет субсидий из бюджета Миасского городского округа.

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения № 63 от 07.02.2013 между учредителем и муниципальным бюджетным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальной услуги (выполнение работ), пунктом 1 дополнительного соглашения № 148 от 24.04.2013 к указанному соглашению размер субсидий на 2013 год составляет 6 679 400 рублей.

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения № 4 от 14.01.2014 между учредителем и муниципальным бюджетным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальной услуги (выполнение работ), пунктом 1 дополнительного соглашения № 247 от 13.11.2014 к указанному соглашению размер субсидий на 2014 год составляет 4 043 819, 55 рублей.

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения № 44 от 27.02.2014 между учредителем и муниципальным бюджетным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальной услуги (выполнение работ), пунктом 1 дополнительного соглашения № 120 от 14.07.2014 к указанному соглашению размер субсидий на 2014 год составляет 3 592 680, 88 рублей.

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения № 20 от 29.01.2015 между учредителем и муниципальным бюджетным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальной услуги (выполнение работ), размер субсидий на 2015 год составляет 3 628 675, 62 рублей.

Потребители муниципальной услуги – нужды Миасского городского округа.

Тогда как из положений БК РФ следует, что работы, услуги бюджетного учреждения должны формироваться и оказываться категориям физических и (или) юридических лиц, а не обеспечивать потребность муниципального образования.

1. Согласно пункту 3.2 муниципального задания на 2013 год и пункту 3.2 раздела 1 муниципальных заданий на 2014 и 2015 годы одним из показателей объема муниципальной услуги является площадь разработанных проектов межевания территории, в том числе: под индивидуальное жилищное строительство и многоквартирные жилые дома, под объектами инфраструктуры. Источником информации о значении показателя являются утвержденные проекты межевания территории.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах ОМСУ) к вопросам местного значения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.

Пунктом 1 раздела 3.2.2 Постановления Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» установлено, что проект межевания территорий разрабатывается соответствующими органами местного самоуправления или по заявкам собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости с целью обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков.

Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3 статьи 43 ГрК РФ).

Соответственно, применительно к рассматриваемому случаю деятельность МБУ «АПЦ» по выполнению на основании муниципальных заданий на 2013, 2014 и 2015 годы работ по подготовке проектов межевания территории по существу направлена на обеспечение за счет средств местного бюджета потребностей муниципального образования «Миасский городской округ» в работах, необходимых для решения Администрацией вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления.

1.1. На основании части 8 статьи 45 ГрК РФ (в редакции от 30.12.2012) подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа (пункт 3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах ОМСУ (в редакции от 25.12.2012)).

На момент утверждения МБУ «АПЦ» муниципального задания на 2013 год действовал Федеральный закон  от 21.07.2005 № 94-ФЗ  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

Указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (статья 1 Закона о размещении заказов).

Частью 2 статьи 3 Закона о размещении заказов установлено, что под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Из этого следует, что бюджетные учреждения размещают заказы в случае возникновения потребности в товарах, работах, услугах только данных бюджетных учреждений. Тогда как на муниципальные нужды размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях заключения муниципальных контрактов и в отдельных случаях гражданско-правовых договоров в любой форме должны осуществлять муниципальные заказчики. В силу части 1 статьи 4 Закона о размещении заказов бюджетные учреждения не являются муниципальными заказчиками, а  выступают в качестве иных заказчиков.

Согласно статье 72 БК РФ (в редакции от 25.12.2012) размещение заказов на выполнение работ для муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных ассигнований.

В соответствии со статьей 2 Закона о размещении заказов нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать данному закону.

Во всех случаях размещение заказа на выполнение работ для муниципальных нужд осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов (статья 10). Проведение торгов способствует эффективному использованию средств бюджетов, развитию конкуренции за выполнение работ для муниципальных нужд путем создания условий для выбора победителя, предлагающего наилучшие условия, и обеспечивает равный доступ к возможности получения бюджетных средств для всех заинтересованных лиц.

При этом согласно статье 8 Закона о размещении заказов участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Федеральными законами.

Следовательно, применение Закона о размещении заказов является обязательным условием при использовании средств местного бюджета, которые направляются на оплату работ для муниципальных нужд.

Исходя из системного толкования законодательства, выполнение работ по подготовке проектов межевания территории относится к муниципальным нуждам, обеспечение которых до 01 января 2014 года должно осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, например, посредством проведения процедуры торгов (часть 2 статьи 3, пункт 1 части 1 статьи 10).

Выдача Администрацией МБУ «АПЦ» муниципального задания на 2013 год  на выполнение работ, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами, с нарушением требований БК РФ и Закона о размещении заказов противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

1.2. На основании части 8 статьи 45 ГрК РФ (в редакции от 22.10.2014) подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (пункт 3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах ОМСУ (в редакции от 04.10.2014)).

На момент утверждения МБУ «АПЦ» муниципальных заданий на 2014 и 2015 годы действовал Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (статья 1 Закона о контрактной системе).

Согласно статье 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, должны соответствовать данному закону.

Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Следовательно, применение Закона о контрактной системе является обязательным условием при использовании средств местного бюджета, которые направляются на оплату услуг для муниципальных нужд.

Исходя из системного толкования законодательства, выполнение работ по подготовке проектов межевания территории относится к муниципальным нуждам, обеспечение которых с 01 января 2014 года должно осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, например, посредством проведения конкурентных процедур.

Выдача Администрацией МБУ «АПЦ» муниципальных заданий на 2014 и 2015 годы на выполнение работ, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами, с нарушением требований БК РФ и Закона о контрактной системе противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

Установив безальтернативный порядок выполнения работ по подготовке проектов межевания территории посредством выдачи муниципальных заданий без проведения конкурентных процедур Администрация создала необоснованные преимущества осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта определенной организационно-правовой формы – МБУ «АПЦ», в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур, и в случае признания победителями – выполнять  указанные  работы.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2).

Таким образом, действия Администрации по утверждению муниципальных заданий на 2013, 2014 и 2015 годы в части выполнения работ по подготовке проектов межевания территории привели к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности МБУ «АПЦ» и могли привести к устранению конкуренции при размещении муниципального заказа на выполнение указанных работ, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Закона об общих принципах ОМСУ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Под полномочиями органов местного самоуправления понимают закрепленный нормами муниципального права (федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, местными нормативными актами) за органами и должностными лицами местного самоуправления комплекс прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения на территории муниципального образования. Полномочия являются составной частью понятия «компетенция», включающего также предметы ведения, т.е. сферы деятельности, в которых действует компетентный в них орган. Полномочия органов местного самоуправления включают в себя два вида:

1) собственные полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, которые признает за ними государство;

2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы и должностные лица местного самоуправления.

Исполнение полномочий органами местного самоуправления связано с решением вопросов местного значения.

Действующее законодательство не содержит положений, указывающих на то, что вопросы местного значения, равно как и полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в части либо в полном объеме могут быть переданы муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным автономным учреждениям.

Возможность создания муниципального бюджетного учреждения в целях осуществления непосредственно полномочий органов местного самоуправления, не только не предусмотрена действующим законодательством, но прямо запрещена Законом о защите конкуренции.

Согласно пункту 3.2 муниципального задания на 2013 год одними из показателей объема муниципальной услуги являются количество земельных участков, на которые подготовлены схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под индивидуальное жилищное строительство и многоквартирные жилые дома, а также под объектами инфраструктуры.

Источником информации о значении указанных показателей являются утвержденные схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно пункту 3.1 раздела 2 муниципальных заданий на 2014 и 2015 годы показателями, характеризующими качество услуги, являются подготовка и выдача схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории застроенных земельных участков и незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства. Показателем объема указанной муниципальной услуги является количество земельных участков, на которые подготовлены схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Тогда как подготовка и выдача схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Так, согласно пункту 2 статьи 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта согласно пункту 4 статьи 30 ЗК РФ  осуществляется в следующем порядке:

- проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Соответственно, проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) может быть осуществлено только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет.

Для проведения государственного кадастрового учета образуемого земельного участка необходимо предоставление межевого плана, который изготавливается на основании утвержденной уполномоченным органом муниципального образования схемы расположения земельного участка (статьи 22, 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.

            Согласно пунктам 1, 5 и 7 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.

В соответствии с пунктами 1, 5, 7 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ  исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Кроме того, как указано ранее в настоящем решении на основании частей 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Более того, согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом об общих принципах ОМСУ и уставами муниципальных образований.

Соответственно, подготовка и выдача схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка является муниципальной услугой, которая должна предоставляться органом местного самоуправления в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Из содержания представленных материалов усматривается, что МБУ «АПЦ» осуществляет деятельность, приносящую доход. Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект – индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Следовательно, МБУ «АПЦ» является хозяйствующим субъектом.

Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Данная норма носит императивный (безусловный) характер, при этом доказывание факта ограничения конкуренции не требуется.

Действия Администрации по наделению МБУ «АПЦ» полномочиями органа местного самоуправления путем выдачи муниципального задания на 2013 год в части подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка и муниципальных заданий на 2014 и 2015 годы в части подготовки и выдачи схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка являются нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации Миасского городского округа по утверждению муниципальных заданий на 2013, 2014 и 2015 годы в части выполнения работ по подготовке проектов межевания территории, что привело к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности МБУ «Архитектурно-планировочный центр Миасского городского округа» и могло привести к устранению конкуренции при размещении муниципального заказа на выполнение указанных работ.

2. Признать нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации Миасского городского округа по наделению МБУ «Архитектурно-планировочный центр Миасского городского округа» полномочиями органа местного самоуправления путем выдачи муниципального задания на 2013 год в части подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка и муниципальных заданий на 2014 и 2015 годы в части подготовки и выдачи схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка.

3. Выдать Администрации Миасского городского округа предписание, предусмотренное частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений. 

5. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                            <…>

     

                 

Члены Комиссии                                                                                     <…>

 

 

                                                                                                                                  <…>

                                                     

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<…>

(351) 265-93-79

17.03.2015

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 03-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства

 

18 марта 2015 года                                                                                         г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от __ марта 2015 года по делу № 03-07/15 о нарушении Администрацией Миасского городского округа  (пр. Автозаводцев, 55, г. Миасс, 456300) частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции,,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации Миасского городского округа с даты получения настоящего предписания совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно при внесении изменений в муниципальное задание для МБУ «Архитектурно-планировочный центр Миасского городского округа» и утверждении новых муниципальных заданий для указанного учреждения не включать в муниципальные задания выполнение работ по подготовке проектов межевания территории, которые необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами.

2. Администрации Миасского городского округа с даты получения настоящего предписания прекратить нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в наделении МБУ «Архитектурно-планировочный центр Миасского городского округа» полномочиями органа местного самоуправления по подготовке и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка, а именно при внесении изменений в муниципальное задание для МБУ «Архитектурно-планировочный центр Миасского городского округа» и утверждении новых муниципальных заданий для указанного учреждения не включать в муниципальные задания выполнение работ по подготовке и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка.

3. Администрации Миасского городского округа в доказательство исполнения настоящего предписания в трехдневный срок со дня исполнения пунктов 1 и 2 настоящего предписания, но не позднее 31 декабря 2015 года, направить в Челябинское УФАС России надлежащим образом заверенные копии всех изменений в муниципальное задание для МБУ «Архитектурно-планировочный центр Миасского городского округа» на 2015 год и муниципальных заданий для указанного учреждения на 2016 год.

 

Пакет документов, представленный в доказательство исполнения предписания, должен быть заверен печатью организации и подписью должностного лица, прошит  и пронумерован, представлен с сопроводительным письмом и  описью документов.

 

Председатель Комиссии                                                                              <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                           <…>

 

   

    <…>  

         

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

<…>

 (351) 265-93-79

17.03.2015

Связанные организации

Связанные организации не указаны