Решение б/н Решение и предписание по делу № 04-07/17 в отношении Админис... от 11 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «21» июня 2017 года

В полном объеме решение изготовлено «27» июня 2017 года

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

 

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 04-07/17 по признакам нарушения Администрацией Неплюевского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области (ул. Слонова, д. 9, с. Неплюевка, Карталинский район, Челябинская область, 457383) (далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии:

-<…> Главы Администрации,

 

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России поступило заявление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство) на неправомерные действия Администрации, выразившиеся в заключении договора временного пользования движимым и недвижимым имуществом б/н от 14.12.2013 (далее – Договор от 14.12.2013) с нарушением требований антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения заявления Министерства и представленных документов Челябинским УФАС России в действиях Администрации установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и в соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Администрации выдано предупреждение № 33-07/16 исх. № 10324/07 от 17.08.2016 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В установленный срок указанное предупреждение Администрацией не исполнено, в связи с чем Приказом Челябинского УФАС России № 5 от «17» января 2017 года о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации возбуждено дело № 04-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Администрацией представлены письменные пояснения, документы (вх. от 22.02.2017 б/н, от 16.05.2017 б/н) и на заседании Комиссии указано следующее.

Поскольку МУП «ЖКХ Неплюевского сельского поселения» (далее - МУП «ЖКХ») является единственным поставщиком, оказывающим услуги по холодному водоснабжению, на территории Неплюевского сельского поселения, Администрацией заключен договор с указанным хозяйствующим субъектом.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

14 декабря 2013 года между Администрацией и МУП «ЖКХ» заключен Договор от 14.12.2013. Из 10 объектов, являющихся предметом Договора от 14.12.2013, 6 объектов - муниципальное имущество, на которое имеются свидетельства о регистрации права собственности:

- электрокотельная (1992 г.);

- скважина с. Неплюевка (1976 г.);

- скважина с. Неплюевка (1976 г.);

- скважина п. Акмулла (1976 г.);

- скважина п. Коноплянка (1976 г.);

- водовод (1976 г.) (далее – Объекты водоснабжения).

Соглашением Администрации и МУП «ЖКХ» от 19.09.2016 договор временного пользования движимым и недвижимым имуществом от 14.12.2013 расторгнут.

Вместе с тем, согласно пояснениям Администрации (вх. № 2115 от 22.02.2017) между Администрацией и МУП «ЖКХ» заключен договор безвозмездного пользования имуществом от 20.09.2016 на объекты муниципального имущества:

- водовод (остаточная стоимость 1 295 483,96 руб.);

- скважина с. Неплюевка (остаточная стоимость 8 941,04 руб.);

- скважина с. Неплюевка (остаточная стоимость 12 294,49 руб.);

- скважина п. Акмулла (остаточная стоимость 8 941,04 руб.);

- скважина п. Коноплянка (остаточная стоимость 8 941,04) (далее – имущество).

Указанный договор безвозмездного пользования имуществом от 20.09.2016 заключен на срок до 20.09.2019.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, указанных в данной части.

Согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении установлено, что права владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона № 103-ФЗ с 08.05.2013 передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объекта теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, до 01.01.2015 могло осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Однако МУП «ЖКХ» муниципальное имущество – Объекты водоснабжения переданы Администрацией во временное безвозмездное пользование, а не на условиях договора аренды, на срок, превышающий 3 года и без проведения торгов.

Таким образом, заключение Договора от 14.12.2013 сроком до 31.12.2019 года, а также договора от 20.09.2016, в части передачи во временное пользование Объектов водоснабжения, без проведения торгов после вступления в силу части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении недопустимо, в связи с необходимостью заключения договора аренды или концессионного соглашения в соответствии с требованиями законодательства о водоснабжении, в том числе путем проведения торгов.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, Администрацией представлено концессионное соглашение без номера и даты, заключенное с МУП «ЖКХ», следующего содержания: «Администрация Неплюевского сельского поселения Карталинского муниципального района, в лице главы, действующего на основании устава, с одной стороны и МУП «ЖКХ Неплюевского сельского поселения», в лице начальника ЖКХ, действующей на основании устава, 20.09.2016 года заключили концессионное соглашение на обслуживание скважин, холодного водоснабжения и водоотведения согласно 115-ФЗ от 21.07.2005 г. глава 3 статья 37; глава 4 статья 51». Согласно пояснениям Администрации концессионное соглашение заключено 20.09.2017.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях.

Законом о концессионных соглашениях предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. Так, согласно части 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях с 01.05.2015 допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 названного закона, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 указанной статьи.

Поскольку сведений о том, что какое-либо лицо выступило с инициативой заключения концессионного соглашения Администрацией не представлено, антимонопольным органом не получено, то у Администрации отсутствовали основания заключения концессионного соглашения без проведения торгов.

Кроме того, указанное концессионное соглашение также заключено без торгов и не соответствует Закону о концессионных соглашениях: отсутствуют перечень объектов, подлежащих созданию и (или) реконструкции, обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции указанных объектов, описание, в том числе технико-экономические показатели объектов концессионного соглашения, срок действия концессионного соглашения, значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, задание и основные мероприятия и другие требования, установленные Законом о концессионных соглашениях.

Таким образом, концессионное соглашение заключено Администрацией в нарушение положений Закона о концессионных соглашениях.

 

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Рассматриваемые действия Администрации привели к нарушению антимонопольного законодательства на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (ред. от 14.12.2011), группа 41.00).

 

Географические границы товарного рынка: Неплюевское сельское поселение Карталинского района Челябинской области.

Временной интервал исследования определен с учетом особенностей товарного рынка, целей исследования и включает в себя период с 14.12.2013 по 24.05.2017, то есть с даты заключения между Администрацией и МУП «ЖКХ» договора временного пользования движимым и недвижимым имуществом от 14.12.2013, не соответствующего требованиям действующего законодательства, до даты проведения анализа состояния конкуренции.

На основании изложенного, временной интервал исследования товарного рынка - с 14.12.2013 по 24.05.2017 годы.

Продуктовые границы исследования - рынок услуг сбору, очистке и распределению воды.

 

Частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Челябинским УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела № 04-07/17 от 26.05.2017, в связи с чем предложено лицам, участвующим в деле, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции представить в Челябинское УФАС России пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела № 04-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В адрес Челябинского УФАС России документов и доводов по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела № 04-07/17 от 26.05.2017, в адрес Челябинского УФАС России не поступило.

Таким образом, действия Администрации по заключению договора временного пользования движимым и недвижимым имуществом от 14.12.2013, договора безвозмездного пользования имуществом от 20.09.2016, концессионного соглашения от 20.09.2017 в отсутствие конкурентных процедур, приводят и (или) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке по услуг по сбору, очистке и распределению воды в Неплюевском сельском поселении, в том числе к созданию преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности МУП «ЖКХ», а также созданию необоснованного препятствования осуществления предпринимательской деятельности иным хозяйствующим субъектам, поскольку они лишены возможности претендовать на право осуществления услуг на данном рынке, что ограничивает доступ указанных хозяйствующих субъектов на товарный рынок и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Поскольку объекты теплоснабжения в настоящее время находятся во владении, пользовании МУП «ЖКХ», Комиссия считает необходимым выдать Администрации предписание, предусмотренное частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации по заключению договора временного пользования движимым и недвижимым имуществом от 14.12.2013, договора безвозмездного пользования имуществом от 20.09.2016, концессионного соглашения от 20.09.2017 в отсутствие конкурентных процедур, которые приводят и (или) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке по услуг по сбору, очистке и распределению воды в Неплюевском сельском поселении.

2. Выдать Администрации предписание, предусмотренное частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 04-07/17

 

«27» июня 2017 года г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель

Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>

-

начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании решения от 21 июня 2017 года по делу № 04-07/17 о нарушении Администрацией Неплюевского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области (далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которое приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды на территории Неплюевского сельского поселения, для чего Администрации необходимо:

1) принять меры, направленные на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

1.1) в срок до 01.08.2017 информировать МУП «ЖКХ» Неплюевского сельского поселения о прекращении не позднее, чем 01 ноября 2017 года, договора от 20.09.2016, концессионного соглашения от 20.09.2017, и необходимости возврата муниципального имущества в муниципальную казну в срок до 01 ноября 2017 года, а также о намерении его предоставления в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», антимонопольного законодательства;

1.2) в срок до 01.09.2017 организовать принятие мер в целях предоставления муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе по техническому обследованию муниципального имущества, согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) сведений, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

2) в срок до 01.11.2017 прекратить действия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем:

2.1) принятия мер по возврату муниципального имущества, переданного МУП «ЖКХ» Неплюевского сельского поселения по договору от 20.09.2016, концессионному соглашению от 20.09.2017 в муниципальную казну;

2.2) обеспечения соблюдения требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения.

2. Администрации в срок до 15.09.2017 представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения подпунктов 1.1, 1.2 настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих получение МУП «ЖКХ» Неплюевского сельского поселения письма, указанного в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего предписания, актов органов местного самоуправления Неплюевского сельского поселения, направленных на принятие мер в целях предоставления муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения, с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе по техническому обследованию муниципального имущества и т.д.).

3. Администрации в срок до 15.11.2017 представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пунктов 2, 2.1, 2.2 настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих принятие мер по возврату муниципального имущества в муниципальную казну, а также сведения о хозяйствующих субъектах, которым предоставлено в пользование муниципальное имущество – объекты водоснабжения с приложением следующих надлежаще заверенных копий документов и информации: решений, распоряжений, иных актов о проведении торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав в отношении данного имущества, с приложением извещения о проведении торгов (с указанием сайта и даты размещения), протоколов, составленных при их проведении, договоров, предусматривающих переход прав владения (пользования) в отношении имущества, иные документы, подтверждающие основания передачи имущества в пользование, в случае принятия решения о предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества – объектов водоснабжения).

Доказательства исполнения настоящего предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица.

Доказательства просим представить в прошитом и пронумерованном виде с сопроводительным письмом и описью документов со ссылкой на номер дела.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны