Решение б/н Решение и предписание по делу № 07-04/14 в отношении ООО «АЭ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

                                                                                        

г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена «14» апреля 2014 года

В полном объеме решение изготовлено «24» апреля 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: 

Председатель Комиссии:

Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

Тараскина А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

(далее — Комиссия), в присутствии: представителей ООО «АЭС Инвест», рассмотрев дело № 07-04/14 по признакам нарушения ООО «АЭС Инвест» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) и пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения), выразившегося в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объектов <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

<...> является собственником земельного участка по адресу: Челябинская обл., г. Копейск, р.п. Старокамышинск, ул. Журавлева, 31.

Между <...> и ООО «АЭС-капитал» 15.08.2012 заключен договор № 57/22/12 о технологическом присоединении к электрическим сетям жилого дома по адресу: Челябинская обл., г. Копейск, р.п. Старокамышинск, ул. Журавлева, 31.

Техническими условиями к договору от 15.08.2012 № 57/22/12 на сетевую организацию были возложены лишь мероприятия по непосредственному присоединению объектов <...> К электрическим сетям, а на <...> возложены мероприятия в границах принадлежащего ему земельного участка, которые заявителем исполнены не были.

28.02.2013 <...> обратился в ООО «АЭС Инвест» с заявкой на технологическое присоединение жилого дома по адресу: Челябинская обл., г. Копейск, р.п. Старокамышинск, ул. Журавлева, 31.

ООО «АЭС Инвест» уведомило <...>, о наличии заключенного с ООО «АЭС-капитал» договора от 15.08.2012 № 57/22/12 и положениях статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», в которой сказано, что технологическое присоединение носит однократный характер.

13.05.2013 между <...> и ООО «АЭС Инвест» заключен договор № 1709/22 о технологическом присоединении, который подписан и возвращен <...> 14.05.2013.

14.05.2013 <...> написал в ООО «АЭС Инвест» письмо, в котором просил аннулировать договор о технологическом присоединении от 15.08.2012 № 57/22/12.

В пункте 2.5 договора о технологическом присоединении от 13.05.2013 № 1709/22 указано, что мероприятия по технологическому присоединению должны быть исполнены сторонами в срок, не превышающий 6 месяцев.

Таким образом предельный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору от 13.05.2013 № 1709/22 — до 14.11.2013.

Ввиду неисполнения ООО «АЭС Инвест» мероприятий по технологическому присоединению до 14.11.2013 <...> 13.12.2013 письмом вх. № 2993 обратился в Челябинское УФАС России с жалобой на действия ООО «АЭС Инвест».

Письмом от 10.01.2014 вх. № 137 ООО «АЭС Инвест» сообщило в Челябинское УФАС России, что в связи с отсутствием финансовой возможности выполнения работ по технологическому присоединению жилого дома <...> (вне бюджета 2013 года) выполнение данных мероприятий включено в бюджет 2014 года и запланировано на 1 квартал 2014 года.

Также, ООО «АЭС Инвест» сообщило, что объекты <...> готовы к присоединению, о чем заявителем сообщено в сетевую организацию 16.12.2013. в связи с чем ООО «АЭС Инвест» планирует осуществить технологическое присоединение в срок до 17.01.2014.

Письмом от 12.02.2013 вх. № 1758 <...> сообщил в Челябинское УФАС России, что 20.01.2014 осуществлено временное технологическое присоединение принадлежащего ему жилого дома, а также, что провода проходят через земельный участок соседа, который данным фактом недоволен и пригрозил «оборвать провода».

Представители ООО «АЭС Инвест» на заседании Комиссии поддержали доводы, отраженные в письмах 10.01.2014 вх. № 137, от 11.04.2014 вх. № 4966, а также пояснили следующее.

Техническими условиями к договору от 13.05.2013 № 1709/22 об осуществлении технологического присоединения предусмотрены значительные мероприятия со стороны ООО «АЭС Инвест», а именно: строительство линии 6 кВ, установка проходной КТПН — 400-6/0,4 кВ, строительство линии 0,4 кВ, поскольку в данном районе за технологическим присоединением обратилось сразу несколько заявителей.

В связи с отсутствием финансовой возможности выполнения работ по технологическому присоединению жилого дома <...> (вне бюджета 2013 года) выполнение данных мероприятий включено в бюджет 2014 года и запланировано на 1 квартал 2014 года. В целях выполнения обязательств по договору на технологическое присоединение, в связи с готовностью объекта <...>, ООО «АЭС Инвест» была построена ВЛИ-0,4 кВ для обеспечения электроснабжения жилого дома № 31 по ул. Журавлева в п. Старокамышинск г. Копейска.

Уведомление от <...> об исполнении мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя представлено в ООО «АЭС Инвест» лишь 16.12.2013, то есть по истечении предельного срока для осуществления технологического присоединения. Акт о выполнении <...> технических условий составлен ООО «АЭС Инвест» 30.12.2013

09.01.2014 от ОАО «Челябэнергосбыт» поступили телефонограмма о заключении с <...> договора энергоснабжения и необходимости произвести временное подключение жилого дома № 31 по ул. Журавлева г. Копейска для проверки правильности схемы подключения и опломбирования расчетного прибора учета.

Фактическое технологическое присоединение (по временной схеме) жилого дома <...> Осуществлено 04.02.2014, о чем свидетельствует акт о технологическом присоединении от 04.02.2014 № 1709/22.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «АЭС Инвест» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения по следующим основаниям.

Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 27.12.2012 № 57/47 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с сетевыми организациями, расположенными на территории Челябинской области» для ООО «АЭС Инвест» утвержден тариф на услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ООО «АЭС Инвест», как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Таким образом в силу части 5 статьи 5 Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) положение ООО «АЭС Инвест» на данном товарном рынке признается доминирующим.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ООО «АЭС Инвест» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Правила присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям.

В подпункте «б» пункта 16 Правил присоединения одним из существенных условий договора на технологическое присоединение указан срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Пунктом 3 Правил присоединения установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Из технических условий к договору на технологическое присоединение от 13.05.2013 № 1709/22 следует, что ООО «АЭС Инвест» необходимо:

  1. выполнить проект внешнего электроснабжения в соответствии с действующими нормами проектирования, ПУЭ, ГОСТ 13109-97 и пр., в котором предусмотреть:

  2. мероприятия по реконструкции внешних сетей электроснабжения для устранения ограничений, препятствующих передаче вновь присоединяемых мощностей:

  3. строительство КЛ-6 кВ от ячейки-6 кВ, фидер № 3, ТП № 246 6/0,4 кВ до вводной ячейки-6 кВ проектируемой КТПН-П-400-К/К-6/0,4 кВ;

  4. установка КТПН-П-400-К/К-6/0,4 кВ (проходная с 3 ячейками-6кВ) по ул. Журавлева, между домами 34 и 36 (для электроснабжения квартала жилых индивидуальных домов по ул. Журавлева);

  5. строительство ВЛИ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ проектируемой КТПН-П-К/К-6/0,4 кВ до точки присоединения потребителя (<...>, ул. Журавлева, 31).

    1. в течение срока действия ТУ резервировать на источниках питания дополнительную мощность, указанную в пункте 2 ТУ и не предоставлять зарезервированную мощность другим лицам;

    2. предоставить зарезервированную мощность Заявителю при условии при условии исполнения условий договора, в том числе полной оплаты стоимости, указанной в пункте 3 договора.

Из технических условий к договору на технологическое присоединение от 13.05.2013 № 1709/22 следует, что <...> необходимо:

  1. выполнить проект внешнего электроснабжения в соответствии с действующими нормами проектирования, ПУЭ, ГОСТ 13109-97 и пр., в котором предусмотреть мероприятия по строительству (реконструкции) сетей электроснабжения в границах балансовой принадлежности заявителя:

  2. мероприятия по строительству (реконструкции) сетей электроснабжения в границах балансовой принадлежности:

  3. ввод проводом СИП от ближайшей опоры ВЛИ-0,4 кВ до ВРУ-0,4 кВ на фасаде жилого дома по ул. Журавлева, 31, сечение и марку определить проектом;

  4. повторное заземление нулевого проводника в ВРУ-0,4 кВ потребителя;

  5. защитные меры по электробезопасности, в соответствии с требованиями ПУЭ (глава 1.7).

    1. необходимую автоматику, защиту от перенапряжений;

    2. обеспечение работы оборудования с экономически обоснованным значением соотношения активной и реактивной мощности;

    3. установку прибора учета электрической энергии, сертифицированного и внесенного в Госреестр средств измерений РФ, соответствующего ГОСТ 30207-94 (МЭК 61036-90): класс точности не ниже 2,0, прямого включения. Место установки: в ВРУ-0,4 кВ потребителя (исполнение по степени защиты — IP-54) на фасаде здания жилого дома ул. Журавлева, 31.

    4. до начала строительных работ проект электроснабжения согласовать с ООО «АЭС Инвест» и другими заинтересованными лицами.

    5. электромонтажные, испытательные и прочие работы должны быть выполнены организациями, имеющими необходимые разрешения на право проведения указанных работ. Все подключаемые электроустановки должны быть заводского изготовления, иметь необходимые сертификаты (паспорта) и обеспечивать равномерную загрузку трехфазной сети.

Из анализа мероприятий, указанных в технических условиях к договору от 13.05.2013 № 1709/22, Челябинское УФАС России не может согласиться с объяснениями ООО «АЭС Инвест» невыполнения мероприятий по технологическому присоединению в 6 месячный срок тем, что Заявитель до 14.11.2013 не уведомил сетевую организацию об исполнении принятых на себя обязательств, поскольку ряд мероприятий, которые возложены на Заявителя, могли быть исполнены лишь после исполнения мероприятий, возложенных на ООО «АЭС Инвест».

Предельный срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору от 13.05.2013 № 1709/22-14.11.2013.

Письмом от 12.02.2013 вх. № 1758 <...> сообщил в Челябинское УФАС России, что 20.01.2014 осуществлено временное технологическое присоединение принадлежащего ему жилого дома, а также, что провода проходят через земельный участок соседа, который данным фактом недоволен и пригрозил «оборвать провода».

Представители ООО «АЭС Инвест» подтвердили факт «временного» технологического присоединения в связи с большим объемом работ и затрат, предусмотренных техническими условиями к договору от 13.05.2013 № 1709/22. Постоянное технологическое присоединение обещано ООО «АЭС Инвест» к исполнению в 2014 году, а в настоящее время подготовлены все необходимые проектные документы.

Оценив данные обстоятельства, Челябинское УФАС России приходит к выводу, что в течение 6 месяцев (в период с 14.05.2013 по 14.11.2013) ООО «АЭС Инвест» не исполнены мероприятия, предусмотренные техническими условиями к договору от 13.05.2013 № 1709/22.

Перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению также является существенным условием договора на технологическое присоединение могласно пункту 16 Правил присоединения.Комиссия считает, что в рассматриваемой ситуации пунктом 16 Правил присоединения определен предельный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может быть увеличен.

Довод ООО «АЭС инвест» об отсутствии уведомления со стороны <...> об исполнении мероприятий, предусмотренных техническими условиями, в период с 14.05.2013 по 14.11.2013 не принимается Челябинским УФАС России, поскольку в пункте 16 Правил присоединения указано, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным условием договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34.

Данная позиция поддержана судебной практикой, а именно — «приведенные нормы действующего законодательства именно сетевую организацию обязывают соблюдать установленный порядок и сроки технологического присоединения, в случае нарушения которого наступает соответствующая ответственность» (дело № А76-16907).

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В отношении действий (бездействия), прямо не поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо установить и доказать наличие или угрозу наступления последствий от действий хозяйствующего субъекта.

ООО «АЭС Инвест» не представило документов и доказательств, подтверждающих факт выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению до 14.11.2013.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ООО «АЭС Инвест», занимающего доминирующее положение на определенном товарном рынке, к исполнению своих обязанностей в процессе осуществления предпринимательской деятельности, в злоупотреблении доминирующим положением, в нарушении законодательства о конкуренции (посягает на отношения, находящиеся под особым государственным контролем).

Челябинское УФАС России приходит к выводу, что действиями ООО «АЭС Инвест» по нарушению сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение от 13.05.2013 № 1709/22 существенно ущемлены законные права и интересы Казаковой В.Н.

У ООО «АЭС Инвест» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта <...> в установленный законом 6 месячный срок, однако ООО «АЭС Инвест» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства.

С учетом изложенного, Комиссия расценивает действия ООО «АЭС Инвест», выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединие от 13.05.2013 № 1709/22, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения.

Факт осуществления ООО «АЭС Инвест» «временного» технологического присоединения жилого дома <...> не принимается Челябинским УФАС России как прекращение нарушения антимонопольного законодательства, поскольку данное технологическое присоединение осуществлено через земельный участок третьего лица и не соответствует обязательствам ООО «АЭС Инвест», указанным в технических условиях к договору от 13.05.2013 № 1709/22, поэтому Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдать ООО «АЭС Инвест» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия ООО «АЭС Инвест», выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение от 13.05.2013 № 1709/22, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения.

  2. Выдать ООО «АЭС Инвест» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

  3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии:

Ю.М. Расторгуева

А.И. Тараскина

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 4

 

14 апреля 2014 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

- Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Расторгуева Ю.М. – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

- Тараскина А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 14 апреля 2014 года по делу № 07-04/14 о нарушении ООО «АЭС Инвест» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила присоединения),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «АЭС Инвест» с момента получения настоящего предписания либо с момента вступления в силу судебного акта, которым будет подтверждена законность настоящего предписания, прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения, выразившиеся в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение от 13.05.2013 № 1709/22, путем совершения действий, указанных в пункте 2 настоящего предписания.

  2. Осуществить технологическое присоединение жилого дома <...> по адресу: г. Копейск, ул. Журавлева, 31 в соответствии с мероприятиями, указанными в технических условиях к договору от 13.05.2013 № 1709/22, в срок до 01 сентября 2014 года.

  3. О выполнении указанного предписания ООО «АЭС Инвест» сообщить в Челябинское УФАС России в 5 дней с момента исполнения, с приложением подтверждающих документов.

Председатель Комиссии

Е.Г. Семенова

Члены Комиссии:

Ю.М. Расторгуева

А.И. Тараскина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления решения по делу № 07-04/14 в полном объеме в Арбитражный суд Челябинской области.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны