Постановление по делу № 07-14.33ч.1/2017

Тип документа:
Постановления
Дата публикации:
17.07.2017
Управление:
Челябинское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер дела:
№ № 07-14.33ч.1/2017

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 07-14.33ч.1/2017

об административном правонарушении

 

12 июля 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 07-14.33ч.1/2017 от 15.02.2017 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного заместителем руководителя-начальником отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России <…>, в отношении Акционерный Челябинский инвестиционный банк «Челябинвестбанк» (Публичное акционерное общество) (ОГРН 1027400001650; ИНН 7421000200; КПП 745101001, зарегистрировано по адресу: 454113, г. Челябинск, площадь Революции, д.8) (далее – ПАО «Челябинвестбанк»), по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие законного представителя (представителя по доверенности) ПАО «Челябинвестбанк», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России <…>, исследовав материалы дела, разъяснив представителю права, а именно: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы и иные процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ,

УСТАНОВИЛА:

Челябинским УФАС России 30 ноября 2016 года оглашено решение по делу № 14-08/2016 о нарушении ПАО «Челябинвестбанк» статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение по указанному делу изготовлено в полном объеме 23 декабря 2016 года. Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

В результате рассмотрения данного дела признаны нарушением статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» действия ПАО «Челябинвестбанк», выразившиеся в несоблюдении требований гражданского законодательства при установлении различных процентных ставок по вкладам в зависимости от территории присутствия офиса (филиала, отделения).

 

При рассмотрении дела № 14-08/2016 установлено следующее.

 

ПАО «Челябинвестбанк» зарегистрирован в качестве юридического лица 24.04.1992 Центральным банком Российской Федерации. Согласно сведениям, указанным в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), а также сведениям, указанным в уставе ПАО «Челябинвестбанк», утвержденном внеочередным собранием акционеров 30.09.2015 (протокол № 46), наименование организационно-правовой формы Банка приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации – Акционерный Челябинский инвестиционный банк «Челябинвестбанк» (Публичное акционерное общество) (ранее – ОАО «Челябинвестбанк»). Основным видом деятельности ПАО «Челябинвестбанк» является прочее денежное посредничество. В целях осуществления своей деятельности ПАО «Челябинвестбанк» осуществляет банковские операции, в том числе по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект – индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Пунктом 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Из пункта 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ПАО «Челябинвестбанк» осуществляет банковские операции, в частности кредитные и операции по вкладам, является поднадзорной организацией Центральному Банку Российской Федерации (далее – ЦБ РФ), имеет филиальную структуру. В силу положений Устава ПАО «Челябинвестбанк», утвержденного внеочередным общим Собранием акционеров 30.09.2015, банк вправе открывать на территории Российской Федерации свои филиалы и представительства, деятельность которых регулируется Уставом и иными внутренними документами. Банк также вправе открывать внутренние структурные подразделения вне места нахождения банка и его филиалов, в частности к ним относятся дополнительные офисы.

В силу положений пунктов 4, 5 и 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании информации необходимой для оценки состояния конкуренции на рынке финансовых услуг от 20.05.2016, ПАО «Челябинвестбанк» осуществляет финансовую деятельность на конкурентном рынке, поскольку аналогичный вид деятельности (прочее денежное посредничество) в пределах одних географических границ (Челябинская область, г. Снежинск) осуществляют иные кредитные организации (филиалы), в частности ПАО «Челиндбанк», ФАКБ «Российский капитал» (ПАО), ПАО «Снежинский», ПАО «Росгосстрах Банк», ФКБ «Юниаструм» (ООО), Банк «ВТБ 24» (ПАО), ПАО «Сбербанк России», ПАО «Совкомбанк», ПАО КБ «УБРиР» также имеющие филиалы на территории г. Снежинска.

Таким образом, указанные финансовые организации являются конкурентами на рынке оказания банковских услуг, поскольку имеют возможность осуществлять деятельность на одном и том же товарном рынке в пределах одних и тех же географических границ – одного муниципального образования г. Снежинска.

 

Установлено, что Заявитель обращался в отделения ПАО «Челябинвестбанк», находящиеся в городе Челябинске (Отделение № 9, Отделение № 34, Пушкинское отделение), с целью заключения договора банковского вклада «Юбилейный Максимум» или «Юбилейный плюс», сведения о которых размещались в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и в рекламной информации. Факт обращения физического лица в ПАО «Челябинвестбанк» подтверждается копиями письменных обращений в указанные отделения банка, принятыми ПАО «Челябинвестбанк» 21 октября 2016 года. Однако в заключении договора банковского вклада ему было отказано ввиду того, что открытие вкладов «Юбилейный Максимум» и «Юбилейный плюс» осуществляется только в Отделении № 85 (г. Снежинск).

В силу статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

В результате рассмотрения обращения ПАО «Челябинвестбанк» выдано предписание о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства № 3-08/16 от 15.02.2016 (далее – Предупреждение № 3-08/16), в частности указано, что установление различных условий заключения договора банковского вклада в зависимости от территории нахождения отделения финансовой организации может создавать преимущественные условия осуществления деятельности ПАО «Челябинвестбанк» по сравнению с иными кредитными организациями, обеспечивающими соблюдение требований гражданского законодательства в части установления единых для потребителей условий предоставления финансовых услуг вне зависимости от нахождения дополнительного офиса юридического лица.

Поскольку Предупреждение № 3-08/16 ПАО «Челябинвестбанк» не исполнено в установленный срок и обществом не представлено документов, сведений и информации, свидетельствующих об отсутствии признаков нарушения требований Федерального закона «О защите конкуренции», Челябинским УФАС России на основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Челябинвестбанк».

 

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 

В действиях ПАО «Челябинвестбанк» присутствуют признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1. Действия ПАО «Челябинвестбанк» способствуют получению преимуществ при осуществлении деятельности на рынке финансовых услуг, поскольку установление процентных ставок по договорам банковского вклада в зависимости от нахождения дополнительного офиса (филиала) финансовой организации создает преимущественные условия деятельности организации на рынке оказания финансовых услуг в виде увеличения количества потребителей к оказываемым услугам банка в целом в границах одного муниципального образования по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, действующими на одном товарном рынке.

2. Противоречие действующему законодательству, а именно статье 426 ГК РФ, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

3. Способность причинения убытков конкурентам в виде возможности снижения размера получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании ПАО «Челябинвестбанк» от указанных действий (упущенная выгода), поскольку данные действия могут увеличить количество потребителей к финансовым услугам ПАО «Челябинвестбанк» и их оттоку потребителей от аналогичных услуг иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке финансовых услуг.

 

В соответствии со статьей 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.

 

В связи с изложенным, действия ПАО «Челябинвестбанк», выразившиеся в установлении различных процентных ставок по договорам банковского обслуживания в зависимости от территории нахождения дополнительного офиса банка указывают на признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «О защите конкуренции» коммерческие организации за нарушение антимонопольного законодательства несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

Вина ПАО «Челябинвестбанк» выразилась в несоблюдении норм действующего законодательства при установлении различных процентных ставок по вкладам в зависимости от территории присутствия офиса (филиала, отделения), ввиду чего общество получило необоснованное преимущество перед другими участниками рынка оказания финансовых услуг.

 

Частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ предусмотрено, что недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, составляет один год со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (части 1, 6 статьи 4.5 КоАП РФ).

Решение по делу № 14-08/2016, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, изготовлено в полном объеме 23 декабря 2016 года, соответственно, срок привлечения ПАО «Челябинвестбанк» к административной ответственности истекает 23 декабря 2017 года.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

У ПАО «Челябинвестбанк» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства, а именно для соблюдения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, однако ПАО «Челябинвестбанк» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению антимонопольного законодательства.

При таких обстоятельствах ПАО «Челябинвестбанк» признается виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

 

Обстоятельств, исключающих вину ПАО «Челябинвестбанк» в совершении данного административного правонарушения, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении при совершении данного административного правонарушения, не установлено.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП, не установлено.

С учетом изложенного, должностное лицо Челябинского УФАС России считает возможным применить к ПАО «Челябинвестбанк» минимальное административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, а именно – 100 000 (сто тысяч) рублей.

Руководствуясь статьями 4.1, 23.48, 29.9, 29.10, а также частью 1 статьи 14.33 КоАП,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ПАО «Челябинвестбанк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

2. Применить к ПАО «Челябинвестбанк» административное наказание в виде административного штрафа за недобросовестную конкуренцию по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма штрафа должна быть перечислена в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: КБК 16111602010016000140 ОКТМО 75701000 на счет органа федерального казначейства: УФК по Челябинской области (для Челябинского УФАС России), Отделение Челябинск, г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в Арбитражный суд с учетом места регистрации юридического лица и юрисдикции антимонопольного органа.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

После уплаты штрафа просим представить в Челябинское УФАС России копию платежного документа (факс (351) 263-18-39; электронная почта: to74@fas.gov.ru).