Решение б/н Решение по делу № 09-07/15 о нарушении антимонопольного зако... от 22 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «12» мая 2015 года
В полном объеме решение изготовлено «20» мая 2015 года
                                                                                               г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель
Комиссии:    <…>    -    руководитель Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии:    <…>    -    начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;
    <…>    -    ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,
рассмотрев дело № 09-07/15 по признакам нарушения Управлением муниципальной собственности Администрации города Троицка Челябинской области (457100 ул. им. А.М.Климова, д. 7, г. Троицк, Челябинская область; далее – Управление)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Челябинского УФАС России поступило обращение работников муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее – Предприятие) города Троицка Челябинской области (далее – Заявители) о неправомерных действиях Управления муниципальной собственности Администрации города Троицка Челябинской области (далее – Управление) при предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Троицкводоснабжение» (далее – ООО «Троицкводоснабжение») и обществу с ограниченной ответственностью «Троицкводоотведение» (далее – ООО «Троицкводоотведение») муниципального имущества.
По запросу Челябинского УФАС России Управлением представлены письменные пояснения (исх. № 4577 от 19.12.2014, исх. № 694 от 03.03.2015, исх. № 1231 от 18.04.2015, исх. № 1466 от 08.05.2015), из содержания которых следует, что 07.10.2014 Управлением заключены с ООО «Троицкводоотведение» и ООО «Троицкводоснабжение» (вместе – Общества) договоры аренды муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения. Торги на право заключения договоров аренды муниципального имущества не проводились, поскольку заключены на срок до 30 дней. После окончания срока действия договоров аренды Общества продолжили использовать муниципальное имущество. Арендная плата начислялась по фактическому использованию имущества.
Меры по возврату муниципального имущества из пользования Обществ Управлением не предпринимались в целях обеспечения бесперебойного водоснабжения и водоотведения на территории города Троицка Челябинской области и подготовки документации для проведения торгов.
Необходимость изъятия муниципального имущества у Предприятия и его передачи Обществам по краткосрочным договорам аренды была обусловлена отсутствием у Предприятия денежных средств на содержание муниципального имущества и проведением в отношении Предприятия процедуры банкротства.
 По вопросам утверждения тарифов для Обществ на услуги по водоснабжению и водоотведению в связи с передачей Обществам муниципального имущества по договорам аренды Управлением переписка с органами государственной власти и органами местного самоуправления не велась.
Переданное Обществам по договорам аренды муниципальное имущество возвращено в муниципальную казну 18.01.2015 по актам приема-передачи имущества. В настоящее время данное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за Предприятием.
Прокуратурой города Троицка Челябинской области (исх. № 40ж-2014 от 30.12.2014) представлена информация, согласно которой 10.10.2006 года между Управлением и Предприятием были заключены договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом. 07.10.2014 Арбитражным судом Челябинской области Предприятие признано банкротом. В тот же день между Управлением и Предприятием заключены соглашения о расторжении договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом. Указанные действия, по мнению Прокуратуры города Троицка, противоречат требованиям Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности).
07.10.2014 между Управлением и Обществами заключены договоры аренды муниципального имущества, которое ранее находилось в безвозмездном пользовании Предприятия. Данные договоры аренды заключены на срок по 07.11.2014, однако Общества продолжили использовать муниципальное имущество. Торги на право заключения договоров пользования муниципальным имуществом не проводились.
Согласно письменным пояснениям ООО «Троицкводоснабжение» (исх. № б/н от 04.03.2015, исх. № б/н от 15.04.2015), ООО «Троицкводоотведение» (исх. № б/н от 04.03.2015, исх. № б/н от 15.04.2015) 07.10.2014 между Управлением и Обществами заключены краткосрочные договоры аренды муниципального имущества. После окончания срока действия договоров аренды Общество продолжило пользоваться муниципальным имуществом, поскольку Управлением не были предъявлены требования о возврате данного имущества из пользования Обществ. Имущество возвращено по требованию арендодателя в январе 2015 года.
Целью заключения краткосрочных договоров аренды в отношении муниципального имущества являлась возможность оказания Обществами услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города Троицка Челябинской области, поскольку до заключения договоров аренды Общества не имели соответствующего имущества для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению.
Администрацией города Троицка Челябинской области (далее – Администрация) представлены письменные пояснения (исх. № 215 от 30.04.2015), из содержания которых следует, что 14.10.2014 ООО «Троицкводоснабжение» определено в качестве гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения на территории города Троицка (за исключением поселка ГРЭС); ООО «Троицкводоотведение» определено в качестве гарантирующей организации в сфере водоотведения на территории города Троицка (за исключением поселка ГРЭС). До 14.10.2014 в качестве гарантирующей организации в сферах водоснабжения и водоотведения было определено Предприятие.
При определении Обществ в качестве гарантирующих организаций количество присоединенных к их сетям абонентов не учитывалось, поскольку в пользование Обществам переданы все объекты водоснабжения и водоотведения. Иные хозяйствующие субъекты, помимо Обществ, на территории города Троицка Челябинской области услуги по водоснабжению и водоотведению не оказывают.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

25.09.2014 ООО «Троицкводоотведение» обратилось в Управление с заявлением (исх. № 32 от 25.09.2014) о готовности заключить договоры аренды муниципального имущества, необходимого для предоставления услуг по водоотведению на территории города Троицка. В этот же день ООО «Троицкводоснабжение» обратилось в Управление с заявлением (исх. № 42 от 25.09.2014) о готовности заключить договоры аренды муниципального имущества, необходимого для предоставления услуг по водоснабжению на территории города Троицка.
07.10.2014 между Управлением и ООО «Троицкводоотведение» заключен договор № 89.14.03.01.02 о передаче имущества в аренду. В соответствии с пунктом 7.1 данного договора муниципальное имущество передано на срок по 07.11.2014 включительно, согласно пункту 7.2 договор не подлежит пролонгации в силу требований статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Согласно акту приема-передачи имущества в аренду от 07.10.2014 имущество передано Управлением ООО «Троицкводоотведение».
07.10.2014 между Управлением и ООО «Троицкводоснабжение» заключен договор № 90.14.03.01.02 о передаче имущества в аренду. В соответствии с пунктом 7.1 данного договора муниципальное имущество передано на срок по 07.11.2014 включительно, согласно пункту 7.2 договор не подлежит пролонгации в силу требований Закона о защите конкуренции. Согласно акту приема-передачи имущества в аренду от 07.10.2014 имущество передано Управлением ООО «Троицкводоотведение».
Документы, подтверждающие проведение торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, Управлением по запросу Челябинского УФАС России не представлены. Также Управлением не представлены документы, подтверждающие возврат муниципального имущества из пользования ООО «Троицкводоканал» и ООО «Троицкводоснабжение» после окончания срока действия договоров аренды муниципального имущества от 07.10.2014 №№ 89.14.03.01.02, 90.14.03.01.02.
Напротив, согласно пояснениям Управления, Обществ и информации, представленной Прокуратурой города Троицка Челябинской области, имущество, переданное по договорам аренды от 07.10.2014 №№ 89.14.03.01.02, 90.14.03.01.02, продолжало находиться в пользовании ООО «Троицкводоснабжение» и ООО «Троицкводоотведение» после окончания срока действия указанных договоров.
В соответствии с актами приема-передачи муниципального имущества (возврата арендованного имущества) объекты водоснабжения и водоотведения, переданные Обществам по договорам аренды от 07.10.2014 №№ 89.14.03.01.02, 90.14.03.01.02, возвращены в муниципальную казну из пользования Обществ 18.01.2015.
Факт продолжения между Управлением и Обществами отношений аренды муниципального имущества после окончания срока действия договоров аренды от 07.10.2014 №№ 89.14.03.01.02, 90.14.03.01.02 подтверждается также выписками из лицевого счета администратора доходов бюджета и платежными поручениями, в соответствии с которыми Общества продолжали уплачивать арендную плату за пользование муниципальным имуществом после 07.11.2014. Оплата производилась от имени общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетов» в соответствии с заключенным между ним и Обществами договором на начисление и прием платежей от физических и юридических лиц от 01.10.2014 № ЦР-0110.
В соответствии с Распоряжениями Управления от 19.01.2015 № 16, от 28.01.2015 № 53 муниципальное имущество, являвшееся объектом договоров аренды от 07.10.2014 №№ 89.14.03.01.02, 90.14.03.01.02, закреплено на праве хозяйственного ведения за Предприятием.

Таким образом, Управление в период с 07.11.2014 по 18.01.2015 не принимало мер по возврату из пользования Обществ муниципального имущества, переданного без проведения торгов на срок до 30 дней, после окончания срока действия договоров от 07.10.2014 №№ 89.14.03.01.02, 90.14.03.01.02.
При этом Управлением не учтено, что в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. При этом предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается. Таким образом, срок, установленный пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, является пресекательным и продлению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Поскольку имущество, переданное по договорам аренды от 07.10.2014 №№ 89.14.03.01.02, 90.14.03.01.02, используется для водоснабжения и водоотведения на территории города Троицка Челябинской области, то есть при осуществлении предпринимательской деятельности, предоставление муниципального имущества без проведения торгов на срок, превышающий 30 дней, без проведения конкурентных процедур может привести к созданию получившим в пользование муниципальное имущество хозяйствующим субъектам (Обществам) преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности с использованием муниципального имущества, создать необоснованные препятствия иным хозяйствующим субъектам в доступе к муниципальному ресурсу.
Таким образом, бездействие Управления, выразившееся в непринятии мер по возврату муниципального имущества, переданного по договорам аренды от 07.10.2014 №№ 89.14.03.01.02, 90.14.03.01.02, из пользования ООО «Троицкводоотведение» и ООО «Троицкводоснабжение», могло создать данным хозяйствующим субъектам преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности с использованием муниципального имущества на рынках водоснабжения и водоотведения на территории города Троицка Челябинской области, создать необоснованные препятствия осуществлению предпринимательской деятельности иным хозяйствующим субъектам, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и противоречить части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 2 указанной нормы.

Поскольку в соответствии с актами приема-передачи муниципального имущества от 18.01.2015 и Распоряжениями Управления от 19.01.2015 № 16, от 28.01.2015 № 53 муниципальное имущество, переданное Обществам по договорам аренды муниципального имущества от 07.10.2014 №№ 89.14.03.01.02, 90.14.03.01.02, возвращено из владения Обществ в муниципальную казну и закреплено на праве хозяйственного ведения за Предприятием, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным предписание Управлению не выдавать.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Управления по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей  48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 указанной нормы, бездействие Управления муниципальной собственности Администрации города Троицка Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по возврату муниципального имущества, переданного по договорам аренды от 07.10.2014 №№ 89.14.03.01.02, 90.14.03.01.02, из пользования ООО «Троицкводоотведение» и ООО «Троицкводоснабжение», что могло создать данным хозяйствующим субъектам преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности с использованием муниципального имущества на рынках водоснабжения и водоотведения на территории города Троицка Челябинской области, создать необоснованные препятствия осуществлению предпринимательской деятельности иным хозяйствующим субъектам и привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Ответчику по делу предписание, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.
3. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.    


Председатель Комиссии                                                          <…>
 

Члены Комиссии                                                             <…>


                                                   <…>
                                                                                                           

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны