Решение б/н Решение и предписание № 09-07/16 в отношении Администрации Б... от 30 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 09-07/16 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» ноября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено «28» ноября 2017 года

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

 

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…> – начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<…>– главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 09-07/16 по признакам нарушения Администрацией Бакальского городского поселения Челябинской области (ул. Ленина, 13, г. Бакал, Саткинский район, 456900, ИНН 7417002451, ОГРН 1027401063898; далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление ПАО «Челябэнергосбыт» Златоустовский филиал (далее – ПАО «Челябэнергосбыт») на неправомерные действия Администрации, выразившиеся в нарушении порядка предоставления муниципального имущества – объектов водоснабжения на территории Бакальского городского поселения Челябинской области.

По результатам рассмотрения заявления ПАО «Челябэнергосбыт» и представленных документов Челябинским УФАС России в действиях Администрации установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и в соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано Администрации предупреждение № 03-07-17 исх. 680/07 от 26.01.2017 о прекращении в срок до 30 апреля 2017 года действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В установленный срок указанное предупреждение Администрацией не исполнено, в связи с чем Приказом Челябинского УФАС России № 115 от 11.05.2017 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации возбуждено дело № 09-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства.

Администрацией представлены следующие письменные пояснения, документы.

Распоряжения Администрации от 27.11.2015 № 256-р, 27.12.2015 № 297/4, 26.01.2016 № 25/2-р, 25.02.2016 № 43-р, 25.03.2016 № 63-р, 25.04.2016 № 85-р, 20.05.2016 № 108-р, 24.06.2016 № 145-р, 22.07.2016 № 172/1-р, на основании которых заключены договоры аренды № 9 от 27.11.2015, № 2 от 26.01.2016, № 8 от 25.02.2016, № 12 от 26.03.2016, 13 от 25.04.2016, 18 от 25.05.2016, 22 от 24.06.2016, 26 от 24.07.2016, приняты на основании пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

После заключения указанных договоров аренды Администрацией ООО «Горсеть», ООО «Тепловодоканал», ООО «Промресурс», ООО «Горводоканал», ООО «Урал Энерго Девелопмент» объекты водоснабжения переданы ООО «Нургуш» по договорам субаренды.

Письменные обращения о согласовании указанных договоров субаренды имущества (оборудование) - объектов водоснабжения, являющихся объектами договоров аренды имущества (оборудования), в адрес Администрации не поступали. Согласование договоров субаренды имущества (оборудование) осуществлялось посредством подписания Главой Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области на первом листе договора субаренды имущества (оборудование) и заверения печатью Администрации.

Сведения о датах ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения и подтверждающие документы отсутствуют.

На 2015-2017 годы тарифы в целях предоставления населению услуг по холодному водоснабжению утверждены:

- ООО «Нургуш» (Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27.11.2015 № 57/98);

- ООО «Горводоканал» (Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27.11.2015 № 57/70);

- ООО «Горводоканал» (Постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 26.11.2016 № 55/100).

Ввиду отсутствия в силу закона возможности заключения в отношении объектов водоснабжения договоров на длительный срок в целях предоставления населению услуг по холодному водоснабжению указанные договоры субаренды согласованы Администрацией, поскольку у ООО «Нургуш» утверждены тарифы Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27.11.2015 № 57/98.

Распоряжением Администрации от 21.12.2016 № 302-р во исполнение предписания Челябинского УФАС России по жалобе № 78-07-18.1/16 принято решение об аннулировании Конкурса по извещению № 261016/0233804/01 и признании утратившим силу распоряжения Администрации от 24.10.2016г. № 236-р.

В настоящее время конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения не проведен, концессионное соглашение не заключено.

Администрацией для организации и проведения конкурса на заключение концессионного соглашения в отношении объектов системы водоснабжения Бакальского городского поселения в настоящее время разрабатывается конкурсная документация, долгосрочные параметры регулирования деятельности. В связи с отсутствием государственной регистрации права муниципальной собственности Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области на большинство объектов системы водоснабжения Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области решается вопрос финансирования мероприятий для оформления права собственности.

Администрация является учредителем Муниципального бюджетного учреждения «Управление городским хозяйством Бакальского городского поселения» (далее – Учреждение).

Между Администрацией и Учреждением 01.10.2013 заключен договор № 4 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за Муниципальным бюджетным учреждением «Управление городским хозяйством Бакальского городского поселения».

Дополнительным соглашением № 9 от 15.10.2016 к договору № 4 от 01.10.2013 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением «Управление городским хозяйством Бакальского городского поселения», в договор включен перечень объектов водоснабжения, на основании которого Учреждением с ООО «Нургуш» заключены договоры аренды имущества (оборудование):

- № 1 от 01.01.2017 сроком действия с 01.01.2017 по 31.01.2017;

- № 2 от 31.01.2017 сроком действия с 31.01.2017 по 01.03.2017.

Дополнительным соглашением № 11 от 01.03.2017 к договору № 4 от 01.10.2013 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением «Управление городским хозяйством Бакальского городского поселения», из указанного договора исключен перечень Объектов водоснабжения.

01.03.2017 Администрацией с ООО «Нургуш» заключен договор аренды Объектов водоснабжения № 2/1 от 01.03.2017 сроком действия с 01.03.2017 по 28.02.2018 на основании Распоряжения Администрации от 01.03.2017 № 54/1-р.

ООО «Урал Энерго Девелопмент» представлены следующие письменные пояснения.

Обществом осуществляются такие виды деятельности, как: производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха (35.30 ОКВЭД), обеспечение работоспособности котельных (35.30.1 ОКВЭД), обеспечение работоспособности тепловых сетей (35.3.5 ОКВЭД), производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ (43.2 ОКВЭД).

Статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) установлен запрет на заключение договоров аренды объектов водоснабжения, если дата ввода их в эксплуатацию превышает 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию не может быть определена.

У Администрации отсутствует возможность заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения.

Администрация обратилась к обществу с просьбой о заключении договора аренды Объектов водоснабжения сроком на 1 месяц и поскольку у ООО «Урал Энерго Девелопмент» отсутствуют утвержденные тарифы на холодное водоснабжение, обществом Объекты водоснабжения переданы ООО «Нургуш» в субаренду. Указанная мера являлась вынужденной в целях предоставления населению услуг по холодному водоснабжению.

ПАО «Челябэнергосбыт» представило письменные пояснения, в которых указало следующее.

Администрацией на протяжении 2015-2017 годов заключаются договоры аренды объектов водоснабжения с нарушением требований действующего законодательства с ООО «Нургуш», а также с ООО «Горсеть», ООО «Тепловодоканал», ООО «Промресурс», ООО «Горводоканал», ООО «Урал Энерго Девелопмент», которыми объекты водоснабжения передаются с согласования Администрации ООО «Нургуш» по договорам субаренды.

Фактически в указанный период объекты водоснабжения находятся во владении и пользовании ООО «Нургуш», с использованием которых обществом осуществляется предпринимательская деятельность по водоснабжению населения Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, приносящая доход, поскольку осуществляется сбор денежных средств за водоснабжение.

Вместе с тем, ООО «Нургуш» не оплачиваются ПАО «Челябэнергосбыт» услуги энергоснабжения, в связи с чем ПАО «Челябэнергосбыт» вынуждено обращаться в Арбитражный суд Челябинской области с исками о взыскании задолженности (дела А76-16859/2015, А76-14763/2015, А76-24576/2015, А 76-25506/2015, А76-28680, А7630482/2015, А 76-1430/2016, А76-16842/2016).

Однако задолженность не взыскивается и долг в пользу ПАО «Челябэнергосбыт» не гасится, в связи с отсутствием имущества и денежных средств.

Таким образом, предоставление Администрацией ООО «Нургуш» прав владения и пользования объектами водоснабжения с нарушением требований действующего законодательства создает преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности указанному обществу ввиду предоставления муниципального имущества в отсутствие конкурентных процедур и с нарушением требований действующего законодательства, ограничивает доступ иным (добросовестным) хозяйствующим субъектам, способным осуществлять водоснабжение юридическим лицам и населению Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области.

С учетом изложенного, ПАО «Челябэнергосбыт» просит обязать Администрацию принять меры по возврату муниципального имущества - объектов водоснабжения в муниципальную казну и обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества - объектов водоснабжения.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Администрацией по результатам проведения торгов на право заключения договора аренды Объектов водоснабжения (извещение №211114/0233804/02) принято Распоряжение от 25.12.2014 № 276-р «Об аренде имущества (оборудования) ООО «Нургуш», на основании которого с указанным обществом заключен договор № 16 от 25.12.2014 аренды 34 объектов водоснабжения (далее – Объекты водоснабжения).

Согласно условиям срок действия договора аренды № 16 от 25.12.2014 с 27.12.2014 по 26.11.2015.

В последующем Администрацией принято Распоряжение:

- от 27.11.2015 № 256-р, на основании которого с ООО «Нургуш» заключен договор № 9 от 27.11.2015 аренды Объектов водоснабжения сроком действия с 27.11.2015 по 26.12.2015;

- от 27.12.2015 № 297-4, на основании которого с ООО «Горсеть» заключен договор № 18 от 27.12.2015 аренды Объектов водоснабжения сроком действия с 27.12.2015 по 25.01.2016;

- от 26.01.2016 № 25/2-р, на основании которого с ООО «Тепловодоканал» заключен договор № 2 от 26.01.2016 аренды Объектов водоснабжения сроком действия с 26.01.2016 по 24.02.2016;

- от 25.02.2016 № 43-р, на основании которого с ООО «Промресурс» заключен договор № 8 от 25.02.2016 аренды Объектов водоснабжения сроком действия с 25.02.2016 по 25.03.2016;

- от 25.03.2016 № 63-р, на основании которого с ООО «Горводоканал» заключен договор № 12 от 26.03.2016 аренды Объектов водоснабжения сроком действия с 26.03.2016 по 24.04.2016;

- от 25.04.2016 № 85-р, на основании которого с ООО «Урал Энерго Девелопмент» заключен договор № 13 от 25.04.2016 аренды Объектов водоснабжения сроком действия с 25.04.2016 по 24.05.2016;

- от 20.05.2016 № 108-р, на основании которого с ООО «Нургуш» заключен договор № 18 от 25.05.2016 аренды Объектов водоснабжения сроком действия с 25.05.2016 по 23.06.2016;

- от 24.06.2016 № 145-р, на основании которого с ООО «Горсеть» заключен договор № 22 от 24.06.2016 аренды Объектов водоснабжения сроком действия с 24.06.2016 по 23.07.2016;

- от 22.07.2016 № 172/1-р, на основании которого с ООО «Тепловодоканал» заключен договор № 26 от 24.07.2016 аренды Объектов водоснабжения сроком действия с 24.07.2016 по 22.08.2016.

Согласно пояснениям Администрации принятие Распоряжений от 27.11.2015 № 256-р, 27.12.2015 № 297-4, 26.01.2016 № 25/2-р, 25.02.2016 № 43-р, 25.03.2016 № 63-р, 25.04.2016 № 85-р, 20.05.2016 № 108-р, 24.06.2016 № 145-р, 22.07.2016 № 172/1-р и заключение договоров аренды № 9 от 27.11.2015, № 2 от 26.01.2016, № 8 от 25.02.2016, № 12 от 26.03.2016, 13 от 25.04.2016, 18 от 25.05.2016, 22 от 24.06.2016, 26 от 24.07.2016 с ООО «Горсеть», ООО «Тепловодоканал», ООО «Промресурс», ООО «Горводоканал», ООО «Урал Энерго Девелопмент», ООО «Нургуш» осуществлялось на основании пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

ООО «Горсеть», ООО «Тепловодоканал», ООО «Промресурс», ООО «Горводоканал», ООО «Урал Энерго Девелопмент» с ООО «Нургуш» заключены договоры субаренды имущества (оборудования).

Из пояснений Администрации следует, что ввиду отсутствия в силу закона возможности заключения в отношении Объектов водоснабжения договоров на длительный срок в целях предоставления населению услуг по холодному водоснабжению указанные договоры субаренды согласованы Администрацией, поскольку у ООО «Нургуш» утверждены тарифы Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27.11.2015 № 57/98.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 указанного закона.

Согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

При этом частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного закона.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня официального опубликования (08.05.2013) настоящего Федерального закона и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

При этом частью 2 статьи 41.3 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что арендатор не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 указанной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Таким образом, положения пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции неприменимы при заключении договоров в отношении Объектов водоснабжения, в связи с чем доводы Администрации о принятии Распоряжений от 27.11.2015 № 256-р, 27.12.2015 № 297-4, 26.01.2016 № 25/2-р, 25.02.2016 № 43-р, 25.03.2016 № 63-р, 25.04.2016 № 85-р, 20.05.2016 № 108-р, 24.06.2016 № 145-р, 22.07.2016 № 172/1-р и заключении договоров аренды № 9 от 27.11.2015, № 2 от 26.01.2016, № 8 от 25.02.2016, № 12 от 26.03.2016, 13 от 25.04.2016, 18 от 25.05.2016, 22 от 24.06.2016, 26 от 24.07.2016 на основании пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не могут быть приняты во внимание.

Соответственно, действия Администрации по принятию Распоряжений от 27.11.2015 № 256-р, 27.12.2015 № 297-4, 26.01.2016 № 25/2-р, 25.02.2016 № 43-р, 25.03.2016 № 63-р, 25.04.2016 № 85-р, 20.05.2016 № 108-р, 24.06.2016 № 145-р, 22.07.2016 № 172/1-р и заключению договоров аренды № 9 от 27.11.2015, № 2 от 26.01.2016, № 8 от 25.02.2016, № 12 от 26.03.2016, 13 от 25.04.2016, 18 от 25.05.2016, 22 от 24.06.2016, 26 от 24.07.2016, на основании которых Объекты водоснабжения предоставлялись ООО «Горсеть», ООО «Тепловодоканал», ООО «Промресурс», ООО «Горводоканал», ООО «Урал Энерго Девелопмент», ООО «Нургуш» без проведения торгов являются нарушением части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Челябинским УФАС России установлено, что Распоряжением Администрации от 24.10.2016 № 236-р принято решение о заключении концессионного соглашения в отношении Объектов водоснабжения и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов – www. torgi.gov.ru, на сайте Администрации Бакальского городского поселения 26 октября 2016 года опубликовано извещение № 261016/0233804/01 о проведении соответствующего конкурса.

Распоряжением Администрации от 21.12.2016 № 302-р во исполнение предписания Челябинского УФАС России по жалобе № 78-07-18.1/16 принято решение об аннулировании конкурса по извещению № 261016/0233804/01 и признании утратившим силу Распоряжения Администрации от 24.10.2016 № 236-р.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Положения данной нормы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции направлены, в том числе на защиту неопределенного круга лиц.

Таким образом, действия Администрации по принятию Распоряжений от 27.11.2015 № 256-р, 27.12.2015 № 297-4, 26.01.2016 № 25/2-р, 25.02.2016 № 43-р, 25.03.2016 № 63-р, 25.04.2016 № 85-р, 20.05.2016 № 108-р, 24.06.2016 № 145-р, 22.07.2016 № 172/1-р и заключению договоров аренды № 9 от 27.11.2015, № 2 от 26.01.2016, № 8 от 25.02.2016, № 12 от 26.03.2016, 13 от 25.04.2016, 18 от 25.05.2016, 22 от 24.06.2016, 26 от 24.07.2016, на основании которых Объекты водоснабжения предоставлялись ООО «Горсеть», ООО «Тепловодоканал», ООО «Промресурс», ООО «Горводоканал», ООО «Урал Энерго Девелопмент», ООО «Нургуш» без проведения торгов и с нарушением требований действующего законодательства, а также согласование Администрацией договоров субаренды, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку привели (могли привести) к созданию дискриминационных условий посредством предоставления преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности ООО «Нургуш» и ограничения доступа на товарный рынок.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в рассматриваемых действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Челябинским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение № 03-07/17 исх. № 680/07 от 26.01.2017, согласно которому Администрации необходимо совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения, путем:

1) принятия мер по возврату муниципального имущества - Объектов водоснабжения в муниципальную казну;

2) обеспечения соблюдения требований антимонопольного законодательства при предоставлении во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципального имущества - Объектов водоснабжения.

В установленный срок Администрацией предупреждение не исполнено, в связи с чем возбуждено дело № 09-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства.

Факт нахождения Объектов водоснабжения во владении и пользовании ООО «Нургуш» в период с 23.08.2016 до 31.12.2016 Администрацией не отрицается.

Кроме того, в последующем Объекты водоснабжения предоставлены МБУ «Управление городским хозяйством Бакальского городского поселения» в аренду ООО «Нургуш» по согласованным Администрацией договорам аренды № 1 от 01.01.2017 сроком действия с 01.01.2017 по 30.01.2017, № 2 от 31.01.2017 сроком действия с 31.01.2017 по 01.03.2017.

01.03.2017 Администрацией принято Распоряжение от 01.03.2017 № 54/1р «Об аренде имущества (оборудования) ООО «Нургуш», на основании которого Администрацией заключен договор № 2/1 от 01.03.2017 аренды имущества (оборудование) с ООО «Нургуш» сроком действия с 01.03.2017 по 28.02.2018.

Доводы Администрации о том, что предоставление ООО «Нургуш» Объектов водоснабжения обусловлено отсутствием возможности их предоставления в соответствии с Законом о концессионных соглашениях, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Исполнение органом местного самоуправления полномочий по организации водоснабжения населения не исключает обязанность по соблюдению им требований действующего законодательства, в том числе Закона о защите конкуренции, Закона о концессионных соглашениях, Закона о водоснабжении, то есть при реализации своих полномочий орган местного самоуправления обязан руководствоваться требованиями действующего законодательства.

Кроме того, требование о проведении конкурентных процедур в целях предоставления в концессию при передаче объектов водоснабжения установлены 08.05.2013, то есть с указанного момента Администрацией должны были быть приняты меры в целях предоставления муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения, с соблюдением требований действующего законодательства. Однако, Администрацией не обеспечено принятие таких мер в целях проведения торгов в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Указанное и привело к принятию Челябинским УФАС России решения по жалобе № 78-07-18.1/16 об аннулировании конкурса по извещению № 261016/0233804/01.

Частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Челябинским УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела № 09-07/17 и пунктом 3 определения об отложении рассмотрения дела № 09-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства предложено лицам, участвующим в деле, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции представить в Челябинское УФАС России пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела № 09-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В адрес Челябинского УФАС России возражения на заключение об обстоятельствах дела № 09-07/17 исх. № 12616/07 от 04.10.2017 не поступили.

В рамках рассмотрения настоящего дела Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Временной интервал исследования определен с учетом особенностей товарного рынка, целей исследования и включает в себя период с 27.11.2015 по 28.02.2018, то есть с даты принятия Администрацией Распоряжения от 27.11.2015 № 256-р до окончания срока действия договора аренды имущества (оборудование), заключенного на основании Распоряжения Администрации от 01.03.2017 № 54/1р.

Определенные с учетом границ территории, на которой осуществляет свои полномочия Администрация, и территории оказания услуг, географические границы товарного рынка: Бакальское городское поселение Саткинского муниципального района.

ООО «Нургуш» предоставлены во владение и пользование объекты водоснабжения, предназначенные для обеспечения населения Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области водоснабжением.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КПЕС 2008), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услуги по сдаче в аренду (внаем) собственного или арендованного недвижимого имущества отнесены к виду 68.2.

Переданные ООО «Нургуш» объекты недвижимого имущества предназначены (функциональное (целевое) назначение) для водоснабжения юридических лиц и населения.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место, а также если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом.

С учетом специфики объектов водоснабжения, в том числе длительности оформления разрешительной документации на строительство и строительства, а также ее стоимости, указанные товары не относятся к взаимозаменяемым.

Таким образом, продуктовыми границами исследуемых товарных рынков следует признать рынок сдачи в аренду (внаем) недвижимого имущества – объектов водоснабжения.

На официальном сайте Федеральной налоговой службы www.egrul.nalog.ru о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств содержатся, в том числе следующие сведения о видах деятельности:

- ООО «Водоотведение» 36.00.2 - Распределение воды для питьевых и промышленных нужд;

- ООО «Горсеть» 36.00.1 - Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, 36.00.2 - Распределение воды для питьевых и промышленных нужд;

- ООО «Промресурс» 36.0 - Забор, очистка и распределение воды;

- ООО «Тепловодоканал» 36.00.2 - Распределение воды для питьевых и промышленных нужд;

- ООО «Горводоканал» 36.00.1 - Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд,36.00.2 - Распределение воды для питьевых и промышленных нужд.

Согласно сведениям с официального сайта Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области www.tarif74.ru на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области утверждены тарифы на 2015-2017 годы на услуги водоснабжения ООО «Горводоканал», ООО «Нургуш».

Таким образом, на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области деятельность по оказанию услуг водоснабжения осуществляют, в том числе следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Водоотведение», ООО «Горсеть», ООО «Промресурс», ООО «Тепловодоканал», ООО «Горводоканал».

Согласно подпункту «а» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.

Рынок сдачи в аренду (внаем) недвижимого имущества, в том числе на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, Челябинской области, так и хозяйствующих субъектов других регионов, то есть имеет неограниченный круг хозяйствующих субъектов.

Ввиду наличия значительного количества хозяйствующих субъектов рынок сдачи в аренду (внаем) недвижимого имущества на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области является конкурентным.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества на конкурентной основе позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Факт создания дискриминационных условий подтверждается тем, что фактически хозяйствующие субъекты были лишены возможности выйти на соответствующий товарный рынок ввиду невозможности участия в конкурентных процедурах на получение указанного имущества для использования в предпринимательской деятельности.

Выводы о наличии нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении муниципального имущества в нарушение требований действующего законодательства без проведения торгов, согласуются с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 05.04.2011 № 14686/10, согласно которой в случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение влияет на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем и свидетельствует о нарушении положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Администрацией ввиду предоставления ООО «Нургуш» права владения и пользования объектами водоснабжения с нарушением требований действующего законодательства, созданы дискриминационные условия посредством предоставления преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности ООО «Нургуш» ввиду предоставления муниципального имущества в отсутствие конкурентных процедур и с нарушением требований действующего законодательства, ограничения доступа на товарный рынок, что могло оказать негативное влияние, в том числе на рынок услуг водоснабжения.

Таким образом, действия Администрации по предоставлению ООО «Нургуш» права владения и пользования Объектами водоснабжения, в том числе посредством принятия Распоряжений от 27.11.2015 № 256-р, от 20.05.2016 № 108-р, от 01.03.2017 № 54/1р и заключения договоров аренды № 9 от 27.11.2015, № 18 от 25.05.2016, № 2/1 от 01.03.2017 с ООО «Нургуш», принятия Распоряжения от 27.12.2015 № 297-4, заключения договора аренды № 18 от 27.12.2015 с ООО «Горсеть» и согласования передачи Объектов водоснабжения по договору субаренды ООО «Нургуш», принятия Распоряжения от 26.01.2016 № 25/2-р, заключения договора аренды № 2 от 26.01.2016 с ООО «Тепловодоканал» и согласования передачи Объектов водоснабжения по договору субаренды ООО «Нургуш», принятия Распоряжения от 25.02.2016 № 43-р, заключения договора аренды № 8 от 25.02.2016 с ООО «Промресурс» и согласования передачи Объектов водоснабжения по договору субаренды ООО «Нургуш», принятия Распоряжения от 25.03.2016 № 63-р, заключения договора аренды № 12 от 26.03.2016 с ООО «Горводоканал» и согласования передачи Объектов водоснабжения по договору субаренды ООО «Нургуш», принятия Распоряжения от 25.04.2016 № 85-р, заключения договора аренды № 13 от 25.04.2016 с ООО «Урал Энерго Девелопмент» и согласования передачи Объектов водоснабжения по договору субаренды ООО «Нургуш», принятия Распоряжения от 24.06.2016 № 145-р, заключения договора аренды № 22 от 24.06.2016 с ООО «Горсеть» и согласования передачи Объектов водоснабжения по договору субаренды ООО «Нургуш», принятия Распоряжения от 22.07.2016 № 172/1-р, заключения договора аренды № 26 от 24.07.2016 с ООО «Тепловодоканал» и согласования передачи Объектов водоснабжения по договору субаренды ООО «Нургуш», заключения дополнительного соглашения № 9 от 15.10.2016 к договору № 4 от 01.10.2013 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением «Управление городским хозяйством Бакальского городского поселения» и согласования передачи Объектов водоснабжения по договорам аренды № 1 от 01.01.2017, № 2 от 31.01.2017 ООО «Нургуш», без проведения торгов и с нарушением требований действующего законодательства, привели и (или) могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке аренды недвижимого имущества (объектов водоснабжения) на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, в том числе к созданию дискриминационных условий посредством предоставления преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности ООО «Нургуш», ограничения доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Администрации по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Поскольку Объекты теплоснабжения в настоящее время находятся во владении, пользовании Общества, Комиссия считает необходимым выдать Администрации предписание, предусмотренное частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Администрации Бакальского городского поселения Челябинской области (ул. Ленина, 13, г. Бакал, Саткинский район, 456900, ИНН 7417002451, ОГРН 1027401063898) по предоставлению ООО «Нургуш» права владения и пользования Объектами водоснабжения, в том числе посредством принятия Распоряжений от 27.11.2015 № 256-р, от 20.05.2016 № 108-р, от 01.03.2017 № 54/1р и заключения договоров аренды № 9 от 27.11.2015, № 18 от 25.05.2016, № 2/1 от 01.03.2017 с ООО «Нургуш», принятия Распоряжения от 27.12.2015 № 297-4, заключения договора аренды № 18 от 27.12.2015 с ООО «Горсеть» и согласования передачи Объектов водоснабжения по договору субаренды ООО «Нургуш», принятия Распоряжения от 26.01.2016 № 25/2-р, заключения договора аренды № 2 от 26.01.2016 с ООО «Тепловодоканал» и согласования передачи Объектов водоснабжения по договору субаренды ООО «Нургуш», принятия Распоряжения от 25.02.2016 № 43-р, заключения договора аренды № 8 от 25.02.2016 с ООО «Промресурс» и согласования передачи Объектов водоснабжения по договору субаренды ООО «Нургуш», принятия Распоряжения от 25.03.2016 № 63-р, заключения договора аренды № 12 от 26.03.2016 с ООО «Горводоканал» и согласования передачи Объектов водоснабжения по договору субаренды ООО «Нургуш», принятия Распоряжения от 25.04.2016 № 85-р, заключения договора аренды № 13 от 25.04.2016 с ООО «Урал Энерго Девелопмент» и согласования передачи Объектов водоснабжения по договору субаренды ООО «Нургуш», принятия Распоряжения от 24.06.2016 № 145-р, заключения договора аренды № 22 от 24.06.2016 с ООО «Горсеть» и согласования передачи Объектов водоснабжения по договору субаренды ООО «Нургуш», принятия Распоряжения от 22.07.2016 № 172/1-р, заключения договора аренды № 26 от 24.07.2016 с ООО «Тепловодоканал» и согласования передачи Объектов водоснабжения по договору субаренды ООО «Нургуш», заключения дополнительного соглашения № 9 от 15.10.2016 к договору № 4 от 01.10.2013 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением «Управление городским хозяйством Бакальского городского поселения» и согласования передачи Объектов водоснабжения по договорам аренды № 1 от 01.01.2017, № 2 от 31.01.2017 ООО «Нургуш», без проведения торгов и с нарушением требований действующего законодательства, что привело и (или) могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке аренды недвижимого имущества (объектов водоснабжения) на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, в том числе к созданию дискриминационных условий посредством предоставления преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности ООО «Нургуш», ограничения доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам.

2. Выдать Администрации предписание, предусмотренное частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания, в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение месяца со дня их вынесения.

<…> (351) 265-93-79, 28.11.2017

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 09-07/17

 

«20» ноября 2017 года г. Челябинск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

 

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>– начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<…>– главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 20 ноября 2017 года по делу № 09-07/17 о нарушении Администрацией Бакальского городского поселения Челябинской области (ул. Ленина, 13, г. Бакал, Саткинский район, 456900, ИНН 7417002451, ОГРН 1027401063898; далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которое приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке аренды недвижимого имущества (объектов водоснабжения) на территории Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, для чего Администрации необходимо:

1.1) в срок до 01.02.2018 информировать ООО «Нургуш» о прекращении договора № 2/1 от 01.03.2017 аренды имущества (оборудование) и необходимости возврата муниципального имущества в муниципальную казну в срок до 01 марта 2018 года, а также о намерении его предоставления в соответствии с требованиями действующего законодательства;

1.2) в срок до 01.03.2018 обеспечить возврат муниципального имущества, переданного ООО «Нургуш» по договору № 2/1 от 01.03.2017 аренды имущества (оборудование), в муниципальную казну;

1.3) в срок до 02.03.2018 предоставить во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам муниципальных объектов водоснабжения, предусмотренных договором № 2/1 от 01.03.2017 аренды имущества (оборудование), с соблюдением требований антимонопольного законодательства.

2. Администрации представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания (надлежаще заверенные копии документов, подтверждающих направление и получение ООО «Нургуш» уведомления, указанного в пункте 1.1 настоящего предписания (в срок до 15.02.2018), акты приема-передачи муниципальных объектов водоснабжения, указанных в пункте 1.2 настоящего предписания, и правовые акты о предоставлении муниципальных объектов водоснабжения, указанные в пункте 1.3 настоящего предписания (в срок до 15.03.2018).

Доказательства исполнения настоящего предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица.

Доказательства просим представить в прошитом и пронумерованном виде с сопроводительным письмом и описью документов со ссылкой на номер дела.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны